Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Историческое сознание и современность
Всякая современность исторична в двояком смысле этого слова. Во-первых, всякое настоящее вырастает! из прошлого. Его материальное бытие покоится на предпосылках, являющихся продуктом длительного исторического развития. Во-вторых, историчными являются присущие современности формы общественного сознания. В своих существенных компонентах оно базируется на данных истории, ибо всякое общество может осознать] себя лишь зная собственное прошлое и свое место в общем процессе развития человечества. Все важнейшие элементы, составляющие в своей совокупности сознание общества — взгляды, идеи, политические и другие теории и т. п., по своей природе историчны. Они могут] быть познаны лишь с помощью исторического метода, рассматривающего каждое явление в конкретных обстоятельствах его возникновения и существования. Следовательно, как формирование общественного сознания, так и его изучение необходимо предполагает обращение к истории. История присутствует во всех дискуссиях, которые ведутся в каждую эпоху по кардинальным проблемам современности. Всякое политическое или социальное движение в дополнение к своей официально формулируемой программе включает определенное число расплывчатых, эмоционально окрашенных воспоминаний о прошлом, существенно влияющих на все мироощущение его участников3. Наконец, воспоминания о прошлом в значительной мере определяют представление каждой эпохи о будущем. Западногерманский исследователь А. Гейлен даже усматривает суть исторического сознания в способности видеть современные события глазами будущих поколений4. При всей несомненной упрощенности этой формулировки она в то же время верно отмечает важную черту исторического сознания, соединяющего прошлое, настоящее и будущее и тем самым открывающего возможность включения настоящего в историческую перспективу. Под историческим сознанием понимается совокупность представлений, присущих обществу в целом и составляющим его социальным группам в отдельности, о своем прошлом, как и о прошлом всего человечества. Каждая национальная и социальная общность обладает определенным кругом исторических представлений, включающим в себя в первую очередь представления о своем происхождении, важнейших событиях и деятелях своего прошлого, соотношения их с историей других стран. В классово-антагонистическом обществе исторические представления образующих его классов неодинаковы и могут существенно различаться между собой в пределах одной и той же нации. Для понимания этого вопроса принципиально важное значение имеет известное ленинское положение о двух культурах в каждой национальной культуре при капитализме5. Очень емкое по своему содержанию, это положение образует исходный пункт для освещения вопроса об историческом сознании в классово-антагонистическом обществе. Распадаясь на противоположные классы, преследующие различные цели в настоящем и будущем, это общество, естественно, не может в одинаковом для всех составляющих его социальных групп свете видеть и свое прошлое. Каждый класс в соответствии с его положением в настоящем извлекает из прошлого определенный круг представлений о прошлом, образующих его историческое сознание6. Так, важнейшим компонентом исторического сознания рабочего класса является осознание и восприятие им революционных традиций. Замечательные ленинские слова о национальной гордости великорусских сознательных пролетариев с большой силой подчеркивают это обстоятельство. Когда В. И. Ленин писал, что «нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты», когда он подчеркивал, что русские пролетарии гордятся тем, «что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика»7, он тем самым указывал на существенное содержание категории «историческое сознание русского рабочего класса». Первые зачатки исторического сознания возникают у каждого народа в глубокой древности, будучи выражением изначально присущей человеку потребности ocмыслить окружающий мир и свое место в нем. Уже в древнейших дошедших до нас памятниках народного творчества мы находим отражение определенных исторических событий, оказавших влияние на формирование народного самосознания. Первоначально это были главным образом воспоминания о героических деяниях прошлого — походах, битвах, путешествиях. Существовавшие в древности исторические представления уже содержали известные элементы адекватного отражения действительности, однако в целом они являлись донаучными. Историческое сознание людей древности в це-i лом носило фантастический характер, отражая извращенные, главным образом, религиозно-мифологические представления о природе и движущих силах общественного развития. Таким оно оставалось и долгое время спустя. Только с превращением истории в подлинную науку формируется научное историческое сознание, отражающее действительные закономерности развития человеческого общества. Такое сознание в полной мере складывается в социалистическом обществе, являясь закономерным продуктом коренных сдвигов, происшедших во всех сферах жизни этого общества и обусловивших возможность и необходимость научного осмысления прошлого, равно как и настоятельную потребность в распространении в широких массах научных исторических знаний. Но точно так же, как социалистическое общественное сознание не является механическим продуктом утверждения в обществе социалистических производственных отношений, так и все члены этого общества не овладевают автоматически научным историческим сознанием тотчас же после победы социализма. Историческое сознание обладает сложной структурой8. Можно выделить по крайней мере три уровня, на которых происходит встреча человека с историей и которые преобразуют различные ступени исторического сознания9. Как первую ступень можно обозначить непосредственную встречу с историей, которую никто не может избежать, хотя и не всегда осознает ее. Это — элементарная форма исторического сознания, в которой оно присуще каждому человеку независимо от его образования и воспитания. Оно выражается в расплывчатых, эмоционально окрашенных воспоминаниях о прошлом, полученных через а) соприкосновение с историческими памятниками и символами; б) художественную литературу, радио- и- телепередачи, произведения музыкального искусства, живописи и т. д.; в) собственный жизненный опыт. Естественно, что на этом уровне историческое сознание не включает в себя систематическое знание об историческом процессе; образующие его исторические представления хаотичны, отрывочны, зачастую субъективны. Нередко они носят характер исторических переживаний, отличающихся подчас большой яркостью и прочностью. В особенности это относится к переживаниям, навеянным талантом большого художника и обладающим огромной силой эмоционального воздействия. Достаточно вспомнить созданный пушкинским гением образ Бориса Годунова. Как вторую ступень исторического сознания можно обозначить собственно исторические знания, образующие в своей совокупности известную систему представлений о прошлом. Эти представления могут основываться на более или менее полном знании об отдель-ных важных исторических событиях и процессах. На этом уровне исторического сознания предполагается существование известных научных представлений об определенных отрезках развития человеческого общества и историческом процессе в целом. Но только на третьей, высшей ступени исторического сознания происходит всестороннее теоретическое осмысление прошлого на уровне закона. Исторический опыт перерабатывается в научное мировоззрение. Только в этом случае представляется возможным говорить о научном историческом сознании, способном объяснить прошлое человеческого общества во всей его сложности и противоречивости, во всех конкретно-исторических проявлениях общих закономерностей его развития. Обязательной предпосылкой формирования исторического сознания является развитие исторического познания. На всех своих уровнях оно базируется на определенном круге исторических знаний, добываемых исторической наукой. В полной мере это относится уже к первой ступени исторического сознания. Самые общие и расплывчатые представления об отдельных исторических событиях и истории в целом восходят в последнем итоге к научным знаниям о прошлом, вырабатываемым исторической наукой. Ведь и превратившиеся в символы исторические представления, подобные Бородинской битве или залпу «Авроры», и знания об истории, почерпнутые из художественных произведений, кинофильмов и тому подобных источников, основываются на данных исторической науки, представляя собой вошедший в сознание широких масс результат ее исследовательских усилий. Чем более высокой является ступень исторического сознания, тем более значительной представляется роль исторической науки в его формировании. Причем эта роль не может быть ограничена исключительно сферой выяснения и истолкования исторических фактов. Не менее важной функцией исторической науки является систематизация и популяризация этих фактов. В своих существенных результатах и выводах историческая наука обращается к более или менее широким массам, целенаправленно влияя на формирование их исторического сознания. Это влияние может быть прямым или опосредованным публицистикой, популярной литературой, произведениями искусства и т. д. Но во всех случаях именно историкам — от ученых-исследователей до, не в меньшей мере, школьных преподавателей — принадлежит первенствующая роль в формировании исторического сознания10. В особенности велико значение исторической науки в выработке научного исторического сознания, предполагающего наличие систематического научного знания об истории общества в целом. Только на ее материале возможно установление ведущих тенденций общественного развития, понимание которых составляет подлинную суть научного исторического сознания. Такую задачу может решить только марксистская историческая наука, вооруженная знанием действительных законов развития общества, из чего следует, что подлинно научным может быть лишь социалистическое историческое сознание, опирающееся на твердую почву материалистического понимания истории. Как известно, выработка социалистического сознания всегда была предметом особой заботы основоположников марксизма-ленинизма. Принципиально важным является известное ленинское положение о том, что социалистическое сознание не может возникнуть стихийно, что оно может быть привнесено в рабочий класс только извне, что оно вырастает из философских, исторических и экономических теорий, разрабатываемых представителями социалистической интеллигенции11. Отсюда вытекает значение, которое придавали основоположники научного коммунизма не только созданию материалистической теории исторического процесса, но и распространению исторических знаний среди широких масс трудящихся, в первую очередь рабочего класса. В связи с идейной борьбой в русском рабочем движении, подчеркивая необходимость изучения истории этой борьбы, В. И. Ленин писал: «Не может быть сознательным тот рабочий, кто относится, как Иван Непомнящий, к истории своего движения» 12. Это ленинское положение можно генерализировать. Во всей своей деятельности основоположники марксизма-ленинизма исходили из понимания необходимости овладения трудящимися массами историческими знаниями, как обязательном условии их социалистического воспитания. В значительной степени решению этой задачи были посвящены их собственные конкретно-исторические исследования, обращавшиеся к вполне определенным социальным адресатам. В этих исследованиях история становилась могущественным средством политического воспитания масс, важным фактором формирования их социалистического сознания. Ее материал, каким бы хронологически удаленным от современности он не являлся, превращался в могучее подспорье решения самых актуальных проблем рабочего движения. Сошлемся в качестве примера на известные работы Ф. Энгельса, убедительно показывающие, какое большое значение в формировании социалистического сознания народных масс основоположники научного коммунизма придавали истории. Опубликованная в разгар последовавшей за поражением революции 1848—1849 гг. реакции книга Ф. Энгельса «Крестьянская война в Германии» открывается знаменательным утверждением: «Немецкий народ также имеет свою революционную традицию. Было время, когда Германия выдвигала личности, которые можно поставить рядом с лучшими революционными деятелями из других стран, когда немецкий народ проявлял такую выдержку и развивал такую энергию, которые в централизованной нации привели бы к самым блестящим результатам, когда у немецких крестьян и плебеев зарождались идеи и планы, которые достаточно часто приводят в содрогание и ужас их потомков». И далее формулируется четкая целевая установка книги: «В противовес временной апатии, наступившей повсюду после двух лет борьбы, пора снова показать немецкому народу неладно скроенные, но крепко сшитые фигуры Великой крестьянской войны» 13. На страницах «Крестьянской войны в Германии» эта задача получила свое блистательное решение. Ф. Энгельс живыми красками нарисовал плеяду героев и мучеников первой европейской революции, воссоздал яркую картину героических усилий немецкого народа, показав тем самым его большие революционные возможности. Вследствие этого его книга явилась важным фактором воспитания социалистического сознания немецких трудящихся, в особенности рабочего класса. О том, какое значение этому уделял сам Ф. Энгельс, свидетельствует его предисловие к новому изданию «Крестьянской войны в Германии», прямо связывающее проблематику книги с актуальными вопросами рабочего и социалистического движения в 70-е годы XIX в. В обстановке перемещения в Германию центра революционного движения Ф. Энгельс считал первоочередной обязанностью социал-демократов овладение социалистическим сознанием и распространение его среди рабочих масс и. И то обстоятельство, что в этих условиях он считал необходимым в течение пяти лет дважды переиздать «Крестьянскую войну в Германии», показывает, какая значительная роль в решении этой задачи отводилась истории. Обращение к се данным, воспитание исторического сознания немецкого пролетариата на революционных традициях прошлого Ф. Энгельс рассматривал как обязательную предпосылку формирования его социалистического сознания. Не менее важную роль Ф. Энгельс отводил данным истории в воспитании социалистического сознания немецкого крестьянства. В предисловии к «Крестьянской войне в Германии» он специально останавливается да рассмотрении положения земледельческого пролетариата, указывая, как на ближайшую и наиболее настоятельную задачу немецких рабочих, на необходимость «пробудить этот класс и втянуть его в движение» 15. Решению этой задачи и содействовала книга Ф. Энгельса, убедительно показавшая, каким революционным потенциалом обладает крестьянство и тем самым сыгравшая свою роль в политическом воспитании немецкого народа. Особенно большое значение в этом плане принадлежало известной работе Ф. Энгельса «Марка», посвященной исследованию судеб германской общины. «В такой стране, как Германия, где еще добрая половина населения живет земледельческим трудом, — подчеркивал Ф. Энгельс, — социалисты, а через них и крестьяне непременно должны познакомиться с тем, как возникла современная земельная собственность, и крупная, и мелкая» 16. Впервые очерк «Марка» был опубликован в 1882 г. в качестве приложения к немецкому изданию брошюры «Развитие социализма от утопии к науке». Во введении к вышедшему спустя десять лет английскому изданию этой брошюры Ф.Энгельс указывал: «Приложение «Марка» было написано с целью распространения среди социалистической партии Германии некоторых элементарных сведений относительно истории возникновения и развития земельной собственности в Германии. В то время это было тем более необходимо, что объединение партией городских рабочих было уже на верном пути к завершению, и перед партией встала задача заняться сельскохозяйственными рабочими и крестьянами» 17. Таким образом, предпринятый в «Марке» глубокий анализ исторических судеб германской общины имел самый непосредственный выход в сферу социальной практики. С точки зрения Ф. Энгельса, он составлял необходимый элемент того исторического образования масс, которое является важным фактором их революционного воспитания. Работа социал-демократии по политическому воспитанию крестьянства предполагала соответствующую историческую подготовку, важнейший вклад в которую вносило рассматриваемое произведение Ф. Энгельса. В отдельном оттиске его, выпущенном под характерным названием «Немецкий крестьянин. Чем он был? Что он есть? Чем он мог бы быть?», Ф. Эн-гельс завершал свое исследование указанием на необходимость возрождения на новых началах коллективного землевладения и добавлял: «Как это устроить? Подумайте об этом хорошенько, немецкие крестьяне. Помочь вам могут только социал-демократы»18. Так, историческое образование немецкого крестьянства органически сливалось с задачей формирования его социалистического сознания. Мы остановились столь подробно на примерах обращения Ф. Энгельса к истории с целью революционного воспитания масс потому, что они являются показательными для общего понимания основоположниками марксизма-ленинизма роли исторических знаний в формировании социалистического сознания. Вся их научная и практически-политическая деятельность является убедительным свидетельством того значения, какое принадлежит историческому познанию в духовной жизни общества. Его результаты, получая соответствующее истолкование, образуют важнейший фактор этой жизни, оказывающий разнообразное влияние на ее многочисленные сферы. Всегда большое, это влияние приобретает особенно значительную роль в социалистическом обществе, впервые в истории человечества поставившем перед собой задачу всестороннего духовного развития всех своих членов как необходимом условии его прогресса. Решение этой задачи неразрывно связано с историческим образованием граждан социалистического общества. Знание исторического прошлого своего народа, понимание основных закономерностей и ведущих тенденций общественного прогресса составляют неотъемлемый элемент социалистической сознательности, идейной зрелости членов социалистического общества. Вот почему историческое образование масс всегда было предметом особого внимания основоположников марксизма-ленинизма, вот почему в партийных документах неизменно подчеркивается необходимость широкого распространения в массах исторических знаний. Настоящее время характеризуется все возрастающим интересом и вниманием широкой общественности к историческому достоянию народов нашей страны. Впервые в Основном Законе СССР забота о сохранении исторических памятников провозглашена конституционной обязанностью советских граждан19. Так, воспитание исторического сознания членов развитого социалистического общества фиксируется в качестве государственной задачи. Date: 2015-10-19; view: 1046; Нарушение авторских прав |