Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос № 42. Семья как институт первичной социализации. Формы общественного контроля воспитания в семье
Понятие семьи. Семья как институт первичной социализации: функции семьи, ее воспитательный потенциал, педагогически несостоятельные семьи, семьи группы риска. Семейные ролевые отношения, нормы и санкции. Характеристика современной семьи как ведущего фактора социализации. Социальный контроль как элемент социальных институтов, обеспечивающих следование социальным нормам, правилам деятельности; нормативных требований и ограничений в поведении, его формы, контролирующие семейное воспитание. Социологи традиционно рассматривают семью как социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Однако не всех удовлетворяет это определение. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья – это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга. Современный социолог Энтони Гидденс дал более широкое определение: семья – это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку. Сущность семьи как социального института выражается в ее функциях. Последние регулируют отношение членов семьи друг с другом (мужа и жены, родителей и детей, родителей и прародителей и т.д.), служат укреплению семьи и ее нормальному функционированию в структуре общества. В качестве основных можно указать следующие функции: 1. Основная функция семьи – репродуктивная. Семья создаётся в силу объективной необходимости продолжения и дополняется субъективной потребностью в общении именно с данным, избранным индивидом. 2. Воспитательная функция: Семья как воспитывающий коллектив характеризуется непрерывностью и длительностью отношений между людьми разного пола и возраста. Эмоциональный настрой семьи, чувства, связывающие чувства ее членов, являются тем фундаментом, на котором строится вся семейная жизнь. 3. Хозяйственно-бытовая функция – поддерживание физического состояния семьи, уход за престарелыми. 4. Экономическо-материальная функция – поддержание одними членами семьи других – несовершеннолетних престарелых и нетрудоспособных. 5. Социального контр оля – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность 6. Духовная функция – духовное обогащение членов семьи. 7. Социально-статусная – предоставляет членам семьи определенное положение в обществе. 8. Досуговая – организация рационального досуга. 9. Эмоциональная – осуществление психологической защиты, организация эмоциональной поддержки, стабилизирующей личность, предотвращающая дезинтеграцию личности Семья как социально-психологическая целостность оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Чем сплоченнее семья, тем эффективнее нормативное воздействие. Сплоченность, о которой здесь идет речь, предполагает ценностное единство, наличие фамилизма, приоритета семьи, подчинения интересов индивида семейным нормам. Однако если эта приоритетность абсолютизируется, происходит формирование конформистского поведения, когда личность ничего не делает без постоянной оглядки на доминирующих членов семьи. Существует целый ряд факторов, вызывающих отклонения в нравственном развитии членов семьи: · наличие в семье источника негативного воздействия (пьянство, наркомания, асоциальное поведение); · напряженные отношения между родителями, переходящие в затяжной конфликт; · конфликтные отношения родителей с детьми; · нарушение структуры семьи. В зависимости от того, какой фактор является исходным, выделяют следующие типы неблагополучных семей: проблемные, конфликтные, педагогически несостоятельные. Первая группа – это «проблемные семьи», для которых типично то обстоятельство, что напряженность внутрисемейных взаимоотношений дополняется конфликтом с другими социальными институтами (неадаптированность родителей к труду, аморализм, пьянство). Многие ценностные ориентации этой группы противоречат общественным требованиям и нормам. Вторая группа – семьи, в которых между родителями постоянны конфликты, вызываемые различием взглядов, интересов, утратой чувств, что приводит к негативным последствиям. Напряженная психологическая атмосфера в семье толкает ребенка на улицу, где он нередко вступает в группы с асоциальной направленностью. Третья группа семей – педагогически несостоятельные, – характеризуется утратой контактов с детьми и контроля над ними. В семье, как и в обществе в целом, формируются определенные роли, которые выполняют члены семьи, - муж, жена; отец, мать; родители, дети; дочь, сын; тесть, теща, зять, невестка и т.д. От того, насколько успешно выполняются эти роли, зависит морально-психологический климат семьи, ее гармоничное существование и функционирование. Отношения между членами семьи регулируются традицией, нравственными, правовыми, религиозными нормами, а также индивидуальными особенностями характера, воспитанностью и культурой каждого члена семьи. Традиционно роль хозяина в семье, начиная с зарождения патриархата, принадлежала (да и сейчас во многих семьях принадлежит) мужчине, который является основным добытчиком средств существования, родоначальником и основным стержнем семьи. Женщина вела хозяйство, рожала и воспитывала детей. В настоящее время в индустриально развитых странах происходит изменение характера лидерства в семье: женщины работают и получают зарплату (за справедливостью которой строго следят различные феминистские движения и специалисты по тендеру), престарелые родители обеспечены пенсией, взрослеющие дети стремятся к ранним заработкам и частичной финансовой независимости от родителей. Все это, разумеется, снижает доминирующую роль мужчины в семье, хотя старые традиции продолжают действовать, определяя менталитет членов семьи. В современном обществе структура и функции семьи претерпевают серьезные изменения. Непременным условием развития модернизированного, промышленного, урбанизированного общества является возрастающий уровень социальной мобильности, в таком обществе постоянно возникает необходимость для конкретных членов семьи переместиться, переселиться туда, где открываются возможности для получения работы, для социального продвижения. Это ведет к разрыву семейных связей, обязательства по отношению к семье уступают место императиву мобильности как залогу достижения материального благополучия и социального успеха. Единство образа жизни членов семьи уступает место возникающему разнообразию их жизненных устремлений, нарастающему различию в их социальном положении. Семейные узы ослабляются или распадаются. В условиях городского окружения все менее сохраняется семья из трех уровней (старшее поколение, их дети и внуки). В подобного рода патриархальной семье, служившей основной производственной единицей, большее количество членов семьи означало и большую производительность. В индустриализированном,- городском окружении эта зависимость резко ослабляется. В подобном окружении многие функции семьи выполняются иными социальными институтами (уход за детьми, их образование, лечение, воспитание), социализирующая функция семьи дополняется в системе соответствующих институтов, средствами массовой информации и т. д. В условиях, когда экономическая, социализирующая, воспитательная функция семьи ослабляется, возникает тенденция основывать семейные узы на эмоциональной, духовной близости между супругами и относиться к детям не как к экономическому фактору семейного благополучия, не просто как к объекту социализации, воспитания, но как к самостоятельным индивидам. В современном обществе залогом успеха становится не столько социальное происхождение индивида, прежде определявшее его судьбу, сколько его личные достижения и заслуги. Семейная принадлежность все меньше определяет социальный статус лица. Личные устремления начинают превалировать над семейными обязательствами. Они предопределяют брачный выбор, место проживания и род занятий индивида. Возникающая в индустриальном обществе нуклеарная семья (муж, жена, ребенок) становится более уязвимой в случае неблагоприятного развития событий (болезнь, старость, уход из жизни, материальные потери у кого-нибудь из членов семьи), чем семья патриархальная, где все подобные случаи могли быть компенсированы в силу взаимных обязательств. Для того чтобы общество функционировало нормально, составляющие его индивиды должны поступать согласно установленным социальным нормам. Только в этом случае их поведение может быть прогнозируемым, и общество будет с большой долей вероятности знать, чего можно ждать от своих членов в той или иной конкретной ситуации. Для обеспечения соответствия поведения индивидов принятым в обществе нормам, у общества имеется специальный механизм — социальный контроль. Социальный контроль — это система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе знаков и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными Ожиданиями от окружающего социального мира. По отношению к индивидуальному поведению социальный контроль проявляется как ограничивающая внешняя сила — аналогично тому, как на поведение человека оказывают ограничительное воздействие законы физики. Так, ребенок, который обжег палец, научается осторожно обращаться с огнем и в дальнейшем в своем поведении считается с физическими законами. Однако такое схематичное понимание, порожденное механическим детерминизмом и упрощенным психологизмом, недостаточно. В действительности социальный контроль является чисто внешним по отношению к индивиду только в ранние годы жизни, когда поведение ребенка постоянно корректируют извне родители, воспитатели, учителя, т.е. в этот период соответствие поступков индивида принятым нормам обеспечивается внешними санкциями. В процессе взросления и социализации происходит интернализация социальных норм. Это означает, что поведение индивида все больше управляется внутренними регуляторами: в его личность органически включаются общепринятые стандарты поведения, которые он воспринимает как составную часть самого себя, «вторую натуру». Большинству из нас знакома ситуация, когда есть все возможности совершить безнаказанно и без ведома других выгодный или приятный для нас, но неприемлемый с точки зрения социальных стандартов поступок, но мы так не поступаем, потому что нам «не позволяет совесть». Голос совести — это и есть внутренний самоконтроль, который в действительности представляет собой внутренний контроль со стороны общества. Можно выделить три типа процессов социального контроля: 1) процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм; 2)процессы, организующие социальный опыт индивидов; 3)процессы применения различных формальных и неформальных социальных санкций. К процессам первого типа относятся процессы социализации, семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит овнутрение требований общества — социальных предписаний, т.е. таких запретов и позитивных требований, которые адресуются обществом каждому индивиду в обязательном порядке. Форма выражения таких запретов и требований может быть как письменной и прямой (например, таблички с надписью «по газонам не ходить»), так и неявной и неформальной (никто из нас не раздевается догола в общественных местах, хотя нигде не висит табличка с надписью «не раздеваться»). Очень действенным неформальным выражением социальных предписаний является общественное мнение. Кроме внутреннего голоса совести от запретных поступков человека удерживает страх перед общественным осуждением или осуждением со стороны уважаемых им лиц. Некоторые социальные запреты интернализованы настолько глубоко, что возможность их нарушения прочно вытеснена в бессознательное. Процессы второго типа организуют преимущественно общество и государство. Последнее предпринимает усилия для того, чтобы индивиды как можно меньше сталкивались с социальными явлениями, способными дестабилизировать их поведение. Например, в большинстве случаев учреждения, где происходит что-то волнующее и негативное, — тюрьмы, исправительные учреждения, полигоны для ядерных испытаний, закрытые научные лаборатории — расположены так, что доступ к ним минимален. Отсутствие гласности в обществе — это тоже форма организации социального опыта, цель которой в том, чтобы негативная информация о социальной действительности и деятельности конкретных власть имущих лиц не стала достоянием широких масс и не смогла дестабилизировать ситуацию. В то же время и гласность представляет собой форму контроля общества над поведением господствующих слоев и групп. Процессы третьего типа связаны с применением санкций — специальных средств поощрения и наказания, побуждающих к соблюдению установленных норм. Чем жестче система социального контроля в данном конкретном обществе, тем больше оно прибегает к санкциям. В этом смысле наиболее жесткими были и остаются многие традиционные общества, где существуют очень жестокие наказания даже за неуголовные деяния, например религиозное свободомыслие, супружескую измену. Социальные санкции могут быть формализованными, процедура применения которых регламентируется законами, инструкциями и другими официальными документами, и неформализованными, которые реализуются в ходе неформального общения людей в виде морального осуждения или похвалы. Date: 2015-10-19; view: 1111; Нарушение авторских прав |