Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зачем нужен дневник проекта?





Дневник проекта - это «изобретение» нашего детского сада!

Кто его ведёт?

В создании дневника принимают участие дети группы, педагоги.

Дети ежедневно рассказывают о ходе реализации проекта, о том, что нового они узнали, что увидели, над чем работали, что создавали. Работают над дизайном дневника.

Педагоги подбирают фотографии, помогают детям точнее сформулировать свой рассказ о ходе проекта, распечатывают материал, вывешивают для ознакомления родителям, воспитанникам, педагогам ДОУ.

Зачем нужен дневник проекта?

ü Дети ежедневно в конце дня подводят его итоги, учатся: выделять главное в работе над проектом, формулировать свои мысли, планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, развивают коммуникативные способности, наблюдательность, внимание, память. Таким образом, дети принимают живое, заинтересованное участие в работе над проектом!

ü Педагоги также подводят итог своей деятельности, т.к. анализируют каждый день работы над проектом. Это помогает отслеживать реализацию этапов проекта, намечать дальнейшую совместную деятельность с детьми. Это является своего рода мониторингом образовательного проекта, т.к. у педагога есть возможность услышать, как мыслят, рассуждают дети, что нового они узнали, а что необходимо уточнить, дополнить.

ü Родители имеют возможность наглядно увидеть, чем ежедневно увлечены дети, побеседовать дома с детьми о ходе проекта. В результате у них возникает интерес к жизни ребёнка в детском саду, они активизируются, тоже увлекаются работой над проектом: приносят литературу, видеоинформацию, фотографии и т.п. Дневник является своеобразной рекламой проекта!

Заключение

Результаты реализации проектной деятельности показывают, что это создает необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок вырос талантливым, умным,добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.

Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям. Которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Инновационные технологии требуют для них реализации иного подхода со стороны воспитателей. Это прежде всего повышение профессионального мастерства, творческого потенциала, умение анализировать и прогнозировать. Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.

 

 

 

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 комбинированного вида» г. Емвы

 

Проект

«Ложка-это ложка»

(для детей 5-6 лет)

 

 

составитель

воспитатель МАДОУ

«Детский сад №8» г. Емвы

Кондратенко О.В.

Емва. 2013

Проект

«Ложка- это ложка»

Тип проекта: познавательно- творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность: краткосрочный 4 дня

Участники: дети старшей группы, родители, педагоги

Проблема: отсутствие познавательного интереса к знакомым предметам (ложке)

Цель проекта:

Способствовать проявлению познавательной активности, любознательности детей к процессу открытия новых необычных знаний о знакомом предмете- ложке.

Задачи

. формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

.развивать умения применять методы, способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов;

. развивать творческие способности детей, умение видеть необычное в окружающем рукотворном мире;

.Способствовать сплочению всех участников (детей, педагогов, родителей0 над единой темой проекта;

Ожидаемый результат:

. Дети приобретут на практике элементарные компетенции исследовательской деятельности, которую смогут применять самостоятельно.

. Родители получат возможность организовать продуктивный семейный досуг (семейные истории и предания, связанные с ложкой), проявят совместное творчество при выполнении поручений, заданий по проекту.

Возрастет компетентность педагогов в организации проектной деятельности.

.Обогатится развивающая среда:

.Появится «Театр ложек»

.Альбом с творческими работами детей и родителей

.Презентация о ходе работы над проектом

Дневник проекта

Мини-музей ложки

 

 

 

(Приложение№9к п.3.2см. в электронном варианте.)

Презентация и фильм «Эти обыкновенные необыкновенные камни»

 

(Приложение№10к п.3.2. см. в электронном варианте)

Презентация и фильм «Ложка-это ложка»


 

(Приложение №11 к п3.2 см. в электронном варианте)

Рабочая программастаршей группы оздоровительной направленности (5-6лет) на 2013-2014учебный год.

 

 

Приложение № 12 к п3.2.

МАДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида»г. Емвы

 

Методическая разработка

Детский дизайн из фольги «Серебристая сказка»

 

составитель

воспитатель МАДОУ

«Детский сад№8» г. Емвы

Кондратенко О.В.

Емва.2012

 

Приложение №13 к п3.2.к п. 4.2.

МАДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида» г. Емвы

 

Конспект

НОД

по конструированию

для детей шестого года жизни

«Скоростные горки»

 

 

составитель

воспитатель МАДОУ

«Детский сад №8» г. Емвы

Кондратенко О.В.

Емва.2012г.

Конспект занятия по конструированию из строительного материала для детей шестого года жизни

Тема «Скоростные горки»

Образовательные области: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Цели:

- Формировать у детей умение видоизменять заданную конструкцию с учетом ее функционального назначения;

-подводить детей к выделению зависимости скорости (машины) от высоты горки.

-воспитывать желание и развивать навыки работы вдвоем.

-активизировать словарь детей(опора, спуск, бруски, пластины).

Материалы,инструменты, оборудование. Экран для мультимедиийного просмотра,компьютер. На двоих детей - набор строительного материала, дополненного несколькими дощечками разного размера; по маленькой легковой машинке.

Предварительная работа: чтение сказки Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе»..Рассматривание горки, которая находится на участке: воспитатель помогает детям выделить ее основные части (опора, спуск, лесенки), их пространственное расположение и установить практическое назначение каждой из них.

Ход.

Дети сидят по двое, столы расположены полукругом. В центре на столе накрыт салфеткой образец постройки горки.

-Ребята. К нам в группу пришло письмо!

-Хотите узнать от кого? (Ответы детей)

Дети смотрят видеописьмо от коротышек Винтика и Незнайки.

- Здравствуйте, ребята! Мы коротышки из Цветочного города. Я, Винтик. А я, Незнайка!

-Давайте рассмотрим образец конструкции горки.

-Из каких частей она состоит? (опора, спуск)

-Что является основной частью горки? (опора)

-К какой части пристраиваются все другие части? (к опоре спуск)

-От какой части зависит высота горки? (от опоры)

-Из какого строительного материала построена скоростная горка? (кубики, кирпичики, пластины)

-А теперь постройте точно такую же горку. Давайте проверим, скатываются ли с горки машины.

Дети строят горки по образцу и скатывают с них машинки.

Дети смотрят видеописьмо от Незнайки и Винтика:

-Молодцы, ребята! А теперь постройте горку так, чтобы машинка съезжала с горки медленней. (Просьба Незнайки): А еще постройте горку так, чтобы машинка проезжала быстрей, чем с горки по образцу.

-Ребята, какие горки просили построить Винтик и Незнайка?

Ответы детей:

Построить горку так, чтобы машины съезжали медленней (быстрей).

Самостоятельные работы детей.

-Почему машины проезжают быстрее (медленнее)?

Ответы (добавили толстый кирпичик, убрали тонкий кирпичик)

Вывод: Чем ниже горка. Тем медленней едет машина?


Чем выше горка, тем быстрее едет машина

. Дети смотрят видеописьмо от Незнайки и Винтика:

Молодцы ребята, мы знали, что у вас все получится, и эти машинки мы оставляем вам в подарок. До свидания.

На этом наше занятие закончено.

 

Приложение №14 к п3.3.

 

 

Приложение № 15к п.4.1.

Приложение №16 к п4.2.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 комбинированного вида» г. Емвы

 

Консультация на тему:

«Методика работы дошкольников с календарем природы»

 

Составитель:

воспитатель МАДОУ «Детский сад № 8

комбинированного вида» г. Емвы

Кондратенко О.В.

 

Емва, 2012 г.

Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. Весной тает снег, пробуждаются растения и животные, прилетают птицы. В летние дни у животных и птиц появляется новое потомство, на деревьях и кустарниках созревают плоды и ягоды. Осенью деревья теряют свой зеленый наряд, улетают на юг перелетные птицы, звери усиленно готовятся к зиме. Зимой растительный мир находится в состоянии покоя, многие животные прячутся от снежных бурь и лютых морозов.

У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.

Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей

. Знакомство с явлениями природы начинается в младшем дошкольном возрасте.

С детьми младшей группы педагог наблюдает каждое явление отдельно (например, только дождливую погоду или только листопад). С детьми средней группы уже можно одновременно наблюдать два-три явления (ветреную и дождливую погоду или опадание листьев при порыве ветра, цветение цветов и т.д.).

Календарь заполняем, когда приходим с прогулки. Рассуждаем с детьми о том, какая погода, был ли ветер, какие сезонные явления наблюдали (листопад, снегопад, цветут ли цветы) и т. д. Необходимые объекты дети помещают в календарь-окошко. Те условные обозначения, которые в данный момент не используются, лежат в удобном месте.

Дети с большим интересом рассматривают «фигурки», изображающие явления природы, могут поиграть с ними, обследовать их тактильно. Все это повышает заинтересованность детей к наблюдательской деятельности.

Условные изображения природных и погодных явлений:

Деревья летние, осенние и зимние, (с помощью цвета кроны дерева обозначаем время года, наклон дерева обозначает наличие ветра)солнышко, дождик, тучка, облако и снег и картонная кукла с одеждами для разной погоды. сентябрь Начинаются регулярные недельные наблюдения за сезонными явлениями природы: погодой, состоянием растительного мира и его изменениями. Ежедневно, начиная с понедельника, во время прогулки (или из окна группы, если идет дождь) педагог обращает внимание детей на небо. Просит найти солнце на небе, показывает облака или тучи, говорит о дожде. При этом дает правильные словесные определения всем явлениям, которые демонстрирует: «Солнце на небе ярко светит – даже смотреть трудно. Оно яркое, теплое, высоко на голубом небе». Или: «Небо серое, все в облаках, солнца не видно, может пойти дождь». Или: «Небо темное – все в тучах, идет дождь: вода капает, капает. Капли стучат по стеклу, по подоконнику, по крыше, по деревьям». Вернувшись с прогулки, воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением явлений неживой природы и просит их выбрать ту, на которой изображено явление, которое они только что наблюдали. С первого раза дети не смогут правильно найти нужную картинку, поэтому воспитатель сам выбирает ее: «Мы видели солнце на голубом небе – вот оно, такое же на картинке. Поставим карточку в уголок природы. Пусть стоит до вечера, мы будем любоваться солнышком. А рядом будет гулять кукла Маша. Мы с вами гуляли, и она хочет гулять. Я ее одену так же, как вы одевались, и пусть гуляет понарошку». Осуществляя ежедневные наблюдения за сезонными явлениями, воспитатель включает в них разнообразные действия, которые вызовут у детей интерес к природе: поднять руки и показать солнышко, повернуться влево, вправо и поискать солнце, лужи, постучать пальчиком по подоконнику – изобразить капли дождя и др. октябрь В октябре добавляем: с помощью игрушки (ветряк) воспитатель демонстрирует действие ветра, обращает внимание на деревья – ветер сильно раскачивает их ветки. Дети наблюдают за дождем, слушают, как он стучит по асфальту, по подоконнику. Воспитатель обращает внимание на людей, идущих под зонтами. Показывает образовавшиеся после дождя лужи. В группе вместе с детьми отыскивает соответствующие картинки, ставит их на подставки в уголке природы, одевает на прогулку куклу Машу. В ноябре как и в предыдущие месяцы, воспитатель продолжает знакомить детей с сезонными явлениями природы. Ежедневно во время утренней прогулки или из окна группы в случае непогоды воспитатель смотрит с детьми на небо, уточняет, что на нем (солнце или облака), идет дождь или нет, дует ветер или нет: если ветки качаются – значит, дует; если неподвижны – значит, все тихо, ветра нет. Во время наблюдения использует игровые имитирующие приемы – постучать пальцами по подоконнику (так капает дождь), поднять руки вверх и покачать ими (так дует ветер), протянуть ладошки к солнцу и погреть их. Каждый раз воспитатель четко и немногословно определяет погоду, например: «Небо серое, солнца нет, облака и тучи все закрыли, дождь идет, стучит по подоконнику. Дождливая сегодня погода, гулять мы с вами не пойдем». После наблюдения каждый день воспитатель вместе с детьми отыскивает картинки, на которых изображены те погодные явления, которые они наблюдали на прогулках, и выставляет их в уголке природы.   Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы в средней группе представляет собой набор цветных картинок, изготовленных воспитателем. На них изображено одно и то же дерево в разных сезонных состояниях (в начале, середине и конце осени) и в двух вариантах: на ветру и в безветренную погоду. Покров земли также показателен для времени года и какого-либо его периода. Под деревом могут быть зеленая трава и опавшие с дерева листья, жухлая трава, голая земля, лужи, снег. Воспитатель выбирает дерево, растущее на участке детского сада, обязательно лиственное, которое претерпевает яркие сезонные изменения, например березу, рябину, лиственницу и др. Отдельно на картинках изображены явления неживой природы: солнце, дождь, облака, тучи, радуга, снег, вьюга и др. Картинки для календаря следует наклеить на плотный картон и запечатать в прозрачную пленку – таким образом получится качественное наглядное пособие, которое можно будет не один год использовать в работе с детьми. Приложением к картинкам является картонная кукла с набором одежды на все сезоны. Работа с таким пособием может проходить следующим образом. Понедельник Во время прогулки воспитатель, собрав детей, предлагает им посмотреть на небо и сказать, что они видят на нем – солнце, облака или тучи. Спрашивает, какое солнце (яркое, слепящее, теплое, желтое, лучистое), какое небо (голубое, высокое). Делает вывод: «Погода сегодня солнечная, сухая, теплая». Если небо облачное, выясняет, какие облака, какого цвета (кучевые, белые, плывут высоко; или серые, покрывают все небо, низко висят над землей). Дает образец другого вывода: «Погода сегодня облачная, пасмурная, может пойти дождь». Затем обращает внимание ребят на ветер, просит посмотреть на деревья – качаются ли ветки, в какую сторону наклоняются. И снова делает вывод: «Погода сегодня ветреная (безветренная, тихая). Еще она теплая, поэтому мы с вами легко одеты, только кофты и свитера поверх платьев и рубашек». После возвращения в группу воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображениями погодных явлений и просит найти ту, на которой нарисовано такое же небо, какое они видели в этот день на прогулке. Выбранную детьми картинку педагог размещает в уголке природы (на подставке) и говорит: «Пусть эта картинка стоит до вечера. Она показывает, что сегодня утром, когда мы гуляли, погода была вот такая». Затем неожиданно появляется картонная кукла. Воспитатель предлагает детям спросить у гостьи ее имя (Маша). Сообщает, что кукла Машенька очень любит гулять и будет приходить в группу всякий раз после наблюдений за погодой. Просит ребят найти для куклы такую же одежду, какая была у них на прогулке, и помочь ей одеться. Воспитатель ставит куклу Машу возле картинки в уголке природы: «Пусть она гуляет. Мы будем обедать, и спать, а она пока погуляет». Вечером, когда дети разойдутся по домам, воспитатель убирает картинку и куклу. Вторник. На прогулке воспитатель снова собирает детей и просит понаблюдать за погодой: «Ребята, вы помните, вчера была теплая солнечная погода, солнце и голубое небо. Посмотрите, что на небе сегодня». Проговаривает все погодные особенности и делает вывод: «Сегодня пасмурная, ветреная погода, прохладнее, чем вчера, и одеты мы теплее – в куртки. Наверное, Маша придет сегодня опять. Мы оденем ее потеплее, чтобы она не простудилась!» Затем воспитатель предлагает детям рассмотреть дерево, изображенное на картинках календаря: «Уже началась осень, вся природа меняется. Давайте посмотрим на нашу березку. Какая она сейчас? Какого цвета листья? Каких листьев больше – зеленых или желтых? Есть ли под деревом на земле листья? Какого они цвета?» Рассмотрев дерево, педагог обращает внимание детей на то, как дует ветер и треплет ветви, листья. В группе воспитатель раскладывает перед детьми все осенние картинки календаря. Просит выбрать две картинки (с изображениями неба и дерева), такие, которые отображают увиденное на прогулке. Помещает их в уголок природы. Появляется Маша. «Ты опять пришла к нам в гости?! – удивляется воспитатель. – Наверное, хочешь погулять? Дети, оденьте Машеньку потеплее, как были одеты сами. Сегодня прохладнее, чем вчера». Вечером воспитатель убирает картинки и куклу. Среда. Воспитатель проводит работу, аналогичную описанной выше, но при этом разнообразит приемы наблюдения и работу с календарем. Например, кукла появляется рано, когда дети собираются на прогулку. «Машенька, как хорошо, что ты пришла, пойдем с нами гулять!» – предлагает воспитатель. Дети одевают куклу так же, как одеваются сами. На участке воспитатель наблюдает с ребятами за погодой с участием куклы: дети объясняют Маше, какое небо, дует ли ветер, как выглядит их березка. В группе они учат Машу правильно находить соответствующие погоде картинки. Четверг. Подыскивая новые приемы наблюдения, воспитатель может предложить рассказать о погоде наиболее развитому ребенку: «Дети, пусть Илюша нам расскажет, какое сегодня небо, что на нем, дует ли ветер. Мы все будем слушать и, если понадобится, поможем ему». Воспитатель ищет игровые и практические приемы наблюдения: использует ленточки, флажки, вертушку для определения ветра. Предлагает ребятам закрыть руками глаза и послушать шум ветра, дождя, подставить солнцу щеки или ладошки и т. п. Может включить в наблюдение (на стадии его завершения) разнообразный литературный материал, фольклор. Например, в пасмурный день воспитатель читает: «Солнышко- ведрышко!», «Тише дуй, ветерок». В группе дети уже более самостоятельно отыскивают и выставляют картинки календаря природы. А Маша может «опоздать» – прийти, когда дети обедают. «Машенька, где же ты была? – спрашивает воспитатель. – Ребята тебя ждали, хотели одеть на прогулку. Ну ничего, сейчас тот, кто быстро поест, оденет тебя по погоде, чтобы ты погуляла». Пятница. У детей уже есть опыт наблюдения за погодой и обсуждения ее особенностей, поэтому воспитатель может использовать прием «наоборот»: «Ребята, сегодня я буду наблюдать и рассказывать вам о погоде, а вы слушайте внимательно и, если я что-то скажу не так, поправьте меня. Вот я смотрю на небо и вижу – оно ярко-голубое (на самом деле небо в серых облаках), и солнце светит так ярко, что слепит мне глаза. Я правильно сказала?» И так далее. В группе дети находят нужные картинки сами или воспитатель может снова «делать ошибки». Маша может не прийти, но зато она появится в понедельник и расскажет, как и где она гуляла в выходные дни, какая была в эти дни погода. Кукла может спросить у детей, где они были в субботу и воскресенье, помнят ли, какая была погода. Окончив в пятницу наблюдения за сезонными явлениями природы, воспитатель убирает календарь и куклу до октября. Октябрь. Воспитатель, как и в сентябре, разнообразит приемы организации наблюдений и ежедневно меняет их, побуждает детей к самостоятельным высказываниям. Включает в наблюдения, разнообразные действия, игровые упражнения («Повернитесь к ветру, отвернитесь от ветра. Сделайте из рук бинокль, посмотрите на небо, на солнышко» и т. п.). Воспитатель не забывает про картонную куклу: вместе с детьми одевает ее по погоде и «выпускает гулять». Педагог может изготовить для куклы дополнительную одежду: зонт, плащ, резиновые сапожки и др. Во время прогулок с детьми собирает опавшие листья красивой окраски, а потом засушивает или проглаживает утюгом. Из сухих листьев педагог в присутствии детей делает красивое панно. Дети в соответствии со своими возможностями участвуют в этом. Ноябрь. В течение всей недели ежедневно воспитатель проводит работу по ознакомлению с сезонными явлениями природы. Воспитатель может разнообразить приемы наблюдения за погодой, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, интерес к природе. С этой целью в конце наблюдения он читает произведения устного народного творчества, авторские стихи, загадывает загадки. Декабрь. Воспитатель постоянно меняет приемы наблюдения, чтобы поддерживать интерес детей. При этом побуждает их к самостоятельным высказываниям, оценкам, определениям. Для того чтобы усилить впечатления детей, читает или разучивает с ними небольшие стихотворения. Особое внимание на прогулках воспитатель обращает на дерево – такое же, которое представлено на картинках календаря. Отмечает с детьми его сезонное состояние (нет листьев, на ветвях в тихую погоду задерживается снег). Показывает, как дерево раскачивается от ветра, как клонятся ветви в одну сторону. В группе воспитатель, как и в предыдущие месяцы, помогает детям найти нужные картинки и выставить их в уголке природы. Ежедневно приходит кукла Маша, и дети одевают ее по погоде (как одеты сами). Воспитатель разнообразит игровой прием с куклой: то она приходит слишком рано, то опаздывает, то начинает капризничать, вызывая у детей интерес к наблюдениям за сезонными явлениями природы. Январь. С помощью куклы воспитатель может разнообразить приемы наблюдения, поддерживая у ребят активный интерес к природе. Так, Маша то приходит слишком рано, то запаздывает, то капризничает и хочет гулять вместе с ребятами. Воспитатель может предложить взять ее с собой на прогулку, чтобы показать птиц на кормушке, поиграть со снегом и т. д. В группе педагог не забывает о работе с календарем природы: учит детей самостоятельно находить нужные картинки и выставлять их в уголке природы. Ежедневная подкормка птиц на кормушке сочетается с ведением «Календаря наблюдений за птицами». На этой неделе начинается цикл наблюдений за зимующими птицами. Одни кормятся на кормушке другие под кормушкой, собирая остатки, какие- то лишь наблюдают за событиями на кормушке. С календарем наблюдений за зимующими птицами дети и воспитатель работают всю неделю ежедневно. Педагог предлагает ребятам найти в календаре птиц тех видов, которые именно в этот день посещали кормушку или были рядом с ней. В первый день (понедельник) он сам отбирает изображения пернатых, вставляет их в прорези на панораме календаря со словами: «На кормушке были воробышки, их было много. Мы тоже поставим несколько птичек. Еще на кормушке был один голубь – мы про него не забудем. Под кормушкой собирали крошки воробышки-трусишки. Их было двое. А вот над участком летала одна ворона. Она все смотрела, как птицы кормятся, но к ним не подлетала. Мы вставим птичку-ворону там, где у нас небо. Теперь посмотрите, какая получилась панорама в календаре. Сегодня именно так было на нашем участке». В конце дня воспитатель разбирает панораму, чтобы на следующий день создать новую картину. Уже со вторника педагог предоставляет детям возможность самим выбирать картинки с птицами и вставлять их в календарь. Помогает детям по мере необходимости, хвалит за правильные ответы и действия. На третьей неделе этого месяца, как и прежде, ежедневно проводятся наблюдения за сезонными явлениями природы и работа с календарем. Воспитатель не забывает разнообразить приемы наблюдения, привлекает игрушки (ветрянки, ленточки), вводит разнообразные действия (повернуться к ветру, солнцу, отвернуться, побежать против ветра, подставить руку солнцу и др.). Воспитатель возобновляет процедуру измерения толщины снежного покрова. Дети меряют его снегомером в самых разных местах. Педагог учит их пользоваться меркой. К месту по ситуации загадывает загадки, читает стихи о зиме, ветре, снежной туче. Возвратись с прогулки, дети, как и раньше, одевают картонную куклу Машу, отпускают ее «гулять» возле картинок, которыми они определили состояние погоды на улице. Чтобы не угасал интерес к наблюдениям и работе с календарем, воспитатель изобретает новые приемы: то у Маши появилась новая одежда (купили в «Детском мире»), то она идет гулять с санками или с лыжами, то ей вылепили снеговика, а то вдруг она простудилась и вынуждена остаться дома. Воспитатель все чаще предоставляет детям возможность самостоятельно находить нужные картинки, помещать их в уголке природы, одевать куклу. Март. Как и в другие месяцы, на этой неделе проводятся ежедневные наблюдения за погодой, покровом земли, состоянием деревьев и кустарников. Воспитатель сообщает детям, что сейчас идет март – первый месяц весны. Обращает их внимание на то, что солнце яркое, стало греть сильнее, небо голубое, снег потемнел, покрылся плотной коркой, с крыш капель и свисают сосульки. Дети самостоятельно ищут признаки ветра, определяют его силу. Воспитатель ходит с ними по участку и измеряет снегомером глубину снега. Отмечает, что толщина покрова стала меньше и сверху лежит плотная серая корка. Привлекает внимание детей к их одежде – некоторые ребята сменили зимние шубы на куртки, комбинезоны. Воспитатель разнообразит приемы, включая в наблюдения загадки, стихи, поговорки. В группе после прогулки воспитатель организует работу с календарем природы: дети находят нужные картинки и одевают куклу Машу на прогулку. У куклы, конечно, уже появилась весенняя одежда. Апрель. Ежедневно после прогулки воспитатель организует работу с календарем природы: дети сами находят картинки, изображающие состояние природы, которое они наблюдали, выставляют их в уголке природы, одевают и выпускают Машу гулять. Май. Как и в предыдущие месяцы, воспитатель организует ежедневные наблюдения за погодой. Обращает внимание детей на высокое небо, разную степень его голубизны, плывущие облака, яркое солнце и тени от предметов. Воспитатель ходит с детьми по участку и учит их определять деревья по листве, коре. Вместе с ними любуется цветущей черемухой, рябиной, сиренью, вдыхает их аромат, срезает 3—5 веток и ставит в вазу. Воспитатель и дети рассматривают одуванчики и отмечают, что у них совсем иные листья, стебли и цветы, чем у мать-и-мачехи; наблюдают за тем, как одуванчики закрываются к вечеру, в пасмурную погоду, как полностью раскрываются в полдень, как красиво выглядит лужайка с одуванчиками. В группе дети находят нужные картинки календаря и выставляют их в уголке природы, одевают куклу Машу по погоде и отправляют погулять.   Ведение календаря природы с детьмистаршей группы. Для знакомства с календарем необходимо приготовить: страница календаря за сентябрь, страница календаря с условными обозначениями, белая бумага (на каждого ребенка); трафареты значков, квадратиков дней недели, цветные карандаши. 1. Воспитатель вызывает у детей интерес к осенним явлениям природы, используя стихи, загадки, музыку. Затем знакомит их со страницей календаря «Сентябрь», обращает внимание на разлиновку, клеточки дней недели, погоды, место для рисунка на тему «Живая природа». Рассказывает, что сегодня – в понедельник – начнутся наблюдения за природой на участке и что результаты наблюдений надо зарисовывать в календаре с помощью условных обозначений (значков). 2. Ознакомление детей со значками. Воспитатель демонстрирует страницу «Условные обозначения», уточняет последовательность дней недели, цвет каждого дня, рассматривает с детьми значки, обозначающие явления погоды, животных. Для уточнения понимания символики значков воспитатель проводит с детьми игровые упражнения типа: «Я загадала день недели, который обозначается голубым (желтым или др.) цветом. Какой это день? Покажите его в календаре». Или: «Я загадала воробья. Каким значком он обозначается? Покажите». И т. п. 3. Формирование практических умений в изображении значков. Воспитатель предлагает детям с помощью трафарета нарисовать 3—4 квадратика – «дни недели», затем закрасить контуры двумя способами – без трафарета и с ним. Обращает внимание на тщательность закрашивания, уточняет, какой день (по цвету) изобразил тот или иной ребенок. Дети упражняются в рисовании значков, обозначающих погодные явления, учатся рисовать фигурку человека, раскрашивать этот значок в соответствии с погодой, изображать птиц, насекомых. Рисуют новые квадратики и учатся изображать в них солнечную или дождливую погоду, пробуют рисовать значками птиц. На прогулке воспитатель организует наблюдение за погодой. Предлагает всем рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что на нем (облака, тучи, солнце), идет ли дождь. Дает по состоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная, дождливая). Затем дети определяют, есть ли ветер (ищут признаки, по которым его можно обнаружить). Воспитатель дает другое определение погоды: ветреная (тихая). В заключение обсуждаются температурные особенности погоды. Педагог обращает внимание детей на их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предлагает дать определение погоды (теплая, прохладная, очень теплая, немного прохладная, холодная). Подводится итог, например: сегодня погода солнечная, тихая, теплая. Воспитатель предлагает детям запомнить это определение, чтобы после прогулки зафиксировать результаты наблюдения в календаре природы. В группе все собираются возле календаря, выясняют, какими значками и где следует отметить погоду. Воспитатель помогает тем, кто захочет, нарисовать значки, закрасить клеточку понедельника. Вторник. Организуя наблюдения, воспитатель может воспользоваться приемом сравнения: «Дети, вы, конечно, помните, какая вчера была погода и как мы ее отметили в календаре. Интересно, сегодня такая же погода или другая? Посмотрите на небо и скажите, какое оно было вчера и какое сегодня… Правильно, вчера небо было голубое, чистое, погода стояла солнечная, а сегодня небо в облаках, белесое, голубизны совсем не видно. Про такую погоду можно сказать, что она пасмурная. Теперь определите, есть ли ветер, и сравните со вчерашней погодой». Дети ищут и называют признаки ветра, сравнивают погоду. Воспитатель подводит итог: «Да, сегодня сильный ветер, про такую погоду говорят, что она ветреная. Теперь скажите, тепло сегодня или прохладно и как вы одеты – так же, как вчера, или иначе. Может быть, сегодня мамы одели вас теплее, чем вчера?» Помогает детям выяснить, какие изменения произошли в их одежде. Дает общее определение погоды: «Ну вот мы с вами и выяснили: сегодня погода пасмурная, ветреная, прохладная. Запомните это, потому что мы будем опять отмечать погоду в календаре». В группе после прогулки повторяется процедура заполнения календаря: воспитатель уточняет с детьми день недели, помогает найти нужную клеточку на странице календаря, определить, какими значками следует отметить погоду сегодняшнего дня, заполнить соответствующие клеточки. Все вместе рассматривают календарь, сравнивают по значкам погоду понедельника и вторника. Среда. Для того чтобы детям и воспитателю было интересно, в наблюдении за погодой используется новый прием – игровой. Собирая детей на прогулку, педагог предлагает взять с собой какую-либо из кукол: «Дети, ваш любимый зайчик шепнул мне, что он тоже хотел бы погулять. Возьмем его с собой!» Наблюдение проводится по той же схеме, что и в предыдущие дни. Дети рассказывают зайчику, который раньше никогда не бывал на улице и ничего не знает и не умеет, как по небу, ветру, одежде определять состояние погоды. Воспитатель побуждает детей к самостоятельным суждениям и высказываниям. В такой же функции зайчик используется и при заполнении календаря. Прием даст хороший результат, и дети будут вовлечены в ситуацию обучения зайчика лишь в том случае, если педагог разыграет его роль, произнося от его имени реплики, вопросы, совершая несложные действия. Четверг. Стремясь повысить уровень активности детей, воспитатель использует новый прием: в начале прогулки дает всем задание самостоятельно понаблюдать за погодой, чтобы потом в группе рассказать о ней и правильно заполнить календарь. Во время прогулки со всеми детьми проводится наблюдение за растительностью участка, за ее сезонным состоянием. Воспитатель обстоятельно рассматривает с ребятами одно из деревьев (затем оно будет зарисовано в календаре), выясняя, как называется дерево, какого цвета у него листья, каких листьев больше – желтых или зеленых, где расположены желтые листья и где зеленые, есть ли под деревом опавшие листья и какого они цвета, где листьев больше – на дереве или под ним, красиво ли выглядит дерево с разноцветными листьями. Затем обсуждаются другие деревья и кустарники участка и отыскиваются признаки осени. Важно, чтобы воспитатель обращал внимание детей на красоту осенних красок и побуждал их самостоятельно находить красивое в природе, например: «Ребята, давайте отойдем подальше, чтобы посмотреть на деревья издали. Полюбуйтесь ими и скажите, кому какое дерево нравится и почему, что вы заметили прекрасного». Ответы детей надо внимательно выслушать, а затем сказать примерно следующее: «Я вам тоже расскажу о том, что мне нравится. Я каждый день любуюсь рябиной. Она очень нарядная, с гроздьями ярких ягод и чуть краснеющими, резными, как кружева, листьями. Березка красива по-другому: ее мелкие листочки начали желтеть на макушке. Как будто шапочку осеннюю надела! А вот нижние ветки по-прежнему свисают зелеными косами. И стоит русская красавица на белой ножке в зеленом сарафане и желтой шапочке!» Затем рассматривается растительный покров земли, определяется его сезонное состояние. Надо обратить внимание детей на то, что трава еще зеленая, на ней ярко выделяются опавшие листья, они еще не пожухли и имеют чистую желтую окраску что вокруг много цветущих растений. Пусть дети рассмотрят и назовут их. В группе со всеми детьми проводится занятие по изобразительной деятельности – каждый ребенок рисует дерево, которое рассматривалось особенно подробно, и покров земли. Формат бумаги, на которой рисуют дети, соответствует размерам графы «Живая природа» в календаре. Воспитатель дает им установку нарисовать как можно точнее и правдоподобнее то, что они наблюдали, – самый похожий рисунок будет помещен в календаре. Техника рисования и материалы могут быть любые, главное – сходство в передаче объектов природы. По окончании занятия все рассматривают рисунки и сообща выбирают наиболее удачный. Для уточнения правильности изображения рисунок можно сравнить (из окна комнаты или на прогулке) с натурой. Воспитатель в присутствии детей подправляет рисунок и помещает его в календарь. Пятница. Выйдя с ребятами на прогулку, воспитатель дает им задание выяснить, какие в этот период сентября (в начале осени) встречаются животные, то есть каких можно увидеть птиц, обнаружить насекомых, червей, улиток. Просит детей понаблюдать за животными – уточнить, в каком месте они найдены, что делают (например, в отношении насекомых – активно передвигаются или замерли). Небольшой группе детей (3—4 человека) поручает понаблюдать за погодой. В конце прогулки воспитатель обсуждает со всей группой самостоятельные наблюдения детей – выясняет, каких и где они встретили животных и что эти животные делали. Хвалит тех, кто не забыл выполнить задание. Потом предлагает послушать ребят, которым было предложено наблюдать за погодой. Дети рассказывают, воспитатель помогает им выдерживать последовательность, привлекает всех остальных к оценке правильности наблюдений и рассказа. В заключение обобщает: «Сегодня пятница. Мы с вами пять дней подряд наблюдали за погодой. Она каждый день была разная. Сегодня, как правильно подметили ребята, облачная, ветреная, прохладная погода. Такая погода часто бывает осенью». В группе ребята, которые наблюдали за погодой, отмечают ее в календаре. Воспитатель помогает им все сделать правильно. Остальных детей просит изобразить в графе «Живая природа» животных, которых они обнаружили на участке. Вечером все вместе рассматривают страницу календаря. Выясняется, что до конца недели осталось два дня – суббота и воскресенье. Воспитатель предлагает детям самостоятельно понаблюдать в эти дни за погодой и рассказать о ней в понедельник. Четвертая неделя Утром в понедельник завершается сентябрьская работа с календарем. Воспитатель хвалит тех, кто не забыл в выходные провести наблюдения. Рассматривая с детьми страницу календаря, подводит итог: «Целую неделю в конце сентября мы с вами наблюдали за осенней природой: каждый день отмечали погоду, рассматривали растительность нашего участка, искали животных. Все это отображено в календаре. Пройдет время, мы забудем про сентябрь, но календарь напомнит нам, что было в эти дни. В конце октября мы опять будем наблюдать за природой. Сентябрь – это начало осени, а октябрь – ее разгар». Октябрь как и в сентябре, на этой неделе осуществляется ежедневное наблюдение за погодой и заполнение «календаря природы». Воспитатель помогает детям заполнять календарь, учит зарисовывать по трафаретам значки, дает домашнее задание- наблюдать за погодой. Ноябрь как и в предыдущие месяцы результаты наблюдений фиксируются в календаре, воспитатель дает индивидуальные задания, поручения, выполнение которых контролируются группой. Декабрь Вводится процедура измерения глубины снега снегомером – специальным 1,5 – метровым деревянным шестом, расчерченным на условные деления. Снег измеряется в разных местах. В календаре толщина снега изображается в соответствии с измерениями снегомером глубины нетронутого покрова. Январь В один из дней, когда дети собираются на прогулку появляется птичка Зинька (игрушка), принесла книгу Виталия Бианки, которую читает воспитатель. Одновременно продолжается цикл наблюдений за зимующими птицами, которые прилетают к кормушке. После каждой прогулки дети отмечают птиц в календаре. Февраль то же + «галочками отмечают птиц, которых заметили вблизи детского сада. Однажды прилетает птичка Зинька, предлагает прочитат рассказ Бианки «февраль». Дети обсуждают и показывают Зиньке свой календарь. Март Воспитатель использует приемы, которые позволяют детям проявлять самостоятельность: сравнивать погоду в разные дни, вменяет определение погоды в обязанности дежурных по уголку природы. В один из дней прилетает Зинька, дети рассказывают ей о своих наблюдениях, показывают календарь природы. Вместе с ней слушают рассказ из «Синичкиного календаря». Наблюденияв подготовительнойгруппе Неделя посвящается циклу ежедневных наблюдений за сезонными явлениями природы, работе с календарем природы, целевым прогулкам по участку детского сада. Цикл наблюдений и работа с календарем проводятся ежемесячно, поэтому приводим примерный ход наблюдений на каждый день. Понедельник. В конце прогулки воспитатель собирает детей на участке, предлагает понаблюдать за погодой, определить ее состояние. Задает примерно следующие вопросы: какое сейчас небо? Что на нем есть? Как можно сказать про погоду? (Пасмурная, если небо покрыто облаками; солнечная, если небо чистое; дождливая, если идет дождь.) Дует ли сейчас ветер? Как узнали, что он дует? Что качается, трепещет от ветра? Как можно сказать про такую погоду? (Ветреная, тихая.) Холодно сегодня или тепло? Во что одеты дети? Как можно сказать про такую погоду? (Теплая, потому что дети одеты в кофточки, или прохладная, если они в куртках.) Наблюдения детей сопровождаются действиями: поднять глаза к небу, опустить взгляд на землю, закрыть глаза, подставить лицо ветру, отвернуться от него и т. д. В конце прогулки воспитатель подводит итог: «Сегодня погода солнечная, ветреная, теплая. Придем в группу и нарисуем в календаре значками такую погоду». В группе воспитатель собирает детей возле календаря (рис. 1, цв. вклейка), демонстрирует условные обозначения, показывает, где и как надо закрасить квадратик «понедельник», где отметить погоду, какие значки при этом использовать. Говорит: «Сегодня я аккуратно раскрашу, нарисую значки в календаре. Вы посмотрите, как это надо делать. Говорите мне, какая сегодня была погода, какие значки надо рисовать. (Дети называют.) Завтра вы сами будете рисовать, а я буду вам помогать». Вторник. В начале прогулки воспитатель, собрав детей на участке, говорит: «Мы вчера с вами наблюдали за погодой, говорили про нее, рисовали значками в календаре. Сегодня мы опять будем наблюдать за погодой. Какая сегодня погода? Как про нее можно сказать? Какое небо? Что на нем есть? Оглянитесь вокруг, есть ли ветер? Как вы его обнаружили? Сегодня холоднее или теплее, чем вчера? Во что мы одеты? (Ответы детей.) Как в целом можно сказать про погоду сегодня?» (Например: пасмурная, тихая, прохладная.) Чтобы разнообразить наблюдения, воспитатель продумывает заранее игровые элементы, например ленточки, флажки для определения ветра, трубочки («подзорные трубы») для поиска солнца на небе. В конце наблюдения детям дается установка – запомнить, какая была погода, чтобы в группе после прогулки правильно отметить ее в календаре. В группе дети под руководством воспитателя закрашивают «вторник», рисуют значки погоды. Педагог оказывает им помощь в рисовании. Среда. На прогулке воспитатель, собрав детей, напоминает, как наблюдали за погодой в предыдущие дни: сначала рассматривали небо, затем определяли ветер, потом уточняли, тепло или прохладно и как все одеты. Предлагает ребятам самим, без вопросов рассказать о погоде, выслушивает всех, уточняет реплики, высказывания детей, хвалит за наблюдательность, за хорошие словесные определения. Учит искать разнообразные признаки ветра (колышется белье на веревке, чуть шелестят листья на деревьях, слегка лохматятся волосы и др.), признаки прошедшего дождя, если такие есть (мокрые крыши, лужи, темные стволы деревьев, блестящие листья и др.). Воспитатель. Дети, сегодня мы рассмотрим молодую березку[2] на нашем участке. Интересно, как она выглядит в сентябре – в начале осени? (Подходит к дереву.) Посмотрите, березка очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная. Какого цвета на ней листья? Каких листьев больше: зеленых или желтых? Есть ли листья под деревом, на земле? Какого они цвета? Где листьев больше: на дереве или под ним? (Ответы детей.) Воспитатель стимулирует ответы детей, подводит итог – описывает березку и уточняет, что такая она в первый месяц осени. Сообщает: «Завтра будем рисовать березку для календаря». В группе все собираются возле календаря, дети по желанию закрашивают «среду», рисуют значки погоды. Воспитатель по мере надобности помогает им. Четверг. В начале прогулки воспитатель дает детям установку – самостоятельно понаблюдать за погодой, а в конце прогулки рассказать о ней. Предлагает для игры самодельную ветряную вертушку. Перед окончанием прогулки просит ребят рассказать о погоде, следит за правильностью и разнообразием ответов. Подводит детей к березе, предлагает им еще раз полюбоваться, рассмотреть ее получше, чтобы в группе сделать рисунки для календаря. Затем предлагает детям обойти участок своей группы: рассмотреть и назвать, какие на нем растут деревья, кустарники, обнаружить на них признаки начавшейся осени, полюбоваться разноцветьем листьев; выбрать один из кустов для рисования в календаре и рассмотреть его подробнее; рассмотреть покров земли и отметить, что трава еще зеленая, много осенних цветов, местами на траве лежат опавшие листья, они яркого цвета (желтого, красного). После осмотра участка обсуждает с детьми следующие вопросы: много ли на участке зелени, цветов? Красив ли участок? Что создает красоту? Является ли участок для кого-нибудь домом? Для кого? Что есть в этом доме для живых обитателей участка? В разговоре подводит детей к мысли о том, что их участок – это дом для многих растений, и они растут, хорошо себя чувствуют, потому что для их жизни есть все: питательная почва, много влаги, солнечного света и тепла. Сейчас началась осень – укорачивается день, становится холоднее, поэтому все растения готовятся к зиме. Воспитатель уточняет: участок является домом и для детей на то время, когда они на нем гуляют. Поэтому об участке надо заботиться, чтобы он был чистым, красивым, зеленым: в такой обстановке детям приятно и полезно для здоровья гулять. В группе дети отмечают день недели, погоду; желающие рисуют на специальной бумаге по трафарету ствол и главные ветки березы, рисуют листья, правильно передавая соотношение желтых и зеленых листьев на дереве, на земле. Рядом изображают куст. Правильно передают на рисунке покров земли (траву, опавшие листья, лужи, цветы). На вечерней прогулке дети вместе с воспитателем сравнивают рисунки дерева березы и куста с натурой, выбирают то изображение, в котором лучше переданы их признаки, и помещают его в календарь. Пятница. Воспитатель на прогулке поручает 4—5 ребятам наблюдать за погодой, со всеми детьми обходит всю территорию детского сада. Дети называют деревья, кустарники, травы, которые растут на других участках, отмечают красивые уголки, пейзажи, любуются ими. Воспитатель еще раз подчеркивает, что территория детского сада – это дом для зеленых насаждений и для детей, которые гуляют здесь. Затем все вместе наблюдают за животными участка (отыскивают насекомых, обращают внимание на птиц). В группе воспитатель просит детей рассказать о наблюдениях за погодой, проверяет, насколько они ответственно отнеслись к поручению. Все дети следят за правильностью заполнения календаря, дополняют рисунок «галочками» птиц, значками насекомых. Вечером воспитатель дает детям домашнее задание на выходные дни: наблюдать за погодой и зарисовать ее значками на бумаге, принести зарисовки в понедельник в детский сад. Понедельник. Воспитатель выясняет у детей, как они выполнили домашнее задание, хвалит тех, кто не забыл про него. Все вместе отмечают в календаре погоду за выходные дни. Рассматривают заполненную страницу сентябрьского календаря, обсуждают результаты наблюдений, рисунки, подводят итоги. Воспитатель сообщает, что такая же неделя будет в следующем месяце – октябре: «Вот тогда посмотрим, какими будут береза, куст, погода, что на земле будет, какие останутся животные». Заполненную страницу календаря и страницу «Условные обозначения» воспитатель убирает. Октябрь. Как и в сентябре, проводятся наблюдения за сезонными явлениями природы на участке детского сада и работа с календарем. Ежедневно дети вместе с воспитателем или самостоятельно по его поручению наблюдают за погодой. В дни, когда они не гуляют, наблюдения ведутся из окна. В календаре закрашивается день недели и фиксируется значками погода. Изо дня в день воспитатель меняет приемы организации и проведения наблюдения, повышая интерес и самостоятельность детей к концу недели. Так же как и в сентябре, дети осматривают растительность участка, покров земли, отмечают, какие растения еще цветут, как выглядит трава (зеленая, желтая, жухлая). Особенно тщательно осматривают дерево и куст, которые следует зарисовать в календаре: определяют, сколько и какой окраски осталось листьев на дереве, сколько под ним. Зарисовку в графу календаря «Живая природа» стараются сделать точно, чтобы по рисунку можно было узнать растения участка. В конце недели ребята специально обращают внимание на животный мир: птиц, насекомых и прочих представителей фауны, которых можно встретить в это время, отыскивают места зимовки насекомых, свои наблюдения заносят в календарь. На субботу и воскресенье, как и в прошлом месяце, воспитатель дает домашнее задание: наблюдать за погодой в выходные дни, зарисовать ее значками на бумаге, принести зарисовки в детский сад. В понедельник все обсуждают итоги наблюдений, заполняют календарь, рассматривают готовую страницу, подводят итоги недели. По желанию детей октябрьскую страницу календаря можно сравнить с сентябрьской, выявить, что и как изменилось в погоде, как преобразилась картина живой природы в календаре. Ноябрь. Ежедневно проводятся наблюдение за погодой и работа с календарем(аналогично работе в сентябре и октябре). Дети наблюдают три параметра: состояние неба, ветра, степень тепла и холода. Воспитатель разнообразит приемы наблюдения, повышает самостоятельность детей. В середине недели все рассматривают дерево, куст, которые изображают в календаре, отмечают, каким стал покров земли, пытаются отыскать насекомых. Воспитатель обращает внимание детей на суточное время, на темную и светлую части суток, рисует модель суточных изменений осенью и добавляет ее в календарь природы в графу «Живая природа».Рассматривает с детьми модель, просит их показать где ночь, а где день, какой первый,второй и третий месяц осени, в каком месяце ночь длиннее, а в каком короче. Декабрь Как и в предыдущие месяцы, дети ежедневно наблюдают за погодой, фиксируют в календаре. Воспитатель разнообразит приемы организации наблюдений, повышая самостоятельность детей. Январь Воспитатель дает поручения: одним ребятам отметить погоду, другим проконтролировать, третьим изобразить картину живой природы. Всю неделю не забывают выносить снегомер, измерять глубину снега в разных местах по мерным делениям. Паралельно продолжается работа по наблюдению за птицами, прилетающими на кормушки, что дети отмечают в «Календаре наблюдений за птицами» Февраль Как и в предыдущие месяцы продолжается работа с календарем. Воспитатель изыскивает приемы, повышающие самостоятельность в этом процессе: дает задания дежурным по уголку природы или отдельным ребятам наблюдать за погодой, делать зарисовки; предлагает всем самостоятельно понаблюдать из окна до прогулки, контролирует с детьми правильность заполнения календаря. Март. +Наблюдения за ветками в вазе зарисовываем в календаре. Использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления. Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксацией наблюдений. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений. Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности. Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь. Здесь имеется в виду особая, так называемая коллективная форма речи - беседа воспитателя с группой, когда взаимно дополняются высказывания, когда создается единое по смысловой линии и завершенное по форме содержание разговора. Нужно отметить, что календарь - это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения), т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям.  
   
   
     
   

 


 

Приложение №16 к п4.2

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 комбинированного вида» г. Емвы

 

Конспект

консультация для педагогов

«Проектная деятельность дошкольников»

 

 

составитель

воспитатель МАДОУ

«Детский сад №8» г. Емвы

Кондратенко О.В.

Емва. 2013г.







Date: 2015-10-19; view: 862; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.039 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию