Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Метод аудирования речи. Индивидуальный профиль аудитора





(слушателя)

Процесс аудирования является ведущим среди остальных речевых видов. Он включает в себя слушание и одновременное понимание звучащей речи и яв­ляется самым частым по использованию, до 45 % общего времени. Аудиро­вание может быть частичным, неполным, удовлетворительным, отличным, неудовлетворительным. Это зависит от многих факторов: степени знаком­ства с языковой системой, формой представления речевой информации, занимательности и важности темы, наличия помех в окружающей среде, индиви­дуально-психологических особенностей аудитора, развития у него таких важных для аудирования качеств, как свойств внимания и памяти. Экспери­ментально было подсчитано, что до 70–80 % информации может быть по­теряно, если эти глобальные факторы не будут учтены при организации приема речевой информации.

Хороший слух, интерес к теме обсуждения, хорошее знание языковых особенностей воспринимаемой речи, отсутствие внешних помех, правильная организация речи со стороны говорящего (например, оптимальный темп, четкая артикуляция, логическое построение и выразительность речи), необходимая устойчивость внимания, достаточный объем оперативной памяти, функциональные параметры нервной системы, лич­ностные особенности реципиента, типа интровертированности – все эти показатели улучшают аудирование и способствуют уменьшению потерь информации. С целью определения индивидуальных особенностей аудирования исполь­зуется метод «Построение профиля слушателя», позволяющий проанализи­ровать свои собственные недостатки. Для этого испытуемые отвечают на воп­росы, касающиеся различных аспектов аудирования, и отмечают графически их положение по осям.

Рис. 1. Построение профиля слушателя

На оси абсцисс перечисляются номера вопросов, на оси ординат — ответы на них по развернутой шкале от + 3 до -3 баллов, со­ответствующей степени оценки: +3 — характерно для меня, +2 — достаточ­но характерно для меня, +1 — иногда проявляется, -3 — никогда не может быть, -2 — обычно не бывает, -1 — почти никогда не бывает, 0 — не знаю. В идеальных вариантах график приобретает следующий вид (рис. Х):

Список вопросов к аудитору:

1. Легко ли я отвлекаюсь во время слушания?

2. Не делаю ли я вид, что я слушаю?

3. Не слушаю ли я просто из вежливости?

4. Не мечтаю ли я, когда собеседник говорит медленно?

5. Слушаю ли я, если слушать мне надоело?

6. Часто ли я перебиваю собеседника?

7. Может быть, я не слушаю, а обдумываю свой ответ?

8. Не делаю ли я поспешных выводов?

9. Стараюсь ли я сохранить в памяти основные факты?
10. Занимаю ли я негативную позицию к говорящему?

 

Соотнесение собственного графического профиля с идеальным позволя­ет аудитору (слушателю, читателю) определить недостатки в собственном аудировании. Первые 5 вопросов оценива­ют главное качество аудирования – внимание и целенаправленность восприятия речи. Если испытуемый регуляр­но показывает пониженные результаты, можно предположить, что именно в особенностях внимания и восприятия надо искать причины недостаточно успешного аудиро­вания. Вопросы 6, 7, 8 связаны с такими качествами аудитора, как его нетер­пеливость, желание проявить свое «Я». Вопрос 9 связан с оценкой свойств памяти аудитора. Ответ на вопрос 10 соотносится с эмоциональной устойчивостью аудито­ра, его умением отделять личные пристрастия от объективных данных восприятия. При анализе личностных качеств аудитора же­лательно использовать также и объективные критерии, типа ответов на контрольные вопросы, пересказа услышанного, пе­речисления основных фактов сообщения и т.п., т.е. те критерии, которые приняты в психологической диагностике при оценке речевой деятельности.

Контрольные вопросы

Что представляет собой процесс аудирования?

Чем можно объяснить низкую эффективность аудирования?

Каковы объективные критерии оценки аудирования?

 







Date: 2015-10-19; view: 1347; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию