Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческое сознание и современность





Всякая современность исторична в двояком смысле этого слова. Во-первых, всякое настоящее вырастает! из прошлого. Его материальное бытие покоится на пред­посылках, являющихся продуктом длительного истори­ческого развития. Во-вторых, историчными являются присущие современности формы общественного сознания. В своих существенных компонентах оно базируется на данных истории, ибо всякое общество может осознать] себя лишь зная собственное прошлое и свое место в общем процессе развития человечества. Все важнейшие элементы, составляющие в своей совокупности созна­ние общества — взгляды, идеи, политические и другие теории и т. п., по своей природе историчны. Они могут] быть познаны лишь с помощью исторического метода, рассматривающего каждое явление в конкретных обсто­ятельствах его возникновения и существования. Следо­вательно, как формирование общественного сознания, так и его изучение необходимо предполагает обращение к истории.

История присутствует во всех дискуссиях, которые ведутся в каждую эпоху по кардинальным проблемам современности. Всякое политическое или социальное движение в дополнение к своей официально формулиру­емой программе включает определенное число расплыв­чатых, эмоционально окрашенных воспоминаний о про­шлом, существенно влияющих на все мироощущение его участников3. Наконец, воспоминания о прошлом в значительной мере определяют представление каждой эпохи о будущем. Западногерманский исследователь А. Гейлен даже усматривает суть исторического созна­ния в способности видеть современные события глазами будущих поколений4. При всей несомненной упрощен­ности этой формулировки она в то же время верно от­мечает важную черту исторического сознания, соединя­ющего прошлое, настоящее и будущее и тем самым открывающего возможность включения настоящего в историческую перспективу.

Под историческим сознанием понимается совокуп­ность представлений, присущих обществу в целом и составляющим его социальным группам в отдельности, о своем прошлом, как и о прошлом всего человечества. Каждая национальная и социальная общность обладает определенным кругом исторических представлений, включающим в себя в первую очередь представления о своем происхождении, важнейших событиях и деяте­лях своего прошлого, соотношения их с историей дру­гих стран.

В классово-антагонистическом обществе историче­ские представления образующих его классов неодина­ковы и могут существенно различаться между собой в пределах одной и той же нации. Для понимания это­го вопроса принципиально важное значение имеет из­вестное ленинское положение о двух культурах в каж­дой национальной культуре при капитализме5. Очень емкое по своему содержанию, это положение образует исходный пункт для освещения вопроса об историческом сознании в классово-антагонистическом обществе. Рас­падаясь на противоположные классы, преследующие различные цели в настоящем и будущем, это общество, естественно, не может в одинаковом для всех составля­ющих его социальных групп свете видеть и свое прош­лое. Каждый класс в соответствии с его положением в настоящем извлекает из прошлого определенный круг представлений о прошлом, образующих его историче­ское сознание6. Так, важнейшим компонентом истори­ческого сознания рабочего класса является осознание и восприятие им революционных традиций. Замечатель­ные ленинские слова о национальной гордости велико­русских сознательных пролетариев с большой силой подчеркивают это обстоятельство. Когда В. И. Ленин писал, что «нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты», когда он подчеркивал, что русские про­летарии гордятся тем, «что эти насилия вызывали от­пор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революцио­неров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабо­чий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика»7, он тем самым указывал на существен­ное содержание категории «историческое сознание рус­ского рабочего класса».

Первые зачатки исторического сознания возникают у каждого народа в глубокой древности, будучи выра­жением изначально присущей человеку потребности ocмыслить окружающий мир и свое место в нем. Уже в древнейших дошедших до нас памятниках народного творчества мы находим отражение определенных исторических событий, оказавших влияние на формирование народного самосознания. Первоначально это были главным образом воспоминания о героических деяниях прошлого — походах, битвах, путешествиях. Существо­вавшие в древности исторические представления уже содержали известные элементы адекватного отражения действительности, однако в целом они являлись дона­учными. Историческое сознание людей древности в це-i лом носило фантастический характер, отражая извра­щенные, главным образом, религиозно-мифологические представления о природе и движущих силах обществен­ного развития. Таким оно оставалось и долгое время спустя. Только с превращением истории в подлинную науку формируется научное историческое сознание, от­ражающее действительные закономерности развития человеческого общества.

Такое сознание в полной мере складывается в соци­алистическом обществе, являясь закономерным продук­том коренных сдвигов, происшедших во всех сферах жизни этого общества и обусловивших возможность и необходимость научного осмысления прошлого, равно как и настоятельную потребность в распространении в широких массах научных исторических знаний. Но точно так же, как социалистическое общественное сознание не является механическим продуктом утвер­ждения в обществе социалистических производственных отношений, так и все члены этого общества не овладе­вают автоматически научным историческим сознанием тотчас же после победы социализма.

Историческое сознание обладает сложной структу­рой8. Можно выделить по крайней мере три уровня, на которых происходит встреча человека с историей и ко­торые преобразуют различные ступени исторического сознания9. Как первую ступень можно обозначить не­посредственную встречу с историей, которую никто не может избежать, хотя и не всегда осознает ее. Это — элементарная форма исторического сознания, в кото­рой оно присуще каждому человеку независимо от его образования и воспитания. Оно выражается в расплыв­чатых, эмоционально окрашенных воспоминаниях о про­шлом, полученных через а) соприкосновение с истори­ческими памятниками и символами; б) художественную литературу, радио- и- телепередачи, произведения музы­кального искусства, живописи и т. д.; в) собственный жизненный опыт. Естественно, что на этом уровне ис­торическое сознание не включает в себя систематиче­ское знание об историческом процессе; образующие его исторические представления хаотичны, отрывочны, за­частую субъективны. Нередко они носят характер исто­рических переживаний, отличающихся подчас большой яркостью и прочностью. В особенности это относится к переживаниям, навеянным талантом большого худож­ника и обладающим огромной силой эмоционального воздействия. Достаточно вспомнить созданный пушкин­ским гением образ Бориса Годунова.

Как вторую ступень исторического сознания можно обозначить собственно исторические знания, образую­щие в своей совокупности известную систему представ­лений о прошлом. Эти представления могут основы­ваться на более или менее полном знании об отдель-ных важных исторических событиях и процессах. На этом уровне исторического сознания предполагается существование известных научных представлений об определенных отрезках развития человеческого обще­ства и историческом процессе в целом. Но только на третьей, высшей ступени исторического сознания про­исходит всестороннее теоретическое осмысление прош­лого на уровне закона. Исторический опыт перерабаты­вается в научное мировоззрение. Только в этом случае представляется возможным говорить о научном исто­рическом сознании, способном объяснить прошлое че­ловеческого общества во всей его сложности и противо­речивости, во всех конкретно-исторических проявлени­ях общих закономерностей его развития.

Обязательной предпосылкой формирования истори­ческого сознания является развитие исторического по­знания. На всех своих уровнях оно базируется на опре­деленном круге исторических знаний, добываемых исто­рической наукой. В полной мере это относится уже к первой ступени исторического сознания. Самые об­щие и расплывчатые представления об отдельных исто­рических событиях и истории в целом восходят в пос­леднем итоге к научным знаниям о прошлом, вырабаты­ваемым исторической наукой. Ведь и превратившиеся в символы исторические представления, подобные Боро­динской битве или залпу «Авроры», и знания об исто­рии, почерпнутые из художественных произведений, кинофильмов и тому подобных источников, основыва­ются на данных исторической науки, представляя собой вошедший в сознание широких масс результат ее иссле­довательских усилий. Чем более высокой является ступень исторического сознания, тем более значитель­ной представляется роль исторической науки в его фор­мировании. Причем эта роль не может быть ограниче­на исключительно сферой выяснения и истолкования исторических фактов. Не менее важной функцией исто­рической науки является систематизация и популяриза­ция этих фактов. В своих существенных результатах и выводах историческая наука обращается к более или менее широким массам, целенаправленно влияя на фор­мирование их исторического сознания. Это влияние мо­жет быть прямым или опосредованным публицистикой, популярной литературой, произведениями искусства и т. д. Но во всех случаях именно историкам — от уче­ных-исследователей до, не в меньшей мере, школьных преподавателей — принадлежит первенствующая роль в формировании исторического сознания10.

В особенности велико значение исторической науки в выработке научного исторического сознания, предпо­лагающего наличие систематического научного знания об истории общества в целом. Только на ее материале возможно установление ведущих тенденций обществен­ного развития, понимание которых составляет подлин­ную суть научного исторического сознания. Такую за­дачу может решить только марксистская историческая наука, вооруженная знанием действительных законов развития общества, из чего следует, что подлинно науч­ным может быть лишь социалистическое историческое сознание, опирающееся на твердую почву материалисти­ческого понимания истории.

Как известно, выработка социалистического сознания всегда была предметом особой заботы основоположни­ков марксизма-ленинизма. Принципиально важным яв­ляется известное ленинское положение о том, что со­циалистическое сознание не может возникнуть стихий­но, что оно может быть привнесено в рабочий класс только извне, что оно вырастает из философских, исто­рических и экономических теорий, разрабатываемых представителями социалистической интеллигенции11. Отсюда вытекает значение, которое придавали осново­положники научного коммунизма не только созданию материалистической теории исторического процесса, но и распространению исторических знаний среди широких масс трудящихся, в первую очередь рабочего класса.

В связи с идейной борьбой в русском рабочем дви­жении, подчеркивая необходимость изучения истории этой борьбы, В. И. Ленин писал: «Не может быть соз­нательным тот рабочий, кто относится, как Иван Не­помнящий, к истории своего движения» 12. Это ленин­ское положение можно генерализировать. Во всей своей деятельности основоположники марксизма-ленинизма исходили из понимания необходимости овладения тру­дящимися массами историческими знаниями, как обяза­тельном условии их социалистического воспитания. В значительной степени решению этой задачи были посвящены их собственные конкретно-исторические ис­следования, обращавшиеся к вполне определенным со­циальным адресатам. В этих исследованиях история становилась могущественным средством политического воспитания масс, важным фактором формирования их социалистического сознания. Ее материал, каким бы хронологически удаленным от современности он не яв­лялся, превращался в могучее подспорье решения са­мых актуальных проблем рабочего движения.

Сошлемся в качестве примера на известные работы Ф. Энгельса, убедительно показывающие, какое боль­шое значение в формировании социалистического со­знания народных масс основоположники научного ком­мунизма придавали истории. Опубликованная в разгар последовавшей за поражением революции 1848—1849 гг. реакции книга Ф. Энгельса «Крестьянская война в Гер­мании» открывается знаменательным утверждением: «Немецкий народ также имеет свою революционную традицию. Было время, когда Германия выдвигала личности, которые можно поставить рядом с лучшими революционными деятелями из других стран, когда не­мецкий народ проявлял такую выдержку и развивал такую энергию, которые в централизованной нации привели бы к самым блестящим результатам, когда у немецких крестьян и плебеев зарождались идеи и пла­ны, которые достаточно часто приводят в содрогание и ужас их потомков». И далее формулируется четкая целевая установка книги: «В противовес временной апатии, наступившей повсюду после двух лет борьбы, пора снова показать немецкому народу неладно скроен­ные, но крепко сшитые фигуры Великой крестьянской войны» 13.

На страницах «Крестьянской войны в Германии» эта задача получила свое блистательное решение. Ф. Энгельс живыми красками нарисовал плеяду геро­ев и мучеников первой европейской революции, вос­создал яркую картину героических усилий немецкого народа, показав тем самым его большие революцион­ные возможности. Вследствие этого его книга явилась важным фактором воспитания социалистического созна­ния немецких трудящихся, в особенности рабочего класса. О том, какое значение этому уделял сам Ф. Энгельс, свидетельствует его предисловие к новому изданию «Крестьянской войны в Германии», прямо связывающее проблематику книги с актуальными воп­росами рабочего и социалистического движения в 70-е годы XIX в. В обстановке перемещения в Герма­нию центра революционного движения Ф. Энгельс счи­тал первоочередной обязанностью социал-демократов овладение социалистическим сознанием и распростране­ние его среди рабочих масс и. И то обстоятельство, что в этих условиях он считал необходимым в течение пяти лет дважды переиздать «Крестьянскую войну в Герма­нии», показывает, какая значительная роль в решении этой задачи отводилась истории. Обращение к се дан­ным, воспитание исторического сознания немецкого пролетариата на революционных традициях прошлого Ф. Энгельс рассматривал как обязательную предпо­сылку формирования его социалистического сознания.

Не менее важную роль Ф. Энгельс отводил данным истории в воспитании социалистического сознания не­мецкого крестьянства. В предисловии к «Крестьянской войне в Германии» он специально останавливается да рассмотрении положения земледельческого пролета­риата, указывая, как на ближайшую и наиболее насто­ятельную задачу немецких рабочих, на необходимость «пробудить этот класс и втянуть его в движение» 15.

Решению этой задачи и содействовала книга Ф. Энгель­са, убедительно показавшая, каким революционным потенциалом обладает крестьянство и тем самым сы­гравшая свою роль в политическом воспитании немец­кого народа.

Особенно большое значение в этом плане принадле­жало известной работе Ф. Энгельса «Марка», посвя­щенной исследованию судеб германской общины. «В такой стране, как Германия, где еще добрая поло­вина населения живет земледельческим трудом, — под­черкивал Ф. Энгельс, — социалисты, а через них и кре­стьяне непременно должны познакомиться с тем, как возникла современная земельная собственность, и круп­ная, и мелкая» 16. Впервые очерк «Марка» был опубли­кован в 1882 г. в качестве приложения к немецкому из­данию брошюры «Развитие социализма от утопии к на­уке». Во введении к вышедшему спустя десять лет ан­глийскому изданию этой брошюры Ф.Энгельс указывал: «Приложение «Марка» было написано с целью рас­пространения среди социалистической партии Герма­нии некоторых элементарных сведений относительно ис­тории возникновения и развития земельной собственно­сти в Германии. В то время это было тем более необхо­димо, что объединение партией городских рабочих бы­ло уже на верном пути к завершению, и перед партией встала задача заняться сельскохозяйственными рабочи­ми и крестьянами» 17.

Таким образом, предпринятый в «Марке» глубокий анализ исторических судеб германской общины имел самый непосредственный выход в сферу социальной практики. С точки зрения Ф. Энгельса, он составлял не­обходимый элемент того исторического образования масс, которое является важным фактором их револю­ционного воспитания. Работа социал-демократии по по­литическому воспитанию крестьянства предполагала соответствующую историческую подготовку, важнейший вклад в которую вносило рассматриваемое произведе­ние Ф. Энгельса. В отдельном оттиске его, выпущенном под характерным названием «Немецкий крестьянин. Чем он был? Что он есть? Чем он мог бы быть?», Ф. Эн-гельс завершал свое исследование указанием на необхо­димость возрождения на новых началах коллективного землевладения и добавлял: «Как это устроить? Поду­майте об этом хорошенько, немецкие крестьяне. Помочь вам могут только социал-демократы»18. Так, историческое образование немецкого крестьянства орга­нически сливалось с задачей формирования его социа­листического сознания.

Мы остановились столь подробно на примерах об­ращения Ф. Энгельса к истории с целью революцион­ного воспитания масс потому, что они являются пока­зательными для общего понимания основоположниками марксизма-ленинизма роли исторических знаний в фор­мировании социалистического сознания. Вся их научная и практически-политическая деятельность является убе­дительным свидетельством того значения, какое при­надлежит историческому познанию в духовной жизни общества. Его результаты, получая соответствующее истолкование, образуют важнейший фактор этой жизни, оказывающий разнообразное влияние на ее многочис­ленные сферы.

Всегда большое, это влияние приобретает особенно значительную роль в социалистическом обществе, впервые в истории человечества поставившем перед со­бой задачу всестороннего духовного развития всех сво­их членов как необходимом условии его прогресса. Ре­шение этой задачи неразрывно связано с историческим образованием граждан социалистического общества. Знание исторического прошлого своего народа, пони­мание основных закономерностей и ведущих тенденций общественного прогресса составляют неотъемлемый элемент социалистической сознательности, идейной зре­лости членов социалистического общества. Вот почему историческое образование масс всегда было предметом особого внимания основоположников марксизма-лени­низма, вот почему в партийных документах неизменно подчеркивается необходимость широкого распростране­ния в массах исторических знаний.

Настоящее время характеризуется все возрастаю­щим интересом и вниманием широкой общественности к историческому достоянию народов нашей страны. Впервые в Основном Законе СССР забота о сохране­нии исторических памятников провозглашена конститу­ционной обязанностью советских граждан19. Так, вос­питание исторического сознания членов развитого со­циалистического общества фиксируется в качестве го­сударственной задачи.

Date: 2015-10-19; view: 999; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию