Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учебные игры
Как известно, любая игра — это ролевое взаимодействие условно противоборствующих групп в форме развлечения или соревнования по поводу достижения определенной цели. Учебная игра заимствует из обычной игры соревнование, противоборство групп, ролевое поведение ее участников, развлекательный элемент и переводит групповое взаимодействие из сферы развлечения в плоскость «реального» поведения обучаемых в производственных, общественных условиях. Модели этих условий конструируются средствами учебного процесса таким образом, чтобы в них содержалась высокая концентрация сложных ситуаций, предназначенных для решения участниками игры,.и чтобы имитируемые при этом процессы отражали жизнь, а решения — современный уровень науки. Признаками учебной игры являются: имитация учебными средствами производственных или общественных условий, прямо связанных с одной из тем учебного курса; проблемное конструирование этапов игры и ситуаций; коллективное решение задач ее участниками; состязательное движение к"~цели; ролевое взаимодействие обучаемых; соблюдение принятых в игре правил; общественная значимость достигнутого в игре результата. Немаловажен при выборе данного вида практикума и интерес обучаемых к проблеме. Учебные игры не могут быть очень длительными, так как ограничены объемом учебных занятий. На различных межвузовских курсах практикуются иногда игры, рассчитанные на 2—3 дня или 14—46 часов. Такие игры не i подходят для учебного процесса. Учебная игра должна быть рассчитана на время семинара (2—4 часа), хотя и может быть потом продолжена во внеучебное время, если заинтересует студентов. Можно выделить два типа учебных (дидактических) игр: познавательные и деловые (производственные). Познавательные игры, в свою очередь, подразделяются на различные виды игр, в том числе и игры исторического типа,- предполагающие воспроизведение определенных исторических событий, непосредственно связанных с темой учебного занятия, в устном изложении их обучающимися, которые распределены по социальным ролям имитируемого отрезка истории. При этом участникам игры предоставлено право не только описывать общий ход событий в той хронологической последовательности, в которой они протекали в действительности, выступать от имени исторических лиц, излагая их решения и поступки, но и вводить в игру предположительные ситуации, допускать возможность других решений и иного характера действий своих героев. При возникновении в игре непредвиденных ситуаций ее участникам предоставляется возможность строить события не так, как они протекали в действительности, а в соответствии с современными тенденциям. Однако таких ходов в игре — минимум. Главное в игре не в том, чтобы перекроить историю в соответствии с законами общественного развития или в соответствии с субъективными позициями играющих, а в том, чтобы, опираясь на практику, анализируя исторические события, самостоятельно придти к осмыслению той учебной теории, которая имеет аналогии в данных исторических событиях. Задача участников игры в период подготовки состоит в том, чтобы по литературе и курсам читаемых лекций изучить ход имитируемых событий, действие ролевых партнеров, вжиться в образ своих героев и быть готовыми проанализировать их деятельность, получая для этого слово в зависимости от хронологии событий и поступков, а также степени их завершенности в данной игре. Этот вид игры называется также имитационным исполнением ролей или игрой-инсценировкой. Но, вероятно, более правильно будет называть ее так, как называли ее мы, так как и исполнение ролей, и имитация возможны также в деловых (производственных) играх. К учебным играм относятся также игры, углубляющие знания студентами документов и первоисточников. Трудно, например, иными учебными средствами побудить студента к более основательному изучению Конституции и других документов и более убедительно показать их практическое значение, чем в процессе учебных игр «Демократические институты», «Позиция», «Предвыборная кампания» и др. В деловой (производственной) игре зачастую имитируется производственная обстановка и решаются неизбежно возникающие проблемные ситуации, вводимые в игру ее руководителями. В качестве примера учебных деловых игр можно назвать игры «Выбор руководителя», «Кадры», «Маркетинг», «Социально-экономические приоритеты трудового коллектива» и «Конфликт». На занятиях могут проигрываться ситуации типа «Если бы я был начальником цеха (мастером, мэром города, президентом страны)». С алгоритмом учебной игры, методикой ее подготовки и проведения, основными этапами можно познакомиться, прочитав брошюру «Новые подходы к программе и преподаванию политэкономии» (М.: Знание, 1991), а также главу IV «Игровые методики при изучении социологии» в «Практикуме по социологии» (инновационные методики) — М.: Изд-во ИМТ, 1997. Этапы и методика проведения игры. Первый этап. Вводное слово преподавателя, в котором определяются тема и цель предстоящей работы, формулируется проблема, раскрываются ее актуальность и предпосылки решения, обосновывается Необходимость коллективного поиска способов и путей решения проблемы, создается мотивация эффективной поисково-познавательной деятельности. Второй этап. Дается характеристика проблемы. Суть проблемы обычно раскрывается в процессе коллективного обсуждения. Следует иметь в виду, что сравнимость результатов возможна лишь при условии строго однозначной трактовки содержания проблемы. В этих целях она структуризируется, т. е. в ее содержании вычленяются элементарные составляющие (компоненты) или характеристики. Характеристика сложных дискуссионных проблем предполагает использование экспертного метода с последующим обсуждением альтернативных точек зрения. Третий этап. Выявление концепций (способов) решения проблемы обеспечивается на основе свободного, но гибко управляемого преподавателем обмена мнениями методом «мозгового штурма» (при этом принимаются и фиксируются любые, даже профессионально явно несостоятельные решения). В ряде случаев, в частности, когда аудитория испытывает известные затруднения, целесообразно проведение специального «экспресс-опроса» студентов с помощью карточки программированного контроля, которая фиксируется на доске или в студенческих тетрадях с последующим коллективным или индивидуальным выбором приемлемых решений из предлагаемого перечня. Четвертый этап. Формирование рабочих групп и группы экспертов (из числа студентов). Обеспечивается на основе открытого голосования из наиболее подготовленных студентов либо из числа тех, кто воздержался при голосовании. Пятый этап. Работа в малых рабочих группах по обоснованию различных решений. Работа в группах строится по разработанному плану: определение сути выбранного решения проблемы и основных аргументов по его обоснованию; выявление необходимых Предпосылок решения; прогноз возможных последствий, разработка алгоритма (рабочей программы) осуществления каждого решения, что предполагает обоснование способов, путей и средств реализации, их продолжительности и последовательности, систем мотивации, критериев-ориентиров или индикаторов продвижения к цели, а также механизмов коррекции возможных отклонений. При этом обязательно определение «долевого вклада» сферы, отрасли будущей профессиональной деятельности участников учебной игры в реализацию выбранной концепции и ее решения. Шестой этап. Обсуждение и защита представленных вариантов решения проблемы. Обеспечивается на основе их сравнительного анализа, который проводится по принятым всеми критериям и процедуре. Седьмой этап. Подведение итогов обсуждения. Высказывается мнение экспертов о наиболее удачном варианте решения и наиболее активных и подготовленных участниках игры. Заслушивается и оценка отдельных студентов. Завершая игру, преподаватель высказывает собственное мнение по проблеме, отвергает крайности в оценках и добивается консенсуса. В уже упоминавшемся практикуме по социологии (инновационные методики) четвертая глава полностью посвящена характеристике игровых методик, используемых при изучении социологии: возможностям игрового обучения и классификации игр, характеристике некоторых игровых методик, применяемых в социологии (метод мозговой атаки, метод 635, метод утопических игр, метаплан, синектика), описанию конкретных примеров подготовки и проведения игр в учебном курсе «Социология» в вузах России (деловые игры «Кораблекрушение», «Социальные конфликты на государственном промышленном предприятии и способы их разрешения», игры в спецкурсе «Социальная психо-t логия»: «Позиция», «Организуем забастовку», «Семейный кон-§, фликт»). В книге можно найти сценарии и все необходимые приложения к ним, в том числе тесты. В приложении к первому разделу данного практикума в качестве примера даются методичеркие указания для студентов всех форм обучения Магнитогорского горно-металлургического института к практическим занятиям в форме игр по курсу «Социология». • Описание некоторых игр по социологии можно найти в учебнике Ю.Г. Волкова, И.В. Мостовой «Социология». (М., 1998.), например, социодрамы «Неравный брак» и деловой игры «Пятница.. Суббота. Воскресение» (с. 238—241, 376—377). В методическом пособии «Основы социологии» (М., 1997) А.И. Кравченко дает описание игры «Опрос» (с. 77—78)'. Но ^все перечисленные г примеры раскрывают сущность и методику подготовки и проведения игр первого поколения. Неразработанными для преподавания социологии являются сценарии и методики игр второго поколения, к которым относят организационно-мыслительные игры (ОМ И), организационно-деятельностные игры (ОДИ) и электронные игры. Date: 2015-10-19; view: 857; Нарушение авторских прав |