Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обработка данных исследования





1. Определить длину ассоциативного ряда, для чего подсчитать количество слов, записанных за I мин (табл. Х1).

2. Определить структуру ассоциативного ряда, для чего подсчитать снача­ла число семантических гнезд с помощью логической соотнесенности между собой ря­дом расположенных слов.

3. Определить средний размер семантических гнезд, разделив количество слов во всей цепочке на количество гнезд.

4. Дать названия самым крупным семантическим гнездам.

5. Определить средний размер ассоциативной цепочки при нескольких экс­периментах, среднее количество семантических гнезд, их средний раз­мер и наиболее частые названия.

 

Для каждого задания регистрируются 3 показателя: время гово­рения, время пауз и их количество. Полученные данные также рекомендуется обобщить в соответсвующей таблице.

Таблица2.

Результаты исследования по методике цепного ассоциативного эксперимента

№ п/п Количест-во слов Количество семантиче-ских гнезд Средний размер (объем) гнезда Количество «выпадаю-щих» (независимых слов) Средний размер ассоциатив-ной цепочки Уровень успешнос-ти выпол-нения задания

 

Между собой сравниваются 1-2-й показатели и 3-4-й. При свободном владении иностранным языком темповые характеристики речевой деятельности по обоим языко­вым системам совпадают. При недостаточно уверенном поведении они рас­ходятся в сторону увеличения количества и длительности пауз и уменьше­ния времени «чистого» говорения. При сравнении 3-го и 4-го показателей оце­ниваются максимально возможные артикуляционные скоростные свойства собственной речи. Поскольку тексты скороговорок даны для чтения, извест­ны также и их лингвистические особенности, прежде всего – количество слогов. Пользуясь показателями матрицы и сведениями о длине текста в сло­гах, каждый испытуемый рассчитывает свою оптимальную и максимально возможную скорость.

При анализе экспериментальных данных необходимо обратить вни­мание на следующее. Многочисленные эксперименты показали, что для здо­рового активного человека, хорошо знающего данный язык, средняя длина ассоциативной цепочки за 1 мин составляет 19-21 слово. При заниженных показателях, например 10 слов в минуту, можно предполагать заторможен­ность речемыслительных процессов, вызванную разными причинами: уста­лостью, плохим знанием (усвоением) лексикона данного языка, ригидностью мышления. Повышенные по­казатели (35-40 слов в минуту) свидетельствуют о чрезмерной подвижнос­ти речемыслительных процессов, причиной которой могут быть болезнен­ная возбудимость, лихорадочное состояние, состояние эмоционального возбужден­ия. Оценивая структуру ассоциативного ряда, следует обратить внима­ние на то, что нормой считается образование 3-4 гнезд за 1 мин со средним размером 5-6 слов в гнезде. Увеличение количества гнезд и уменьшение количества слов в гнезде, как и обратный процесс, отражают динамические особенности речемыслительной деятельности, связанные с возбуждением или торможением и направленностью подсознательных и осознанных про­цессов.

Контрольные вопросы

1. Почему направленный ассоциативный эксперимент оценивает уровень речевого развития?

2.Укажите критерии оценки результатов направленного ассоциативно­го эксперимента.

3. Перечислите основные показатели цепного ассоциативного теста.

4. О каких изменениях речемыслительной деятельности можно судить по показателям цепного ассоциативного теста?

 

 







Date: 2015-10-19; view: 561; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию