Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модуль 6 Социализация дошкольника
Тема 6.1 Развитие общения с взрослым Взаимодействие ребенка с социальной средой как фактор личностного развития. Роль социального окружения в формировании относительно постоянных проявлений личности. Развивающее взаимодействие в системе «взрослый-ребенок». Появление внеситуативных форм общения. Возникновение и развитие общения с взрослыми на познавательной основе. Стремление к уважению со стороны взрослого. Внеситуативно-личностное общение как самоценность для ребенка. Стремление к взаимопониманию и сопереживанию. Эмоциональное благополучие ребенка и удовлетворение его притязаний на признание как условие полноценного личностного развития Педагогическое взаимодействие. Стили педагогического взаимодействия. Общение с позиции трансактного анализа Э.Берна. Характеристика моделей взаимодействия с детьми (цели, способы, тактика общения, личностная позиция педагога, отношение к ребенку). Способность воспитателя занимать необходимые позицию, дистанцию, пространство общения. Психологические основы гуманистического взаимодействия с детьми. Использование практики гуманистического взаимодействия в образовательном процессе детского сада. Тема 6.2 Ребенок в детской группе Ребенок и «детское общество». Потребность в общении со сверстниками. Значение общения со сверстниками для психического развития ребенка. Зависимость от других и самостоятельность. Становление собственного мнения ребенка. Детская конформность. Взаимные оценки. Особенности общения дошкольника со сверстниками. Большое разнообразие коммуникативных действий. Широкий диапазон детских контактов. Разнообразие коммуникативных задач. Яркая эмоциональная насыщенность общения. Нестандартность и нерегламентированность контактов. Преобладание инициативных действий над ответными. Возрастание значимости сверстника в жизни ребенка. Избирательные привязанности и дружба. Детская влюбленность. Развитие устойчивости и глубины отношений. Структура детской группы. Дифференциация детей в детской группе. Притязание на признание среди сверстников. Значение статуса ребенка в группе для его личностного развития. Причины, влияющие на положение ребенка в группе: успешность в деятельности и ее признание со стороны окружающих, организаторские и игровые способности, способность удовлетворять потребности (в том числе и коммуникативные) других детей, наличие собственной ярко выраженной потребности в общении, внешняя привлекательность, небезразличное эмоциональное отношение к сверстникам, бескорыстная помощь и др. Проблемные формы межличностных отношений: агрессивность, обидчивость, застенчивость, демонстративность. Детские конфликты. Причины трудностей и конфликтов во взаимоотношениях детей, пути их устранения. Изучение межличностных отношений детей. Тема 6.3 Полоролевая социализация Роль взрослых в половой идентификации ребенка. Взрослый для ребенка как источник информации о себе. Гендерное развитие. Усвоение ребенком стереотипов мужского и женского поведения. Ориентация на ценности своего пола. Половая принадлежность и выбор игровой роли. Отражение социальных стремлений детей разного пола через игровые роли. Доброжелательная пристрастность к детям своего пола. Половая принадлежность и выбор игрушки.
Тема 6.4 Семья как институт социализации Семья в системе воспитательных институтов. Функции семьи в развитии и образовании ребенка. Влияние семейной микросреды и детско-родительских отношений на развитие личности дошкольника. Типы семей, их характеристика. Модели отношений к ребенку в семье. Типология неблагополучных семей, использующих негативные воспитательные воздействия. Особенности взаимоотношений детей и родителей в семьях с порядком рождаемости: первый ребенок в семье, второй ребенок в семье: младший, средний и старший ребенок. Единственный ребенок в семье. Близнецы. Многодетная семья. Дети без родителей. Дети в приемной семье. Особенности отношений детей с бабушками и дедушками. Родительский дом. Любовь в семье как моральная ценность.
Тема 6.5 Готовность ребенка к обучению в школе Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе. Основные симптомы кризиса семи лет. Утрата детской непосредственности. Интеллектуализация переживаний и действий Школьная зрелость: интеллектуальная, эмоциональная, социальная. Компоненты психологической готовности к школьному обучению: психо-физиологическая, личностно-социальная, мотивациионная и интеллектуальная. Личностно-социальная и мотивационная готовность. Внутренняя позиция школьника и мотивы учения. Опосредованность отношений с педагогом ролевыми позициями (учитель – ученик). Значение для ребенка внешних атрибутов школьной жизни. Мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения: познавательные интересы, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями и знаниями. Произвольность как компонент психологической готовности к школе и мотивация. Воля как психологический механизм произвольного поведения. Интеллектуальная готовность. Овладение средствами познавательной деятельности: сенсорными эталонами, мерами и наглядными моделями, интеллектуальными операциями и др. Интеллектуальная активность и познавательные интересы ребенка. Сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (учебные умения). Диагностика готовности к обучению. Организация обследования детей в дошкольных учреждениях перед поступлением в школу. Составление психологической характеристики.
Тематический план дисциплины «Детская психология»
Date: 2015-10-19; view: 515; Нарушение авторских прав |