Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 64: Формы и методы организации самостоятельной и факультативной работы студентов





В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость при­обретает форма организации учебной деятельности уча­щихся на уроке. В педагогической литературе и школь­ной практике приняты в основном три такие формы - фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая - самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая — учащиеся работают в группах из 3—6 человек или и парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными,

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинако­вую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способ­ствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также уча­щихся между собой, воспитывает в детях чувство коллек­тивизма, позволяет учить школьников рассуждать и нахо­дить ошибки в рассуждениях своих товарищей по учебе, формировать устойчивые познавательные интересы, ак­тивизировать их деятельность.

Индивидуальная форма организации работы учащихся предпо­лагает, что каждый ученик получа­ет для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возмож­ностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, раз­нообразными источниками (справочники, словари, эн­циклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, приме­ров, написание изложений, сочинений, рефератов, док­ладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д. Ши­роко используется индивидуальная работа в программи­рованном обучении.

В педагогической литературе выделяют два вида ин­дивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без кон­такта с другими школьниками, но в едином для всех тем­пе, вторая предполагает учебно-познавательную деятель­ность учащихся над выполнением специфических зада­ний. Именно она позволяет регулировать темп продви­жения в учении каждого школьника сообразно его подго­товке, его реальным учебным возможностям.

Но эта форма организации содержит и серьезный недостаток. Способствуя воспитанию само­стоятельности учащихся, организованности, настойчиво­сти в достижении цели, индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает их общение ме­жду собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Эти недостатки можно компенсировать в практической работе учителя сочетанием индивидуальной формы организации учебной работы учащихся с такими формами коллективной рабо­ты, как фронтальная и групповая.

Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:

- класс на данном уроке делит­ся на группы для решения кон­кретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством ли­дера группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуаль­ный вклад каждого члена группы;

— состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов.

Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практиче­ских работ, лабораторных и работ-практикумов по естественно-научным предметам.

Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид кол­лективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, постоянной поддержке учителя, его оперативной помощи.


Успех групповой работы учащихся зависит, прежде всего, от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учи­теля, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях.

Итак, достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совме­стной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формирова­нии положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам. Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.

Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направлен­ную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, фор­мирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление само­стоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой — форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного зада­ния, которое, в конечном счете, приводит школьника либо к получению совершенно нового, заранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Следовательно, самостоятельная работа — это такое средство обучения, которое:

в каждой конкретной ситуации усвоения соответ­ствует конкретной дидактической цели и задаче;

формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объем и уро­вень знаний, навыков и умений для решении определенного класса познавательных задач исоответственного продвижения от низшим к высшим уровням мыслительной деятельности;

— вырабатывает у учащихся психологическую установ­ку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач

является важнейшим орудием педагогического руко­водства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.

Четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

1. Копирующие действия учащихся по заданному об­разцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной дея­тельности.

2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Од­нако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.


3. Продуктивная деятельность самостоятельного при­менения приобретенных знаний для решения задач, вы­ходящих за пределы известною образца, требующая спо­собности к индуктивным и дедуктивным выводам.

4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, усло­виях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.

Каждый из этих уровней, хотя они выделены услов­но, объективно существует.

Рассмотрим основные требо­вания к организации само­стоятельной деятельности уча­щихся. Любая самостоятельная рабо­та на любом уровне самостоя­тельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы.

Самостоятельная работа соответствует учебным воз­можностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня само­стоятельности на другой. В учебном процессе использу­ются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы.

Обеспечивается сочетание разнообразных видов са­мостоятельных работ и управление самим процессом ра­боты.

Назначение самостоятельной работы - развитие по­знавательных способностей, инициативы в принятии ре­шения, творческого мышления. Поэтому, подбирая зада­ния, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение.

Содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца.

Самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду,

По форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые.

В соответствии с уровнями самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся можно вы­делить четыре типа самостоятель­ных работ: воспроизводящие само­стоятельные работы по образцу, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие. Каждый из четырех типов имеет свои дидактические цели.

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и опре­делений), формирования умений и навыков и их проч­ного закрепления. Деятельность учеников при выполне­нии работ этого типа не совсем самостоя­тельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Они формируют фундамент подлинно самостоятельной дея­тельности ученика. Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объем ра­боты. Поспешный переход к самостоятельным работам других типов лишит ученика необходимой базы знаний, умений и навыков. Задержка на работах по образцу — бесполезная трата времени, порождающая скуку и безде­лье. У школьников пропадает интерес к учению и предмету, наступает торможение в их развитии.


Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят школьников к осмысленному пере­носу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы по­знавательной деятельности, способствуют развитию внут­ренних мотивов к познанию, создают условия для разви­тия мыслительной активности школьников. Самостоя­тельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для ре­шения задачи, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной дея­тельности формируется творческая личность учащегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систе­матизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования. Виды эвристических само­стоятельных работ, как и работ других типов, могут быть самыми разнообразными.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принци­пиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Ум­ственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа - одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.

В практике обучения каждый самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых учителями в системе урочных и внеурочных занятий. Наиболее распространенные и эффективные из них:

1. Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника; пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравне­ние, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.

2. Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; составление различных задач и вопросов и их решение; рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.

3. Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.

4. Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.

5. Подготовка докладов и рефератов, курсовых и дипломных работ.

6. Выполнение индивидуальных и групповых заданий, проверочные работы.

7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

8. Техническое моделирование и конструирование.

9. Аннотирование – краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

Большая часть перечисленных видов самостоятельных работ может быть составлена для различных уровней самостоятельной учебной деятельности учащихся, т.е. отнесена к каждому из четырех перечисленных выше типов самостоятельных работ. Огромен арсенал разнообразных самостоятельных работ для самых разных дидактических целей, имеющийся в распоряжении творчески работаю­щего учителя.

Многообразие самостоятельных работ исключает ре­цептурные указания к их проведению. Однако любая ра­бота должна начинаться с осознания учащимися цели дей­ствия и способа действий. От этого во многом зависит эффективность всей работы.

Наблюдения за практикой организации самостоя­тельной работы и анализ результатов выполнения учени­ками большого числа таких работ позволяют выделить наиболее часто встречающиеся недостатки в их организации:

нет системы в организации работ, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме;

— уровень предлагаемой самостоятельности не соот­ветствует учебным возможностям ученика; слабо выражен индивидуальный подход в подборе заданий;

— самостоятельные работы однообразны, их продол­жительность не оптимальна для данного класса

Итак, учитывая значение самостоятельной работы учащихся в учебном процессе современной школы, задача учителя заключается прежде всего в том, чтобы на уроке были созданы необходимые условия для эффектив­ной реализации всех видов самостоятельной работы, важнейшими из которых являются:

- постепенность введения разных по степени сложности стимулированию умственной активности видов самостоятельной работы;

- обязательность подготовки учащихся к выполне­нию заданий (сообщение исходных знаний и обучение общеучебным умениям);

- разнообразие видов самостоятельности работы, ис­пользуемых при преподавании каждого учебного предмета;

- подбор заданий, способствующих пробуждению интереса к их выполнению, содержащих посильные труд­ности;

- ознакомление учащихся с источниками получения необходимой для выполнения задачи информации;

- оказание учителем в случае необходимости помо­щи в работе;

- обучение учащихся приемам самоконтроля при выполнении работы;

- обязательность проверки учителем самостоятель­ных работ учащихся.

Учебный план предусматривает организацию всевоз­можных факультативов и курсов по выбору. Они разраба­тываются с учетом пожеланий и интересов школьников, их родителей. Практика подтверждает целесообразность факультативного изучения таких, например, курсов, как электро- и радиотехника, электроника, химия полимеров, астрофизика, психология, этика, античная история, народо­ведение, отдельные области ботаники, второй иностранный язык, машинопись, этнография, стенография, библиотечное дело, живопись, музыка, художественная гим­настика и т.д. При определении перечня факультативов и предметов по выбору исходят не только из личных пожела­ний учащихся, но из общественных потребностей и возможностей школы. Учитываются конкретные задачи подготов­ки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными

условиями. Факультативные занятия и занятия по выбору должны проводиться в тесной связи с уроками по обязательным и общеобразовательным предметам.

 


[1] 'Ожегов СИ., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1994. - С. 445

[2] Крупская Н. К. К вопросу о детдомах//На путях к новой школе. 1924. №6. - С. 6-9.

[3] Щелованов Н.М. Основные предпосылки для организации воспитательной работы в домах младенца // Вопросы материнства и младенчества. 1938. - С. 16-24.

[4] См. рис. на стр. 102 (…)







Date: 2015-10-19; view: 449; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию