Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объективность исторического знания: его возможности и предпосылки 2 page
Все это придает проблеме достижения объективной истины в истории несравненно большую остроту, чем в естественных науках. Она не может быть решена на уровне простых деклараций какого бы то ни было рода. В первую очередь это относится к требованию беспристрастности исторического исследования. Прокламируемая буржуазными объективистами в качестве идеала, «беспристрастная история» недостижима практически и невозможна теоретически. Этот идеал противоречит самой природе познания явлений общественной жизни и на деле попытки следования ему могут нередко скорее затруднить, чем облегчить объективное познание прошлого. Ложный характер антиномии «объективность-пристрастность» убедительно раскрыл В. И. Ленин. Высмеивая Н. К. Михайловского за его утверждение, что марксистам как представителям учения, гордящегося своей неумолимой объективностью, «не полагается сердиться», В. И. Ленин писал: «Если известное учение требует от каждого общественного деятеля неумолимо объективного анализа действительности и складывающихся на почве той действительности отношений между различными классами, то каким чудом можно отсюда сделать вывод, что общественный деятель не должен 33 симпатизировать тоМу или другому классу, что ему это «не полагается»? Смешно даже и говорить тут о долге, ибо ни один живой человек не может не становиться на сторону того или другого класса (раз он понял их взаимоотношения), не может не радоваться успеху данного класса, не может не огорчиться его неудачами, не может не негодовать на тех, кто мешает его развитию распространением отсталых воззрений и т. д. и т. д.» 34. Утверждение, что «если люди требуют, чтобы взгляды на социальные явления опирались на неумолимо объективный анализ действительности и действительного развития», то «им не полагается сердиться», В. И. Ленин ввиду его нелепости называл «сапогами всмятку»35. Действительно, оно противоречит всему характеру общественного познания, предполагающего определенное отношение познающего субъекта к предмету своего исследования, являющееся по своей сути личностным отношением, окрашенным чувствами симпатии или антипатии, восхищения или негодования и т. п. При этом, конечно, речь идет не только о марксистском обществоведении. На всяком познании явлений общественной жизни отражается личность исследователя, и подлинная проблема заключается не в изгнании ее оттуда, а в выяснении условий и характера ее влияния на ход и результаты изучения исторической действительности. В этой связи нуждается в дифференциации само понятие исследовательской пристрастности, так как оно охватывает широкий круг самых разнообразных форм личностного отношения ученого к объекту своего изучения. Далеко не равнозначные по своему воздействию на познавательный процесс, эти формы, естественно, в разной мере заслуживают специального анализа. Одно дело, например, пристрастность историка, обусловливаемая его личными вкусами или конъюнктурными соображениями, и совсем другое — пристрастность, вытекающая из его классовых позиций. Очевидно, что пристрастность первого рода заслуживает осуждения и должна устраняться из исторического исследования, поскольку она вредит его объективности. Здесь перед нами, действительно, в основе своей морально-этическая проблема, которая в последнем счете сводится к гражданской ответственности и профессиональной добросовестности историка. Иначе обстоит дело с пристрастностью, обусловливаемой социальным статусом исследователя. В этом случае необходимо рассмотрение самой природы такой пристрастности и ее влияния на объективность познания. В первую очередь здесь должна идти речь о пристрастности ученого, порождаемой его классовой принадлежностью. Такая пристрастность может как способствовать получению объективного знания о прошлом, так и препятствовать ему. Все дело заключается в том, интерес какого класса воплощается в этой пристрастности. Историческое познание отражает в своих категориях диалектическую связь времен. Всякое настоящее является продолжением и развитием прошлого. Даже будучи его отрицанием, оно выступает реализацией потенций, заложенных всем предыдущим ходом событий. Но если верно, что без прошлого нет настоящего, то также справедливо и другое: без осмысления настоящего невозможно понять прошлое. В общем потоке времени настоящее представляет собою ту точку, с которой обозревается прошлое и бросается взгляд на будущее. От того, насколько широкую перспективу видения открывает эта точка, зависит основательность постижения существенного содержания прошлого. Но сама эта перспектива обусловливается теми господствующими идеями, которые определяют облик современности. Порожденные потребностями своей эпохи, призванные раскрыть ее основное содержание, они тем самым формируют идейно-теоретическую основу всего изучения прошлого в данную эпоху. В классово-антагонистическом обществе такая основа, разумеется, не является однородной, что и обусловливает одновременное существование и борьбу различных образов прошлого, выражающих коренные интересы соответствующих классов, составляющих данное общество. Эти интересы прямо или в опосредованном виде отражаются в подходе к прошлому каждого историка, принадлежащего данному обществу и классу, преломляясь, подчас весьма причудливо, в его исследовательской практике. От того, насколько глубоко идеология данного класса способна раскрыть существенное содержание современности, зависит и глубина освещения прошлого. Другими словами, на каждом витке развития человеческого общества наиболее прогрессивная в данный момент идеология открывает наибольшие возможности для объективного познания прошлого и, напротив, реакционная идеология выступает фактором, препятствующим такому познанию. К этому следует добавить, что прогрессивный класс несравненно более заинтересован в объективном познании прошлого, чем класс реакционный. В той борьбе, которую он ведет в настоящем, прошлое является для него союзником36, в то время как класс, утративший историческую перспективу, неуверенно чувствующий себя в настоящем и в страхе заглядывающий в будущее, начинает бояться и собственного прошлого37. В этом смысле можно говорить об отношении к истории как показателе духовного здоровья общества, его уверенности в себе самом, в своем настоящем и будущем. В свете сказанного выступает одна важная черта субъективного фактора в историческом познании, на которую обращается недостаточное внимание в специальной литературе. Говоря о субъективности, присутствующей в познании явлений общественной жизни, мы не всегда в должной мере учитываем то обстоятельство, что сама эта субъективность в своих существенных параметрах объективно обусловлена. Познавательная деятельность историка социально детерминирована. Вследствие этого социально опосредованной является и его субъективность. История исторической науки не дает нам примеров, так сказать, абсолютной субъективности ученого, его полной «свободы» в обращении с прошлым, не ограниченной какими-либо социальными детерминантами. Точнее говоря, такие примеры лежат за пределами исторической науки, вся познавательная деятельность которой с первых шагов ее становления носит ярко выраженный социальный характер. Для каждой эпохи присущи свои пристрастия. Субъективность средневекового хрониста отличается от субъективности историка-романтика. Пристрастность французского либерального историка периода Реставрации характеризуется иными чертами, чем пристрастность американского реакционного историка времени разгара «холодной войны». Но во всех случаях она была социально детерминирована, имела свои истоки в объективных условиях жизни общества. Мы можем, таким образом, говорить об объективной природе субъективного фактора в историческом познании, что, в частности, означает контролируемость результатов его влияния на историографическую практику. Определяя объективные предпосылки влияния в каждом данном случае субъективного фактора на процесс познания, мы получаем возможность не только учета, но и коррекции этого влияния. Такое влияние может деформировать ход и результаты познания. В этом случае выяснение мотивов, обусловивших пристрастность исследователя (например, принадлежность его к реакционному общественному классу, его национализм и т. п.), позволит, во-первых, установить сам факт искажения объективной реальности в угоду классовым или националистическим пристрастиям, а во-вторых, попытаться, элиминируя деформирующее влияние субъективных пристрастий ученого, реконструировать соответствующий фрагмент исторической действительности. Именно на этом принципе основывается возможность критического использования марксистской историографией трудов авторов, стоящих на классово чуждых позициях. Выявление классовой пристрастности данного автора, установление того, как она отразилась на фактической стороне исследования, открывают возможность обнаружения момента объективной истины, содержащегося в его работе и, таким образом, включения его данных в общую картину исторического прошлого, создаваемую усилиями многих поколений ученых. Вот почему марксистская историография, рассматривая поступательное движение нашей науки, наряду с достижениями прогрессивной исторической мысли в то же время учитывает' и результаты, полученные реакционными и консервативными по своим политическим убеждениям учеными, — в той мере, в какой они вносят свой вклад в достижение объективно-истинного знания о прошлом. Социальная детерминированность субъективного момента в познании и является той объективной основой, которая делает возможным строго научное разграничение между классовой пристрастностью исследователя и полученными им конкретно-историческими результатами, которые хотя и во многом зависят от классовой позиции ученого, но нацело ею не определяются. С другой стороны, субъективный элемент в историческом познании, выражающий коренные интересы прогрессивного класса, является могущественным фактором, способствующим объективно-истинному отражению исторической действительности. Вследствие этого присутствие такого рода пристрастности в историческом познании не только допустимо, по и составляет необходимое условие его подлинного прогресса. Объективированные в историографической практике ученого интересы передового общественного класса - выступают в качестве обязательной предпосылки получения объективного знания о прошлом. Высшим выражением классовой пристрастности ученого является его партийность, обнаруживающаяся как в подходе к оценке отдельных явлений общественной жизни, так и — что особенно важно — в общем понимании исторического процесса. Будучи одним из коренных принципов всякого изучения явлений общественной жизни, партийность исследователя составляет неотъемлемую характеристику исторического познания. Вне учета ее невозможно понять его действительную природу. Партийность ученого нельзя рассматривать ни как препятствие к объективному познанию прошлого, ни как панацею, способную чудодейственным образом обеспечить его. Она — объективная категория, имманентно присущая историческому познанию, которая нуждается в таком же тщательном изучении, как и все другие категории исторической науки. В процессе познания она органически взаимодействует с другими принципами, содействуя или препятствуя, в зависимости от своей классовой природы, получению объективного знания о прошлом. Мы не должны упускать из виду тот простой факт, что каждый историк, каким бы отдаленным от сегодняшнего дня прошлым он ни занимался, пишет для своих современников и подходит к этому сюжету в свете проблем, их волнующих, транспортируя в прошлое и решая на его материале вопросы, актуальные для настоящего. Познание прошлого является заинтересованным в том смысле, что оно детерминируется современностью, порождающей специфическую, социальную по своей природе заинтересованность в реконструкции и запечатлении в памяти людской давно минувших событий и явлений. Эта заинтересованность исторической науки, воплощающая ее социальную функцию, реализуется в ее партийности. Только такое заинтересованное, партийное по своей направленности познание в состоянии раскрыть внутренние связи и закономерности прошлого. Изучение партийности исторического познания является, таким образом, необходимой составной частью осмысления его возможностей в адекватном отражении объективной исторической действительности. Партийность исторической науки давно перестала быть тайной и для буржуазной историографии. Уже в прошлом столетии многие ее выдающиеся представители четко формулировали положение о связи истории с жизнью, воплощенной в ее активном участии на стороне определенных социальных и политических сил в решении актуальных проблем современности. XX век принес с собой дальнейшее развитие этого положения. Уже Б. Кроче считал иллюзорной «беспартийность и объективность, которые... опираются на искусство говорить вполголоса, задних мыслей, осторожного умолчания»38, а Г. Белов прямо называл историка «партийным человеком»39. Английский философ-прагматист Ф. К. С. Шиллер не без основания писал о том, что беспристрастный нейтралитет в отношении жизненных проблем является покровом, скрывающим интерес, постыдный при свете дня, а поиски чистого знания иногда менее чисты, чем это представляется, и не свободны от сильной примеси гордыни40. Наряду с этим, однако, в буржуазной историографии продолжал иметь широкое хождение взгляд, рассматривающий партийность историка как зло, препятствующее объективному познанию прошлого. Показательно, что этот взгляд нашел свое выражение в наиболее популярных работах по истории исторической науки, созданных в первой половине нашего столетия, хотя он во многом фактически противоречил содержавшемуся в них конкретному историографическому материалу. Так, в своей книге «История и историки в XIX в.» Дж. П. Гуч приводит многочисленные свидетельства социальной обусловленности исторического познания, активного участия историков в решении средствами своей науки насущных практически-политических задач своего времени и вместе с тем он усматривает главную заслугу Л. Ранке перед историей «в освобождении изучения прошлого от страстей настоящего»41. На аналогичных позициях стоял автор другого известного историографического исследования Э. Фютер, подчеркивавший необходимость полной свободы для истории как науки от сил, действующих в государстве, церкви и экономике, и утверждавший, что поскольку история ставит себя на службу публицистическим тенденциям, она теряет свое научное значение42. Даже в 1950 г. в разгар презентистского «осовременивания» истории Г. Дж. Ренир констатировал, что положение о том, что, рассказывая свою историю, ученый является прежде всего социальным агентом, не встречает признания среди историков43. Конечно, сегодня категоричность этого утверждения представляется более чем сомнительной. Современная буржуазная историография четко прокламирует свою социальную функцию, непосредственно связывая ее с защитой коренных устоев капиталистического общества44. Это, однако, не приближает ее к пониманию подлинной природы партийности в истории. По-прежнему является характерным для нее противопоставление партийности и объективности исторического познания, вследствие чего искажается