Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос № 57. 1. Понятие и задачи практического занятия в несоц. специальностях
Одной из распространенных форм проведения занятий является семинар (практическое занятие). Он давно изучаются в методической литературе и имеют фундаментальное теоретико-методическое обеспечение. За годы своего существования высшая школа пережила множество новаций и псевдоноваций, которые сотрясали ее почти до основания. Но никакие инновации не смогли отменить или заменить традиционные формы обучения. Семинарские занятия получили свое название от латинского слова «seminarium», что означает рассадник, или рассаживание слушателей и проведение беседы (диспута) на заданную тему. Семинары (беседы, диспуты) появились в античном мире и представляли собой основную форму обучения. Их суть заключалась в сообщениях учащихся с комментариями и заключениями педагогов. В современной- высшей школе семинар, наряду с лекцией, стал одной из основных форм практического усвоения знаний как по гуманитарно-общественным, так и по естественным дисциплинам. Он предназначен для углубленного изучения предмета при активном использовании творческих способностей самого студента. Цели и задачи семинарских занятий весьма разнообразны. Они стимулируют: • развитие навыков профессиональной речи; • развитие самостоятельного мышления; • умение аргументировать и обосновывать свою точку зрения; • изучение и анализ первоисточников; • изучение дополнительней по изучаемой теме литературы; • критическое отношение к своему выступлению и выступлению своих сокурсников; • умение сопоставлять данные разных источников и обобщать их; • умение связывать теоретические положения с практическими ситуациями; • выработку твердых профессиональных убеждений. Критериями оценки качества семинарского занятия могут быть: 1) план семинара - определяется темой, которую предстоит изучить, и программой изучаемого курса. План семинара по социологии составляется преподавателем и полностью зависит от его опыта и мастерства. При этом имеются различные ситуации: либо семинары ведет сам лектор, либо он только читает лекции, а семинары ведет за ним преподаватель, либо лектор читает лекции и ведет семинары в отдельных группах потока, а в остальных группах этого же потока занятия проводит преподаватель; 2) список рекомендованной литературы Качество рекомендованной литературы определяется тем, что список ее может быть или слишком узким, или слишком широким; он может включать либо устаревшие работы, либо такие, которых еще нет в вузовской библиотеке. Поэтому четкое оформление списка рекомендуемой литературы является важным методическим требованием подготовки семинара, особенно при изучении социологии; 3) организация семинара - многоаспектный критерий. Здесь отражается степень готовности как студентов, так и преподавателя. Организация может быть четкой, слаженной, а может быть весьма хаотичной. Время проведения семинара должно быть строго расписано и полностью соответствовать цели занятия. Преподаватель не должен злоупотреблять своим правом вторгаться в ответы студентов, он должен умело направлять ход обсуждения, четко регулируя при этом время обсуждения. Лишь в результате такой слаженной работы преподавателя и студентов удается в полной мере разобрать все аспекты рассматриваемой проблемы; 4) активность студентов Активность студентов проявляется как в их ответах, так и в отношении к ответам своих товарищей, к замечаниям и дополнениям преподавателя, в фиксации важных положений рассматриваемых вопросов в виде специальных записей и т.д.; 5) стиль проведения семинара Стиль проведения семинара характеризуется такими качествами» как высокий интерес слушателей, их оживленное и заинтересованное участие в обсуждении вопросов или же, наоборот, скука, трафаретность, формализм, отсутствие какого-либо интереса со стороны студентов; 6) подготовленность преподавателя и его мастерство отражает профессиональное мастерство преподавателя, его теоретическую и психологическую готовность к проведению семинара. Здесь особенно зримо ощущается разница между молодым, начинающим преподавателем и преподавателем, уже имеющим богатый опыт преподавательской деятельности; 7) отношение преподавателя к студентам; 8) отношение студентов к преподавателю и к изучаемому предмету. Рассмотрим эти пункты более подробно. Это отношение можно уложить в шкалу: уважительное, равнодушное, критическое, враждебное. Все будет зависеть и от решения кафедры, и от подготовленности преподавателя и его субъективных устремлений, и от интересов слушателей, и от профиля специальности.
Date: 2015-10-19; view: 421; Нарушение авторских прав |