Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1. Ассоциативный эксперимент
В целях экспериментального исследования субъективных семантических полей слов, формируемых и функционирующих в сознании человека, а также характера семантических связей слов внутри семантического поля в психолингвистике используется метод ассоциативного эксперимента. Его авторами в практической психологии принято считать американских психологов Х.Г. Кента и А.Дж. Розанова (1910). Психолингвистические варианты ассоциативного эксперимента были разработаны Дж. Дизе и Ч. Осгудом*. В отечественной психологии и психолингвистике методика ассоциативного эксперимента была усовершенствована и апробирована в экспериментальных исследованиях А.Р. Лурия и О.С. Виноградовой** (1959, 1974 и др.). В настоящее время ассоциативный эксперимент является наиболее разработанной техникой психолингвистического анализа семантики речи. Процедура ассоциативного экспериментасостоит в следующем. Испытуемым предъявляется слово или целый набор слов и говорится, что им необходимо ответить первыми приходящими в голову словами. Обычно каждому испытуемому даётся 100 слов и 7-10 минут на ответы*. Большинство реакций, приводимых в ассоциативных словарях, получено у студентов университетов и колледжей в возрасте 17-25 лет (при этом слова-стимулы давались на родном для испытуемых языке). В прикладной психолингвистике разработано несколько основных вариантов ассоциативного эксперимента: o «Свободный» ассоциативный эксперимент. Испытуемым не дается никаких ограничений на словесные реакции. o «Направленный» ассоциативный эксперимент. Испытуемому предлагается называть только слова определённого грамматического или семантического класса (например, подобрать прилагательные к существительным). o «Цепочный» ассоциативный эксперимент. Испытуемым предлагается реагировать на слово- стимул сразунесколькими словесными ассоциациями – например, назвать в течение 20 секунд 10 различных слов или словосочетаний. На основе ассоциативных экспериментов в прикладной психолингвистике созданы специальные «словари ассоциативных норм» (типичных, наиболее частотных ассоциативных реакций). В зарубежной специальной литературе к числу наиболее известных относится словарь Дж. Дизе**. В отечественной психолингвистике первый такой словарь («Словарь ассоциативных норм русского языка) был составлен авторским коллективом под руководством А.А.Леонтьева***. В настоящее время наиболее полным словарём является «Русский ассоциативный словарь» (Ю.Н, Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева и др.). Он содержит около 1300 слов-стимулов. (Сравните: в «обиходно-бытовой» речи, в живом разговорном общении употребляется 2,5-3 тыс. слов). В качестве типичных словесных реакций в нем представлено около тринадцати тысяч разных слов; всего же в словаре приведено свыше миллиона словесных реакций. Словарные статьи в «Русском ассоциативном словаре» имеют следующую структуру: сначала даётся слово–«стимул», затем ответные реакции, располагающиеся в порядке убывания частотности (указана цифрой). Внутри каждой группы словесные реакции указаны в алфавитном порядке*. Первая цифра указывает общее количество реакций на стимулы, вторая – количество разных реакций, третья – количество испытуемых, которые оставили данный стимул без ответа, т.е. количество отказов. Четвертый цифровой показатель – количество однократных ответов.
Методика оценки данных ассоциативного эксперимента. Существует несколько вариантов возможной интерпретации результатов ассоциативного эксперимента. Приведем некоторые из них. При анализе словесных реакций испытуемых выделяют, прежде всего, так называемые синтагматические (небо – голубое, дерево – растет, машина – едет, курить – вредно) и парадигматические (стол – стул, мать – отец) ассоциации. Синтагматическими называются ассоциации, грамматический класс которых отличен от грамматического класса слова- стимула и которыевсегда выражают предикативные отношения. Парадигматические ассоциации представляют собой слова-реакции того же грамматического класса, что и слова-стимулы. Они подчиняются семантическому принципу «минимального контраста», согласно которому чем меньше отличаются слова-стимулы от слов-реакций по составу семантических компонентов, тем более высока вероятность актуализации слова-реакции в ассоциативном процессе. Этот принцип объясняет, почему по характеру ассоциаций можно восстановить семантический состав слова-стимула: целый ряд ассоциаций, возникших у испытуемого на данное слово, содержит ряд признаков, аналогичных тем, которые содержатся в слове-стимуле (например: летние, лето, начались, отдых, скоро, ура, безделье, школа, лагерь отдыха). По этим словесным реакциямможно достаточно легко восстанавливать слово-стимул (в данном случае - слово каникулы ). Некоторые исследователи полагают, что парадигматические ассоциации отражают языковые отношения (в частности, отношения слов–лексем в рамках лексических и грамматических парадигм), а синтагматические – отображаемые в речи предметные отношения (Белянин В.П., 1999; Лурия А.Р., 1998; Цветкова Л.С., 1985 и др.) Среди словесных реакций в психолингвистике выделяют также реакции, отображающие родо-видовые отношения (кошка – домашнее животное, стол - мебель), «звуковые» ассоциации, имеющие фонетическое сходство со стимулом (кошка – крошка, дом - том), реакции, отображающие ситуационные связи обозначаемых предметов (кошка – молоко, мышка), «клишированные», восстанавливающие «речевые клише» (мастер - золотые руки, гость – каменный), «социально-детерминированные» (женщина – мать, хозяйка) и др. По своему смысловому содержанию слова-реакции могут быть разделены на следующие семантические группы: 1) внутренние ассоциации: по координации (дерево – дуб, кошка – животное, животное – растение), предикативные (змея – ядовитая, зима – суровая, дверь – открывать), выражающие причинно-следственные отношения (боль – слезы, резать – больно); 2) внешние ассоциации: идентичные (месяц – луна, цветение – цветок), «речедвига- тельная» форма, которая включает все те ассоциации, которые возникают машинально, механически (вода – пить, кошка – мышь); 3) звуковые реакции: подбор слов по близости звучания (волк – полк; кот – рот). При анализе данных ассоциативного эксперимента отмечаются также отсутствие реакций, бессмысленные реакции и повторение слова-раздражителя. Date: 2015-10-19; view: 978; Нарушение авторских прав |