Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 38 Социологический практикум





Социологический практикум — это разновидность учебного задания, своеобразная задача, требующая для своего решения (выполнения) специального ин­струментария: первичных знаний, умений и навыков в области подготовки и проведения социологических исследований.

 

Целью этого вида заданий является обучение студентов – не социологов подготовке и проведению микроисследований в учебной группе, на учебном потоке вуза, в семье, среди родст­венников, соседей, во время производственной практики. Таким образом, можно выяснить тенденции изменения социальной структуры российского общества (на примере анализа социаль­ного состава студентов учебной группы или нескольких групп); реальных доходов населения (на примере анализа доходов соб­ственной семьи, соседей или родственников).

 

Задания:

♦ Проанализируйте систему управления вашего вуза (школы, учреждения, предприятия...). Сформулируйте ре­комендации по его совершенствованию. Какой метод со­циологических исследований вы использовали, выполняя это задание?

♦ Путем анкетирования или интервьюирования учащихся ближайшей к вам школы (или школы, где проходит педагогическая практика) выясните, какой бы хотели видеть учащиеся свою школу, в чем отличие реальной школы от идеальной.

 

Упражнение – это выработка или усовершенствование каких-либо практических навыков путем многократного выполнения действий по определенному алгоритму, образцу; выработка привычки делать это правильно. Это простейшая форма тренинга. Например, составление анкеты по заданным параметрам или образцу, редактирование текста и т.д.

 

Примеры заданий, упражнений: уточнение собственной точки зрения студентов по широко применяемым, но неоднозначно понимаемым определениям, категориям; задание на решение проблемной ситуации; анализ теоретических положений и применение их в практич. жизни; анализ статистических данных и составление оригинальных таблиц, графиков, диаграмм, схем; логические задания по первоисточникам; вопросы и задания, носящие характер прогноза; участие в дискуссии.

 

План и методика проведения социологического практикума на тему: «Социальные институты»

Основные положения:

1. Одним из важнейших общественных объединений, рацио­нально упорядоченных в своих целях и средствах и обеспечивающих относительную устойчивость социальных отношений и взаимодейст­вий в обществе, является социальный институт. Макс Вебер выделил две характерные особенности социального института:

1) Социальный институт предстает как совокупность людей, в которую они зачисляются на основании объективных данных - про­фессия, уровень образования, наличие определенных знаний, навы­ков, умений и т.п.

2) Наличие в социальном институте рациональных установок, правил, норм, которым надлежит следовать всем субъектам, входя­щим в состав этого института, и специфического аппарата, осуществ­ляющего санкции, регулирующие соблюдение установленных в нем норм и правил, в том числе и принуждение.

 

2. Социальные институты обладают следующими признаками:

1) Наличие более или менее определенной цели (целей) своей деятельности.

2) Наличие определенных функций, обеспечивающих достиже­ние поставленной цели (целей).

3) Четкое распределение социальных позиций (статусов) и ро­лей, функций, прав и обязанностей, типичных именно для данного института.

4) Особый тип регулирования взаимоотношений, система опре­деленных установлений, предписаний, норм, правил, которым долж­ны следовать индивиды, участвующие в деятельности данного инсти­тута.

5) Система санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и осуждение, пресечение, подавление отклоняющегося поведения.

 

3. Значительная часть признаков социального института совпа­дает с признаками социальной организации. Такое совпадение объяс­няется тем, что социальный институт представляет собой особый тип социальной организации. Однако институт имеет и такие существен­ные признаки, которые отличают его от организации. Они таковы:

1) Действия индивидов и их групп в рамках социального инсти­тута в своих целях и средствах их достижения упорядочены приня­тыми в данном институте установлениями (т.е. тем, что установлено, превращено в норму, закон), определяющими их обязанности. Если же возникают расхождения между поступками и обязанностями, а определенные индивиды не желают повиноваться существующим установлениям, в действие вступает аппарат принуждения, которым регулируют соответствующие типы поведения.


2) Социальный институт представляет собой относительно ус­тойчивый и долговременно действующий тип взаимодействий и по­ведения людей, что отличается от многих организаций. Например, церковь как социальный институт функционирует на протяжение сто­летий и даже тысячелетий, а тайные организации декабристов в Рос­сии просуществовали 10-15 лет.

3) Социальный институт - крупномасштабная общность людей, которая в отличие от организации имеет широко разветвленную, иерархизированную структуру, включающую в себя систему организа­ции местного, регионального и общестранового уровня. Такова, на­пример, структура государства как сложного социального института, имеющие свои страновые, региональные и местные органы власти.

4) Социальный институт располагает необходимыми кадрами, материальными ресурсами и условиями, обеспечивающими успешное выполнение нормативных установлений и предписаний, а также эф­фективное осуществление нормативного контроля.

5) Социальный институт располагает целостной системой стан­дартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях, обязатель­ных для всех включенных в его состав индивидов и групп в целях ус­пешного осуществления функций данного института.

 

4. Определение рассматриваемого феномена гласит: "Социаль­ный институт - это сравнительно высокоорганизованная система социальных отношений и взаимодействий, отличающаяся устойчи­вой социальной структурой, глубокой интегрированностъю своих элементов, многообразием и динамичностью их функций, наличием рационально установленных стандартов поведения, предопределен­ных содержанием решаемых задач.

Социальные институты отличаются четким разграничением со­циальных статусов и ролей, функций, полномочий и ответственности каждого из субъектов взаимодействия, согласованностью их действий, регуляцией этих действий и контролем за их осуществлением. Благода­ря этому в обществе обеспечивается значительная предсказуемость поведения людей в определенных обстоятельствах, стабильность и ус­тойчивость социальных связей и самой структуры общества.

 

5. Важное значение имеет типологизация социальных институ­тов. В зависимости от жесткости и способов регламентации их дея­тельности они подразделяются на формальные и неформальные. Фор­мальные институты отличаются тем, что взаимодействие между субъ­ектами в них осуществляется на основе формально оговоренных уста­новлений, правил, норм, положений (воинский устав, кодекс чести дво­рянина, клятва Гиппократа и др.), а выполнение определенных обязан­ностей связано с разделением труда и профессионализацией выполняе­мых функций; осуществляется управление совершаемыми действиями и контроль над ними. Неформальные социальные институты, хотя и регулируются в своей деятельности определенными нормами и прави­лами, не обладают жесткой регламентацией, а взаимоотношения в них не оформлены четко в виде предписаний, установлений, уставов и т.п. Примером здесь может служить дружба, которой присущи такие нор­мы, как доверие, верность, преданность и др., но регламентация дружеских отношений не носит формального характера.

6. В зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты подразделяются на следующие типы: Политические. Экономические. Социально-культурные. Институт образования. Институт религии. Институт здравоохранения и социального обеспечения. Семья. Наука. Вооруженные силы. Правоохранительные органы.


 

7. Процесс возникновения, формирования и развития социаль­ных институтов называется институциализацией. Она включает в себя шесть основных этапов:

1) Возникновение в обществе определенных потребностей в новых видах социальной деятельности и соответствующих им усло­вий.

2) Формирование общих целей, которые должны достигаться совместными действиями входящих в состав данного социального института людей.

3) Возникновение социальных норм и правил, вырабатывае­мых в процессе создания социального института (армии, науки и т.п.).

4) Развитие необходимых для успешного функционирования социального института организационных структур (политическое бюро партии, командные структуры в армии и т.п.).

5) Создание характерной для данного института системы стату­сов и ролей (например, военнослужащих или членов партии).

6) Процесс интернализации (усвоение) индивидами новых со­циальных норм и ценностей, стандартов поведения, свойственных данному социальному институту.

 

8. Социология разделяет явные и латентные функции социаль­ных институтов. Явные функции - такие последствия действий, кото­рые входили в намерения и осознавались участниками института; ла­тентные - последствия, которые не входили в их намерения и не бы­ли ими осознаны.

 

9. Явные функции социальных институтов сводятся к следующему:

1) Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений.

2) Адаптационная функция, обеспечивающая приспособляе­мость, адаптируемость к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды - как природной, так и социальной.

3) Интегративная функция, обеспечивающая взаимозависи­мость, солидарность и сплоченность входящих в их состав индивидов и всех членов общества.

4) Коммуникативная функция, обеспечивающая распространение и освоение информации не только в пределах данного института I (например, науки), но и во всех сферах общества, во всех организациях, институтах, общностях.

5) Социализирующая функция, играющая решающую роль в формировании и развитии личности, в усвоении ею социальных ценностей, норм и ролей, реализации ею своего социального статуса.

6) Регулирующая функция воплощается в том, что социальные институты в процессе своего функционирования обеспечивают регу­лирование взаимодействий между индивидами и социальными общ­ностями посредством выработки определенных норм и стандартов поведения, системы поощрений за наиболее эффективные действия, соответствующие нормам, ценностям, ожиданиям общества или общ­ности, и санкций (наказаний) за действия, отклоняющиеся от этих ценностей и норм.

 

Практические задания

1. Подберите в тексте Учебного пособия и данного Практикума определения следующих ключевых понятий и постарайтесь запом­нить их.


Социальный институт.

Типы институтов.

Особенности институтов.

Институциализация.

Признаки института.

Этапы институциализации.

Сущностные характеристики института.

Функции социальных институтов.

 

2. Для лучшего усвоения содержания данной главы Вы должны понять и запомнить смысл следующих важнейших терминов:

Установления. Формальные институты.

Санкции. Неформальные институты.

Социальные позиции. Явные функции.

Стандарты поведения. Латентные функции

 

3. В представленной ниже структурно-логической схеме названия некоторых социальных институтов оказались пропущенными. Ваша задача: вписать в пустующие клеточки недостающие названия социальных институтов.

 

Вопросы по теме:

1.Опишите основные особенности социальных институтов.

2.какими признаками обладают социальные институты.

3.В чем различие между социальными организациями и институтами.

4.Дайте развернутое определение социального института.

5.В чем различие между формальными и неформальными институтами.

6.Какие типы социальных институтов Вы знаете? Каковы их цели.

7.охарактеризуйте социальные процессы, посредством которых развиваются социальные институты.

8.В чем различие явных и латентных функций социальных институтов.

9.дайте характеристику явных функций социальных институтов.

 

Вопрос №39. методика проведения урока по социологии в школе (тема по выбору)







Date: 2015-10-19; view: 880; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию