Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 3. Метод аудирования речи. Индивидуальный профиль аудитора
(слушателя) Процесс аудирования является ведущим среди остальных речевых видов. Он включает в себя слушание и одновременное понимание звучащей речи и является самым частым по использованию, до 45 % общего времени. Аудирование может быть частичным, неполным, удовлетворительным, отличным, неудовлетворительным. Это зависит от многих факторов: степени знакомства с языковой системой, формой представления речевой информации, занимательности и важности темы, наличия помех в окружающей среде, индивидуально-психологических особенностей аудитора, развития у него таких важных для аудирования качеств, как свойств внимания и памяти. Экспериментально было подсчитано, что до 70–80 % информации может быть потеряно, если эти глобальные факторы не будут учтены при организации приема речевой информации. Хороший слух, интерес к теме обсуждения, хорошее знание языковых особенностей воспринимаемой речи, отсутствие внешних помех, правильная организация речи со стороны говорящего (например, оптимальный темп, четкая артикуляция, логическое построение и выразительность речи), необходимая устойчивость внимания, достаточный объем оперативной памяти, функциональные параметры нервной системы, личностные особенности реципиента, типа интровертированности – все эти показатели улучшают аудирование и способствуют уменьшению потерь информации. С целью определения индивидуальных особенностей аудирования используется метод «Построение профиля слушателя», позволяющий проанализировать свои собственные недостатки. Для этого испытуемые отвечают на вопросы, касающиеся различных аспектов аудирования, и отмечают графически их положение по осям. Рис. 1. Построение профиля слушателя На оси абсцисс перечисляются номера вопросов, на оси ординат — ответы на них по развернутой шкале от + 3 до -3 баллов, соответствующей степени оценки: +3 — характерно для меня, +2 — достаточно характерно для меня, +1 — иногда проявляется, -3 — никогда не может быть, -2 — обычно не бывает, -1 — почти никогда не бывает, 0 — не знаю. В идеальных вариантах график приобретает следующий вид (рис. Х): Список вопросов к аудитору: 1. Легко ли я отвлекаюсь во время слушания? 2. Не делаю ли я вид, что я слушаю? 3. Не слушаю ли я просто из вежливости? 4. Не мечтаю ли я, когда собеседник говорит медленно? 5. Слушаю ли я, если слушать мне надоело? 6. Часто ли я перебиваю собеседника? 7. Может быть, я не слушаю, а обдумываю свой ответ? 8. Не делаю ли я поспешных выводов? 9. Стараюсь ли я сохранить в памяти основные факты?
Соотнесение собственного графического профиля с идеальным позволяет аудитору (слушателю, читателю) определить недостатки в собственном аудировании. Первые 5 вопросов оценивают главное качество аудирования – внимание и целенаправленность восприятия речи. Если испытуемый регулярно показывает пониженные результаты, можно предположить, что именно в особенностях внимания и восприятия надо искать причины недостаточно успешного аудирования. Вопросы 6, 7, 8 связаны с такими качествами аудитора, как его нетерпеливость, желание проявить свое «Я». Вопрос 9 связан с оценкой свойств памяти аудитора. Ответ на вопрос 10 соотносится с эмоциональной устойчивостью аудитора, его умением отделять личные пристрастия от объективных данных восприятия. При анализе личностных качеств аудитора желательно использовать также и объективные критерии, типа ответов на контрольные вопросы, пересказа услышанного, перечисления основных фактов сообщения и т.п., т.е. те критерии, которые приняты в психологической диагностике при оценке речевой деятельности. Контрольные вопросы Что представляет собой процесс аудирования? Чем можно объяснить низкую эффективность аудирования? Каковы объективные критерии оценки аудирования?
Date: 2015-10-19; view: 1347; Нарушение авторских прав |