действительный смысл проблемы. Присущая современной буржуазной науке неообъективистская ориентация находит в данном случае свое выражение в том, что партийность, отождествляемая с пристрастностью историка, расценивается как вынужденное и неискоренимое зло, противоречащее идеалу исторического познания. Этот последний, как и во времена Ранке, усматривается в беспартийной (беспристрастной) науке с той только разницей, что признается его недостижимость. Тем не менее беспартийность провозглашается одним из важнейших принципов, управляющих всей деятельностью историка 45. Она (в своем идеале) рассматривается как характерная черта, свойственная именно буржуазной исторической науке и отличающая ее от науки марксистской с ее идеалом партийности. «Советский научный идеал определяется через понятие партийность, а западный — через понятие объективность»46 — в этой чеканной формуле швейцарский ученый В. Хофер выразил убеждение, присущее всей современной буржуазной историографии. Именно поэтому в ее теоретических конструкциях фактически отсутствует проблема партийности исторического познания. Воинствующе партийная по своей социальной направленности, она в то же время в лице разных своих течений пытается либо скрыть эту партийность под маской «объективности», либо, признавая ее, отождествить с неустранимой в силу особенностей человеческой природы пристрастностью исследователя. Но во всех случаях буржуазные теоретики отказываются рассматривать партийность как принцип научного познания явлений общественной жизни. Принципиально иным является марксистско-ленинское понимание партийности исторического познания. Оно исходит из признания ее объективной категорией, отражающей внутренние закономерности, присущие истории как общественной науке, в частности, закономерности познания исторического прошлого, которое в классовом обществе носит классовый характер. Соответственно этому партийность в исторической науке можно определить как подход ученого к исследованию исторической действительности и его оценку явлений и событий прошлого с позиций определенного класса, проявляющихся в проведении в историографической практике идей, настроений, идеалов этого класса. Принцип партийности в исторической науке находит выражение в совокупности основополагающих представлений, которыми руководствуется ученый в своей историографической практике и которые оказывают решающее влияние как на его общее понимание исторического процесса, так и на истолкование отдельных существенных фактов прошлого. Будучи выражением классового подхода к истории, партийность исследователя составляет исходный пункт всего анализа исторического материала, детерминируя его социальную направленность. Особенно велико значение рассматриваемого принципа в сфере исторической генерализации, которая предполагает в качестве своего обязательного компонента известную социальную оценку. С первых же шагов своего развития в классовом обществе историческая наука носила партийный характер47. При этом, однако, следует иметь в виду, что в немарксистской историографии партийность исследователя не всегда являлась осознанной. Нередко она выступала под флагом нарочито подчеркнутой беспартийности. С другой стороны, многие ученые искренне полагали, что в своих произведениях они не преследовали иной цели, кроме чистой науки, хотя в действительности их работы защищали определенные классовые интересы. Поэтому решающим критерием определения партийности того или иного автора являются не словесные декларации, а реальная социальная направленность его работы, объективное звучание тех выводов, которые в ней делаются, даже если они не совпадают с субъективными намерениями ученого. Подчеркивая выдающееся значение партийной позиции исследователя в общественном познании, марксизм, однако, не сводит к ее реализации все содержание этого последнего. Партийность ученого не является неким абсолютом, нацело определяющим результаты исследования явлений общественной жизни. В процессе общественного познания она находится в сложных и нередко противоречивых отношениях с другими его принципами. Характер этих отношений может как содействовать, так и препятствовать реализации принципа партийности в результатах познания. Наиболее распространенным является противоречие между партийной позицией ученого и объективными результатами его исследования. В частности, история исторической науки изобилует многочисленными примерами разительного несоответствия идейно-теоретических, представлений ученого и его историографической практики. На это обстоятельство специально обращал внимание В. И. Ленин, подчеркивая способность буржуазных ученых, занимающих реакционные позиции в области философии, давать самые ценные результаты в специальных областях различных наук, в том числе истории 48. Причины такого несоответствия кроются в самой природе научного познания. Даже в структуре такой науки, как история, построения которой непосредственно связаны с господствующими в обществе политическими и философскими воззрениями, имеются элементы, не обусловливаемые целиком мировоззренческими категориями. Историк работает с историческими источниками, объективные данные которых могут противоречить его исходным идейно-теоретическим позициям. Так нередко происходит в тех случаях, когда сталкиваются реакционные или консервативные мировоззренческие принципы ученого и адекватно отраженная в исторических источниках объективная действительность. Следуя логике исторических фактов, ученый приходит к результатам, которые не только не соответствуют его партийной позиции, но и, по существу, находятся в глубоком внутреннем противоречии с ней, что бы сам исследователь по этому вопросу ни думал. Сошлемся в качестве поучительного примера на известную марковую теорию Г. Л. Маурера 49. Созданная ученым, придерживавшимся сугубо консервативных политических убеждений и являвшимся в свое время видным государственным сановником — защитником охранительных начал, субъективно направленная на предотвращение революционных потрясений в Германии, эта теория по своему объективному содержанию далеко вышла за рамки, намеченные для нее ее творцом. Не говоря уже об огромном научном значении марковой теории, открывшей новую главу в поступательном развитии исторических знаний о прошлом человеческого общества, ее выводы объективно имели социально-политическое звучание, существенно различавшееся с тем, которое стремился придать им сам Маурер. Расхождение между партийной позицией историка и объективной значимостью его трудов имеет и другой аспект. Хорошо известно, что декларирование ученым в своих идейно-теоретических взглядах идей передового общественного класса автоматически не определяет успех его историографической практики. Во все времена существовало немало посредственных исторических произведений, не соответствовавших прогрессивным политическим и общественным идеалам своей эпохи или даже в разной степени противоречивших им, как бы громогласно их авторы ни клялись в своей верности этим идеалам. Коллизия между идейно-теоретическими принципами ученого и их воплощением в его историографической практике нередко обусловливается субъективными факторами, восходящими в последнем счете к профессиональным качествам историка. Однако было бы неверным все сводить только к ним. В этой коллизии нахо-дит свое выражение специфика исторического познания, содержание которого не может быть сведено к реализации в исследовательской практике определенных идейно-теоретических принципов. Если бы это было так, то поступательное развитие исторической науки вообще не было бы возможно, а она сама превратилась бы в простую функцию политики и идеологии. Смена господствующих идейно-теоретических принципов означала бы для исторической науки полный отказ от всего ранее достигнутого, глобальный пересмотр всего ее фактического материала. В действительности дело происходит по-иному. Процесс исторического познания носит глубоко диалектический характер, включая в себя как отрицание устаревших концепций и понятий, так и сохранение и воспроизведение в новых теориях известной суммы накопленного ранее знания 50. В этом проявляется относительная самостоятельность историографической практики, вытекающая из самой природы исторического познания. Являющаяся предметом исторической науки, объективная действительность состоит, если можно так выразиться, из различных пластов, предполагающих разные уровни их исследования. Если выяснение общих закономерностей исторического развития в их конкретных проявлениях, объяснение существенных социально-политических процессов и явлений, исследование различных форм классовой борьбы и т. п. необходимо требуют в качестве своей предпосылки партийного подхода историка, то имеются в числе объектов исторического познания и сюжеты иного порядка, изучение которых не находится в жесткой зависимости от классовой позиции ученого. Это прежде всего относится к фактической стороне исторических событий. Уже в произведениях античных авторов содержатся элементы объективной истины, относящиеся главным образом к изображению конкретных исторических событий, которые стали прочным достоянием науки, войдя составной частью в различные, подчас диаметрально противоположные по своему идейному содержанию исторические концепции. Такие элементы создаются на всех этапах развития исторической науки, составляя обязательную предпосылку ее поступательного движения. Однако не только в сугубо описательной сфере представляется возможным выделить элементы, изучение которых не детерминируется классовой принадлежностью ученого и вследствие этого результаты такого изучения не носят однозначно партийного характера и, таким образом, не упраздняются в иной системе идейно-теоретических принципов. Они присутствуют, конечно, в несравненно более ограниченном масштабе, и на некоторых уровнях теоретического осмысления истории. Мы уже говорили о марковой теории Маурера. Можно назвать также целый ряд других теоретических построений, созданных буржуазной наукой, которые в трансформированном виде перешли в марксистскую историографию. Укажем, в частности, на разработанную русскими и английскими буржуазными учеными так называемую классическую теорию английского манора. Несомненно устаревшая сегодня в целом, эта теория тем не менее целым рядом своих моментов, так же как и марковая теория, вошла в марксистскую концепцию аграрного развития английского средневекового общества51. Этот и многие другие примеры свидетельствуют о том, что в ходе историографической практики вырабатываются такие научные знания, которые, будучи продуктом непосредственной работы историка со своими источниками, обладают относительной независимостью от его партийной принадлежности. Данное обстоятельство важно иметь в виду для понимания как развития исторической науки, так и самого действия принципа партийности в истории. В частности, не учитывая его, нельзя правильно объяснить современное состояние буржуазной историографии, оказывающейся способной, несмотря на очевидную реакционность своей партийной позиции, давать в определенных узких сферах объективно-истинное знание о прошлом. Всякая попытка идентифицировать партийную позицию отдельного ученого, исторической школы или целого исторического направления с их научной практикой огрубляет действительную картину исторического познания и в последнем счете лишь компрометирует сам принцип партийности исторической науки. Из этого, однако, не следует, что партийность исследователя проявляется лишь в сфере идейно-теоретических представлений, не отражаясь существенным образом на его историографической практике. Даже в тех случаях, когда неумолимая логика исторических фактов приводит ученого к выводам, объективно противоречащим его партийной позиции, эта последняя в той или иной степени неизбежно отражается на его конкретных исследованиях, накладывая на них свой неизгладимый отпечаток. Ее влияние обнаруживается прежде всего в интерпретации исследуемых фактов, в той идейной направленности, которую приобретает все исследование. Часто это находит свое выражение в том, что реакционные или консервативные идейно-теоретические взгляды ученого ограничивают научное значение его конкретно-исторических исследований, сообщают им черты непоследовательности и внутренней противоречивости. Так, в частности, обстоит дело с марковой теорией Маурера. Партийность немецкого ученого самым непосредственным и отрицательным образом сказалась па его исследовании аграрного развития средневековой Германии, что было отмечено уже Ф. Энгельсом 52. В этом частном примере нашла свое отражение общая закономерность исторического познания. Буржуазная партийность даже в период восходящего развития капиталистического общества ставит определенные границы объективному познанию исторической действительности. Эти границы, обнаруживающиеся не только в сфере теоретического осмысления истории, но и в области конкретной исследовательской практики, в последнем счете обусловливаются классовой природой буржуазной партийности. Своекорыстие буржуазии как эксплуататорского класса неминуемо ограничивает возможности ее идеологов в объективном познании явлений общественной жизни, ибо такое познание на известном этапе неизбежно вступает в противоречие с их главной целью — увековечить господствующее положение своего класса. Естественно, что в различных сферах исторического познания это противоречие выражается по-разному, неодинаково влияя на сам познавательный процесс и его результаты. Но везде такое влияние является негативным. Высшей формой партийности в общественном познании является коммунистическая партийность, выражающая и защищающая коренные интересы самой прогрессивной силы общества —рабочего класса. Ее качественное отличие от всех других форм заключается прежде всего в тех возможностях, которые она открывает для научного познания мира общественных явлений. Точно так же, как все общественные классы до пролетариата, будучи каждый в свое время носителем социального прогресса, вместе с тем в силу своей эксплуататорской природы не могли сколько-нибудь длительно и последовательно выражать интересы всего общества, вследствие чего сам прогресс носил ограниченный и противоречивый характер, и соответствующие им формы партийности даже в период восходящего развития того или иного класса давали лишь ограниченные рамки для поступательного движения исторической науки. Эти рамки в зависимости от формы партийности могли быть более или менее широкими (буржуазная партийность, например, открыла неизмеримо большие возможности для понимания подлинной природы исторического процесса, чем феодальная), но во всех случаях они не позволяли давать всестороннюю объективно-истинную картину развития человеческого общества именно потому, что ни один эксплуататорский класс не заинтересован в этом и, естественно, не может выработать соответствующие идеологические средства, необходимые для решения этой задачи. Даже в период своего восходящего развития такой класс в силу самого своего положения в классово-антагонистическом обществе не заинтересован в беспощадном разоблачении всех социальных противоречий. Поэтому и объективность его идеологов в освещении общественных явлений и процессов неизбежно является ограниченной, непоследовательной. Date: 2015-10-19; view: 528; Нарушение авторских прав |