Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 57. 1. Понятие и задачи практического занятия в несоц. специальностях





Одной из распространенных форм проведения занятий является семинар (практическое занятие). Он давно изучаются в методической литературе и имеют фундамен­тальное теоретико-методическое обеспечение. За годы своего суще­ствования высшая школа пережила множество новаций и псевдоно­ваций, которые сотрясали ее почти до основания. Но никакие инно­вации не смогли отменить или заменить традиционные формы обучения.

Семинарские занятия получили свое название от латинского сло­ва «seminarium», что означает рассадник, или рассаживание слуша­телей и проведение беседы (диспута) на заданную тему. Семинары (беседы, диспуты) появились в античном мире и представляли собой основную форму обучения. Их суть заключалась в сообщениях уча­щихся с комментариями и заключениями педагогов.

В современной- высшей школе семинар, наряду с лекцией, стал одной из основных форм практического усвоения знаний как по гу­манитарно-общественным, так и по естественным дисциплинам. Он предназначен для углубленного изучения предмета при активном использовании творческих способностей самого студента. Цели и зада­чи семинарских занятий весьма разнообразны. Они стимулируют:

• развитие навыков профессиональной речи;

• развитие самостоятельного мышления;

• умение аргументировать и обосновывать свою точку зрения;

• изучение и анализ первоисточников;

• изучение дополнительней по изучаемой теме литературы;

• критическое отношение к своему выступлению и выступлению своих сокурсников;

• умение сопоставлять данные разных источников и обобщать их;

• умение связывать теоретические положения с практическими ситуациями;

• выработку твердых профессиональных убеждений.

Критериями оценки качества се­минарского занятия могут быть:

1) план семинара - определяется темой, которую предстоит изучить, и программой изучаемого курса. План семинара по социологии со­ставляется преподавателем и полностью зависит от его опыта и мас­терства. При этом имеются различные ситуации: либо семинары ве­дет сам лектор, либо он только читает лекции, а семинары ведет за ним преподаватель, либо лектор читает лекции и ведет семинары в отдельных группах потока, а в остальных группах этого же потока занятия проводит преподаватель;

2) список рекомен­дованной литературы Качество рекомендованной литературы определяется тем, что список ее может быть или слишком узким, или слишком широким; он может включать либо устаревшие работы, либо такие, которых еще нет в вузовской библиотеке. Поэтому четкое оформление списка рекомендуемой литературы является важным методическим требо­ванием подготовки семинара, особенно при изучении социологии;

3) организация семинара - многоаспектный критерий. Здесь отра­жается степень готовности как студентов, так и преподавателя. Ор­ганизация может быть четкой, слаженной, а может быть весьма хао­тичной. Время проведения семинара должно быть строго расписано и полностью соответствовать цели занятия. Преподаватель не дол­жен злоупотреблять своим правом вторгаться в ответы студентов, он должен умело направлять ход обсуждения, четко регулируя при этом время обсуждения. Лишь в результате такой слаженной работы преподавателя и студентов удается в полной мере разобрать все ас­пекты рассматриваемой проблемы;

4) активность студен­тов Активность студентов проявляется как в их ответах, так и в от­ношении к ответам своих товарищей, к замечаниям и дополнениям преподавателя, в фиксации важных положений рассматриваемых вопросов в виде специальных записей и т.д.;

5) стиль проведения семинара Стиль проведения семинара характеризуется такими качествами» как высокий интерес слушателей, их оживленное и заинтересован­ное участие в обсуждении вопросов или же, наоборот, скука, трафа­ретность, формализм, отсутствие какого-либо интереса со стороны студентов;

6) подготовленность преподавателя и его мастерство отражает профессиональное мастерство преподавателя, его теоретическую и психологическую готовность к проведению семинара. Здесь особенно зримо ощущается разница между молодым, начинающим преподавателем и преподавателем, уже имеющим богатый опыт преподавательской деятельности;

7) отношение преподавателя к студентам; 8) отноше­ние студентов к преподавателю и к изучаемому предмету. Рассмотрим эти пункты более подробно. Это отношение можно уложить в шкалу: уважительное, равнодушное, критическое, враждебное.

Все будет зависеть и от решения кафед­ры, и от подготовленности преподавателя и его субъективных уст­ремлений, и от интересов слушателей, и от профиля специальности.

 

 







Date: 2015-10-19; view: 421; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию