Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследования лексикона (лексический компонент языка) и уровня овладения семантикой слова как языкового знака





Для обследования словаря может быть применен специаль­но составленный словарный минимум в объе­ме 250-300 слов. При этом рекомендуется использовать на­глядный материал из методических пособий Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой, Т.Б. Филичевой и А.Р. Соболевой, С.Б. Иншаковой и др. Лексический и соответствующий иллюстративный материал для обследования словаря отбирается с учетом следующих принципов:

семантического (в словарь-минимум входят слова, обозначающие разные предметы, их части, действия, качественные характеристики предметов; слова, свя­занные с определением временных и пространствен­ных отношений, например: «далеко-близко», «вверху-внизу», «сначала-потом» и др.);

лексико-грамматического (в словарь включаются сло­ва разных частей речи существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги в количествен­ном соотношении, характерном для словарного запа­са старших дошкольников или младших школьников с нормальным речевым раз­витием)1;

тематического, в соответствии с которым в пределах отдельных разрядов слов лексический материал груп­пируется по темам («Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Овощи и фрукты» и т.д., физические, обиходно-бы­товые, профессиональные действия, слова, обознача­ющие цвет, форму, величину и другие качественные характеристики предметов и т.д.). Выясняется зна­ние ребенком названий наблюдаемых природных яв­лений, понятий о времени суток и года.

Составление словаря-минимума проводится в соответствии с образовательными программами дошкольных и школьных учреждений, с учетом лексического мате­риала, который должны усвоить дети, поступающие в школу (в стар­шие возрастные группы детского сада). Отбираются слова, известные детям с нормальным речевым развитием; в то же время предпочте­ние отдается словам, доступным детям с патологией речи по слоговой структуре. При обследовании словаря используется прием называния детьми изображенных на картинках предметов, действий и т.д. Если ребенок не может вспомнить или пра­вильно назвать нужное слово, используются приемы подсказ­а начального слога (звука) или «немой» артикуляции.

Для выявления сформированности у детей некоторых об­щекатегориальных понятий применяются наборы картинок с изображением однородных предметов (примерно 15-18 обоб­щающих слов-понятий). Ребенку предлагается назвать одним словом общую группу предметов. Для определения возмож­ностей детей в установлении соотношений между некоторы­ми словами-понятиями дается задание на подбор антонимов.

При анализе данных обследования обращается внимание на то, какие слова каждой из лексико-понятийных групп отсутствуют в словаре ребенка; отмечаются характерные ошиб­ки и лексические замены.

 







Date: 2015-10-19; view: 525; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию