Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Значение воспитания детей с нарушением зрения средствами совместной и коллективной деятельности
Каждому человеку приходится не только общаться с другими людьми, но и взаимодействовать с ними в процессе совместной деятельности. Оттого, какими личностными качествами обладает человек, насколько он воспитан, насколько владеет культурой общения, умеет сотрудничать с членами коллектива во многом зависят его успехи во всех видах социальной деятельности (игровой, учебной, трудовой и т.д.). Навыки сотрудничества у детей с нарушением зрения формируются по сравнению с их нормально видящими сверстниками медленнее и специфично. При этом качество овладения культурой взаимодействия зависит от целенаправленного влияния взрослых, особенно педагогов и воспитателей, организующих совместную деятельность детей. Объясняется это тем, что у детей с нарушением зрения страдает визуальное общение, без специального обучения они не овладевают в достаточном объеме неречевыми средствами общения. Это препятствует включению слепых и слабовидящих в общение с окружающими даже на речевом уровне. Еще большие затруднения при патологии зрения вызывает совместная деятельность. Причин много, но они являются следствием дефекта зрения. Так, у слепых и слабовидящих своеобразно формируются и протекают все виды как индивидуальной, так и групповой деятельности (игровой, учебной и т.д.), что сдерживает общение с окружающими и приводит к обеднению опыта взаимодействия. В дошкольный период дети с нарушением зрения без специальной помощи вообще практически выпадают из системы общения со сверстниками, а общение со взрослыми носит, как правило, односторонний характер в виде опеки. Из-за сложностей установления контактов зрячие дети (даже сестры и братья) исключают ребенка с нарушением зрения из совместных игр и общих занятий (см. работы B.C. Сверлова, Б.И. Коваленко и др.). В школьные годы воспитывающая среда у детей с нарушением зрения расширяется. Однако, в основном, она ограничена детским и педагогическим коллективами коррекционного образовательного учреждения. Последствия зрительного дефекта проявляются и в боязни совместной деятельности («Не смогу, наверное», «У меня не получится» и т.п.), пассивности («Не хочу», «Пусть другой»). Поэтому педагогу и воспитателю необходимо создавать такие ситуации, которые побуждали бы детей к взаимодействию с детьми разного возраста и взрослыми (как страдающими дефектом зрения, так и с нормально видящими). Таким образом, роль педагога в организации совместной и, особенно, коллективной деятельности воспитанников в образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения значительно возрастает по сравнению с массовыми учреждениями для зрячих. Абилитационная ценность совместной деятельности детей состоит в том, что в ее процессе дети приобретают столь необходимый для самостоятельной жизни опыт взаимодействия с другими людьми, а также в том, что в ходе совместной деятельности у них эффективнее формируются общественно значимые черты характера: активность, инициативность, выдержка, принципиальность, ответственность, сознательная дисциплина, отзывчивость, чуткость, благодарность и др. Конечно, для нормально видящих учащихся все перечисленные качества также весьма важны, но для детей-инвалидов они имеют исключительное значение, т.к. формируются они труднее, чем у зрячих, а полноценная абилитация и интеграция без них невозможны. Вооружение учащихся опытом совместной деятельности невозможно вне детского коллектива. Заметим, что в современной педагогике имеются различные взгляды на воспитательную роль детского коллектива[50]. Однако ни один автор не игнорирует в полной мере значение коллектива в формировании личности. Ученический коллектив (некоторые авторы называют его детским объединением, малой группой и т.п.) является объективным участником воспитательного процесса, и он сам в свою очередь является и объектом, и субъектом воспитания. Нельзя не согласиться с В.И. Смирновым[51], что коллектив — это объективная реальность, поскольку коллектив — это сфера жизнедеятельности человека, сфера его самоутверждения, самовыражения и самореализации, сфера общения, гарант защищенности и поддержки. Кроме того, коллектив — это и модель общества, носитель социально-нравственных ценностей, духовное, ценностно-ориентированное единство людей. Таким образом, именно участие ребенка в различных формах совместной и коллективной деятельности позволяет ему вступать в коллективные связи, зависимости, взаимодействия и приобретать опыт для своего социального развития, удовлетворения потребностей и интересов, применения способностей и дарований, для самопроявления, самоутверждения и самосовершенствования (см.: Лихачев Б.Т., 1992. — С. 19). Ценность концепции воспитательного коллектива на современном этапе развития тифлопедагогики определяется, как и в общей педагогике, тем, что красивый и гордый детский коллектив есть необходимое условие свободного развития и эффективного воспитания общественно ценных свойств личности[52]. Тифлопедагогическая практика показывает, что качество развития и воспитания школьников как социально активных и гуманистически ориентированных личностей обусловлено в значительной степени созданием сплоченных, влиятельных, сильных ученических коллективов. В одиночку человек может развиваться до определенной границы, за которой его опыт должен обогащаться опытом других. Только в общении и коллективной деятельности, по мнению многих авторов (см., например, учебники И.Ф. Харламова, В.А. Сластенина, курс лекций Б.Т. Лихачева)[53], человек может реализовать свой потенциал, осуществить свои цели. Таким образом, концепция воспитания в коллективе и через коллектив ни в коей мере не исключает возможности каждой личности развивать способности и сохранять свою индивидуальность. В свете сказанного в тифлопедагогике особое значение в плане социализации слепых и слабовидящих учащихся имеет сочетание таких общепедагогических принципов, как «воспитание в деятельности», «воспитание в коллективе и через коллектив», «учет индивидуальных способностей». Специфическое и здесь проявляется в реализации этих принципов на практике. Воспитание в процессе деятельности ориентирует на поощрение разумной инициативы и активности учеников, требовательное отношение к недостаткам деятельности воспитанников. Однако активность в общении и, особенно, во взаимодействии при нарушениях зрения не возникает сама по себе. Для этого необходима целая система педагогических воздействий, в основе которой лежит знание специфики социализации слепых и слабовидящих, понимание трудностей, установление контакта, поддержание отношений и, особенно, планирование и выполнение совместных практических действий. В воспитании детей с нарушением зрения значение коллектива усиливается еще и тем, что некоторые качества и свойства характера могут быть скорригированы, сформированы или изжиты главным образом под влиянием коллектива. Подчеркивая значение коллектива для слепых и слабовидящих детей, Э.М. Стернина отмечает: «Только коллектив помогает сформировать у ребенка такие качества личности, как...непримиримость к эгоизму и иждивенчество. Положительное влияние коллектива может проявиться в поддержке неуверенного ученика в делах и интересах, соответствующих его способностям, в корректировке с помощью товарищей каких-то особенностей личности, мешающих его успешному развитию...»[54]. Через коллектив наиболее успешно корригируются такие качества личности, как критичность, самооценка, которые, как показано в исследованиях тифлопедагогов (С.Е. Гайдукевич, Л.И. Солнцевой, Л.И. Плаксиной, A.M. Виленской, А. Суславичуса), у детей с нарушением зрения бывают неадекватными гораздо чаще, чем у их нормально видящих сверстников. Именно в коллективе и через коллектив формируются такие качества, как уважение к другому мнению, умение понять и принять другого человека таким, каков он есть, например человека, у которого нарушение зрения сочетается с другими физическими или психическими недостатками. Существенное положительное влияние на преодоление вторичных отклонений у детей средствами коллективной и совместной деятельности оказывали в советский период пионерская и комсомольская организации. Надо признать, что при всей идеологической направленности этих общественных организаций коррекционно-воспитательное значение их было велико. Члены пионерских и комсомольских организаций, обсуждая различные проблемы, взаимодействуя при достижении поставленных целей, приобретали ценнейший для себя опыт взаимодействия. В отсутствии пионерской и комсомольской организаций на ученический коллектив ложится воспитание таких ценных для самостоятельной жизни качеств, как умение выслушать мнение другого, отстоять свое мнение, умение прийти к согласию, отозваться на чужую беду и т.п. Эти качества не только придают личности гуманистическую направленность, но и помогают инвалидам адаптироваться практически в любой социальной среде. Основной путь (условие, метод) правильного и эффективного воспитания детей в школе, в семье, в любом другом объединении лежит в организации их жизни, которая самим своим характером способствует выработке у них определенных взглядов, отношений, привычек. Поэтому для того, чтобы обеспечить положительное влияние коллектива на личность, воспитатель должен внимательно следить, как складываются отношения в коллективе, направлять их, помогать осмысливать и, если надо, конструировать. Детей с нарушением зрения, приходящих, как уже отмечалось выше, в образовательное учреждение в большинстве своем практически без опыта коллективных отношений, педагогам сначала необходимо объединить в малые группы (пары, тройки) и научить взаимодействовать между собой, помогать друг другу, поступать справедливо, дружить, мириться, не обижать члена коллектива. Трудности создания детского коллектива компенсируются в работе со слепыми и слабовидящими тем, что воспитанники школьного возраста находятся в основном в специальных школах-интернатах, где количество учащихся в классах в среднем в 3 раза меньше, чем в массовой школе, а учащиеся имеют возможность контактировать друг с другом в течение всего дня. Взаимовлияние в таких группах является достаточно сильным, поэтому опосредованное влияние на личность воспитанника через детский коллектив оказывается эффективным средством педагогической коррекции. Для того, чтобы сознание перешло в акт поведения, необходимы длительные упражнения в правильном поступке, реальные взаимоотношения, организация жизни учащихся на основе их полезной деятельности (общественно-полезный труд, различные формы шефства, занятия в кружках по интересам и т.п.) и общения. Длительные многократные упражнения в правильном поступке порождают навыки и привычки требуемого поведения. Для расширения общественного, социального опыта, установления более тесных контактов детей с нарушением зрения со зрячими целесообразно проводить совместные ученические конференции, дискуссии, олимпиады и т.п. Важным является посещение слепыми и слабовидящими театров, выставок, музеев и других учреждений культурно-бытового назначения. При этом важно так организовать «культпоход», чтобы дети имели возможность контактировать с окружающими людьми. Формирование детского коллектива и управление его развитием является необходимым условием, обеспечивающим социализацию, педагог должен знать закономерности, принципы и механизмы создания, развития и обеспечения функционирования группы и коллектива, а также методику организации коллектива и коллективного воспитания. Принцип воспитания в группе и через коллектив требует определять перспективы развития группы, объединяющие мысли и действия всех воспитанников; формировать у них гордость за свой коллектив, поддерживать все перспективное, распространять его на всю группу и закреплять в виде традиций; умело поддерживать силу группового мнения в борьбе с негативными явлениями. Усилия всего учебно-воспитательного процесса венчает сознательная дисциплина. Она является его результатом, представляет собой организованное воплощение нравственного и духовного богатства человека. Она позволяет добиваться органического единства слова и дела, реального и качественного достижения намеченных целей. Date: 2015-10-18; view: 649; Нарушение авторских прав |