Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции обучения





Философия определяет функции как внешние прояв­ления свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения функции процесса обучения являются его свойствами и обуславливают комплексную реализа­цию всех его компонентов, направленных на творческое саморазвитие личности учащегося.

Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения на­правлен прежде всего на форми­рование у школьников знаний, умений и навыков, опыта репродуктивной познаватель­ной деятельности.

Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные, интериоризованные знания, согласно выводам ученых, характери­зуются полнотой, системностью, осознанностью и дейст­венностью. Это значит, что в процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные, при условии, что учащиеся осознают объем и структуру своих знаний и умеют ими оперировать в учебных и практических ситуа­циях. Это означает, что согласно образовательной функ­ции знания в процессе обучения становятся достоянием личности школьника, входят в структуру ее познаватель­ного опыта, в способность мобилизовывать прежние зна­ния для решения оригинальных задач, поиска дополни­тельной информации и добывания новых знаний.

В соответствии с образовательной функцией в обуче­нии знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании «абстрактного» знания, сколько в развитии уме­ний использовать его как средства, инструменты познава­тельной деятельности. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено наряду со знанием на формирование умений и навыков, как об­щих, так и специальных. Под умением надо понимать владение способом деятельности, способность применять знание. Это как бы знание в действии, умелое действие, направляемое четко осознаваемой целью. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета (например, работа с картой, лабораторная научная работа). К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной ре­чью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование, организация самостоятельной работы и др.

Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обу­чения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышле­ния, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоцио­нально-волевой и потребностно-мотивационной области, а также формирование опыта творческой деятельности.

Отечественной психологической школой и педагоги­ческими исследованиями установлено, что обучение вы­ступает как источник, средство развития личности. Один из важнейших законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Можно сказать, что всякое обучение развивает благодаря, в первую очередь, содержанию образования и, во вторую, благодаря тому, что учение является деятель­ностью. А личность, как известно из психологии, разви­вается в процессе деятельности.

Развивающая функция обучения реализуется успеш­нее, если обучение имеет специальную направленность, разработано и организовано так, чтобы включать учащегося в активную и сознательную разнообразную деятель­ность, которая развивала бы у него сенсорные воспри­ятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоцио­нальную, мотивационную сферы. Развивающая функция обучения наиболее успешно реализуется в ряде специаль­ных технологий или методических систем, преследующих именно цели развития личности. В отечественной дидак­тике для этого имеется специальный термин «развиваю­щее обучение».

В 60-е годы один из российских дидактов Л.В. Занков создал систему развивающего обучения младших школьников. Ее принципы, отбор содержания образо­вания и методы обучения направлены на развитие вос­приятия, речи, мышления школьников и способствова­ли теоретической и прикладной разработке проблемы развития в ходе обучения наряду с исследованиями других отечественных ученых: Д.Б. Эльконина, В.В. Да­выдова, Н.А. Менчинской и др. Благодаря этим иссле­дованиям отечественная дидактика получила ценные результаты: теорию поэтапного формирования умствен­ных действий (П.А. Гальперин), методы проблемного-обуче­ния (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов), способы активизации познавательной деятельности учащихся и др.


Современная организация обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разносто­роннее развитие ученика, в первую очередь умственное: обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации и пр.; обучение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные призна­ки объектов; обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее.

Надо отметить, что развитие сенсорной, двигатель­ной, эмоциональной сфер личности в обучении отстает от интеллектуального развития. Между тем очень важно, чтобы в процессе обучения развивалась способность тон­ко и точно воспринимать свойства и явления окружаю­щего мира: пространство, свет, цвет, звук, движение, т.е. чтобы ученик овладел глубиной и диапазоном восприятия своих органов чувств.

Развитие двигательной сферы ребенка состоит в том, чтобы, с одной стороны, формировать произвольные сложные движения в учении, труде, игре. С другой сто­роны, следует обеспечить активное и всестороннее физи­ческое развитие школьников, поскольку оно важно и для здоровья, и для интеллектуальной, эмоциональной, твор­ческой деятельности личности.

Развитие эмоциональной сферы, тонкости и богатст­ва чувств, переживаний от восприятия природы, искусст­ва, окружающих людей, всех вообще явлений жизни яв­ляется также одной из задач обучения. В дидактике име­ются примеры таких методических систем, которые на это направлены (Д. Кабалевский, Б. Неменский, И. Вол­ков).

Таким образом, еще раз следует напомнить: всякое учение ведет к развитию, но обучение носит развиваю­щий характер, если специально направлено на цели раз­вития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса.

Процесс обучения носит также и воспитывающий характер. Педаго­гическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, также как связь между обучением и развитием. Од­нако воспитание в процессе обучения осложняется влия­нием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом. Воспита­тельная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эсте­тические представления, система взглядов на мир, спо­собность следовать нормам поведения в обществе, ис­полнять принятые в нем законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы соци­ального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Воспитывающим фактором обучения является прежде всего содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. У гуманитарных и эстетических дисциплин он выше: пре­подавание музыки, литературы, истории, психологии, художественной культуры в силу предметного содержания этих областей представляет больше возможностей для формирования личности. Однако нельзя утверждать об автоматизме воспитания на этих предметах. Содержание учебного материала может вызывать неожиданные, про­тивоположные замыслу реакции учеников. Это зависит от уже имеющегося уровня воспитанности, социально-психологической, педагогической ситуации обучения, от особенностей класса, места и времени обучения и пр. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла наря­ду с гуманитарными предметами в большей мере способ­ствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании учащихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.


Вторым фактором воспитания в процессе обучения, если не считать систему методов преподавания, тоже в известной мере влияющую на формирование учащихся, является характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, взаимодействие уча­стников процесса обучения, стиль руководства учите­лем познавательной деятельностью учеников. Совре­менная педагогика считает, что оптимальным стилем общения учителя является демократический стиль, ко­торый соединяет в себе гуманное, уважительное отно­шение к учащимся, предоставляет им известную само­стоятельность, привлекает их к организации процесса обучения. С другой стороны, демократический стиль обязывает учителя осуществлять руководящую роль и деятельность в процессе обучения.

Следовательно, для реализации воспитательной функции обучения учителю недостаточно знать об объек­тивном характере связи обучения и воспитания. Чтобы оказывать формирующее воздействие на учащихся в обу­чении, учитель должен, во-первых, анализировать и от­бирать учебный материал с точки зрения его воспита­тельного потенциала, во-вторых, так строить процесс обучения, чтобы стимулировать личностное восприятие учебной информации учениками, вызывать их активное оценочное отношение к изучаемому, формировать их ин­тересы, потребности, гуманистическую направленность. Для реализации воспитательной функции процесс обучения должен быть специально проанализирован и разрабо­тан учителем во всех его компонентах.

Надо, однако, помнить, что воспитание учащихся осуществляется не только в школе и не заканчивается в ней. Поэтому не рекомендуется полностью подчинить процесс обучения целям воспитания. Необходимо созда­вать условия для благоприятного формирования школь­ников, оставив им право, свободу и самостоятельность в анализе действительности и выборе системы взглядов. Не случайно некоторые направления в педагогике (на­пример, экзистенциализм) считают, что школа не должна формировать взглядов учащихся, а только давать инфор­мацию для их свободного выбора. Думается, что это уто­пия: как уже было сказано, любая система обучения пря­мо или косвенно формирует личность ученика.

Следует также иметь в виду, что не только воспита­ние зависит от обучения, но и наоборот: без определен­ного уровня воспитанности, желания ученика учиться, наличия элементарных навыков поведения и общения, принятия учащимися этических норм общества невоз­можно обучение. Подтверждением этому служит отсев педагогически запущенных учеников из школы.

Итак, педагогической наукой выделены три функции обу­чения. Они находятся в сложно переплетающихся свя­зях, взаимообусловленности: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно условием активизации первопричи­ны. В этом выражается диалектический характер их единства.

Функции обучения реализуются на практике, во-первых, комплексом задач урока, включающих в себя за­дачи образования, воспитания и развития школьников; во-вторых, таким содержанием деятельности учителя и учащихся, которое бы обеспечило реализацию всех трех видов задач с учетом того, что на каждом этапе урока какие-то из них будут решаться в большей или меньшей мере; в-третьих, единство этих функций осуществляется сочетанием разнообразных методов, форм и средств обу­чения; в-четвертых, в процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения и при анализе его результатов одно­временно оцениваются ход осуществления всех трех функций, а не одной из них (Ю.К. Бабанский). Этим оп­ределяется ряд требований к обучению, выполнение ко­торых, согласно современной дидактике, делает его более успешным и качественно новым.

 







Date: 2015-10-19; view: 383; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию