Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Ассоциативный эксперимент





В целях экспериментального исследования субъективных семантических полей слов, формируемых и функционирующих в сознании человека, а также характера семантических связей слов внутри семантического поля в психолингвистике используется метод ассоциативного эксперимента. Его авторами в практической психологии принято считать американских психологов Х.Г. Кента и А.Дж. Розанова (1910). Психолингвистические варианты ассоциативного эксперимента были разработаны Дж. Дизе и Ч. Осгудом*. В отечественной психологии и психолингвистике методика ассоциативного эксперимента была усовершенствована и апробирована в экспериментальных исследованиях А.Р. Лурия и О.С. Виноградовой** (1959, 1974 и др.).

В настоящее время ассоциативный эксперимент является наи­более разработанной техникой психолингвистического анализа семан­тики речи.

Процедура ассоциативного экспериментасостоит в следующем. Испытуемым предъявляется слово или целый набор слов и говорится, что им необходимо ответить первыми приходящими в голову словами. Обычно каждому испытуе­мому даётся 100 слов и 7-10 минут на ответы*. Большинство реак­ций, приводимых в ассоциативных словарях, получено у студентов университетов и колледжей в возрасте 17-25 лет (при этом слова-стимулы давались на родном для испытуемых языке).

В прикладной психолингвистике разработано несколько основных вариантов ассоциативного эксперимен­та:

o «Свободный» ассоциативный эксперимент. Испытуемым не дается никаких ограничений на словесные реакции.

o «Направленный» ассоциативный эксперимент. Испытуемому пред­лагается называть только слова определённого грамматического или се­мантического класса (например, подобрать прилагательные к существи­тельным).

o «Цепочный» ассоциативный эксперимент. Испытуемым предлага­ется реагировать на слово- стимул сразунесколькими словесными ассоциациями – например, назвать в течение 20 секунд 10 различных слов или словосочетаний.

На основе ассоциативных экспериментов в прикладной психолингвистике созданы специальные «словари ассоциативных норм» (типичных, наиболее частотных ассоциативных реакций). В зарубежной специальной литературе к числу наиболее известных относится словарь Дж. Дизе**. В отечественной психолингвистике первый такой словарь («Словарь ассоциативных норм русского языка) был составлен авторским коллективом под руководством А.А.Леонтьева***. В настоящее время наиболее полным словарём является «Русский ассоциативный словарь» (Ю.Н, Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева и др.). Он содержит около 1300 слов-сти­мулов. (Сравните: в «обиходно-бытовой» речи, в живом разговорном общении употребляется 2,5-3 тыс. слов). В качестве типичных словесных реакций в нем представлено около тринадцати тысяч разных слов; всего же в словаре приведено свыше миллиона словесных реакций.

Словарные статьи в «Русском ассоциативном словаре» имеют следующую структуру: сначала даётся слово–«стимул», затем ответные реакции, располагающиеся в порядке убывания частотности (указана цифрой). Внутри каждой группы словесные реакции указаны в алфавитном порядке*. Первая цифра указывает общее количество реакций на стимулы, вторая – количество разных реакций, третья – количество испытуе­мых, которые оставили данный стимул без ответа, т.е. количество отка­зов. Четвертый цифровой показатель – количество однократных ответов.

 

Методика оценки данных ассоциативного эксперимента. Существует несколько вариантов возможной интерпретации результатов ассоциативного экспе­римента. Приведем некоторые из них.

При анализе словесных реакций испытуемых выделяют, преж­де всего, так называемые синтагматические (небоголубое, дерево – растет, машинаедет, куритьвредно) и парадигматические (столстул, матьотец) ассоциации.

Синтагматическими называются ассоциации, грам­матический класс которых отличен от грамматического класса слова- стимула и которыевсегда выражают предикативные отношения. Парадигматические ассоциации представляют собой слова-реакции того же грамматического класса, что и слова-стимулы. Они подчиняются семантическому принципу «минимального контраста», согласно которому чем меньше отличаются слова-стимулы от слов-реакций по составу се­мантических компонентов, тем более высока вероятность актуализации слова-реакции в ассоциативном процессе. Этот принцип объясняет, по­чему по характеру ассоциаций можно восстановить семантический со­став слова-стимула: целый ряд ассоциаций, возникших у испытуемого на данное слово, содер­жит ряд признаков, аналогичных тем, которые содержатся в слове-стимуле (например: летние, лето, начались, отдых, скоро, ура, безделье, школа, лагерь отдыха). По этим словесным реакциямможно достаточно легко восстанав­ливать слово-стимул (в данном случае - слово каникулы ).


Некоторые исследователи полагают, что парадигматические ассоциации отражают языковые отношения (в частности, отношения слов–лексем в рамках лексических и грамматических парадигм), а синтагматические – отображаемые в речи предметные отношения (Белянин В.П., 1999; Лурия А.Р., 1998; Цветкова Л.С., 1985 и др.)

Среди словесных реакций в психолингвистике выделяют также реакции, отображающие родо-видовые отношения (кошка – домашнее животное, стол - мебель), «звуковые» ассоциации, имеющие фонетическое сходство со стимулом (кошка – крошка, дом - том), реакции, отображающие ситуационные связи обозначаемых предметов (кошка – молоко, мышка), «клишированные», восстанавливающие «речевые клише» (мастер - золотые руки, гость – каменный), «социально-детерминированные» (женщина – мать, хозяйка) и др.

По своему смысловому содержанию слова-реакции могут быть разделе­ны на следующие семантические группы: 1) внутренние ассоциации: по координации (дерево – дуб, кошка – животное, животное – растение), предикативные (змея – ядовитая, зима – суровая, дверь – открывать), выражающие причинно-следственные отношения (боль – слезы, резать – больно); 2) внешние ассоциации: идентичные (ме­сяц – луна, цветение – цветок), «речедвига- тельная» форма, которая включает все те ассоциации, которые возникают машинально, механически (вода – пить, кошка – мышь); 3) звуковые реакции: подбор слов по близости звучания (волк – полк; кот – рот). При анализе данных ассоциативного эксперимента отмечаются также отсутствие реакций, бессмысленные реакции и по­вторение слова-раздражителя.







Date: 2015-10-19; view: 978; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию