Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Актуальность в историиПолитические обязательства исторической науки находят свое выражение в ее актуальности. Актуальность исторической науки означает се полезность, необходимость для общества, значимость и важность для настоящего исторического исследования45. Другими словами, она составляет обязательное условие самого функционирования истории как общественной науки, решающей своими средствами выдвигаемые современностью проблемы. Именно связью с современностью, способностью удовлетворительно отвечать на поставленные ею вопросы определяется актуальность исторического исследования. Не всякая работа по истории является актуальной для своего времени, но историческая наука в целом не может не быть актуальной. В противном случае ей угрожает утрата социальной значимости, а с ней вместе — и доверия общества. Показательный пример тому — судьбы эрудитской историографии XVII в. Увлечение историей ради нее самой, уход в мелкотемье, игнорирование назревших потребностей времени — все это обусловило утрату внутренней связи эрудитской историографии с современностью, следствием чего явилось широкое распространение пренебрежительного и прямо презрительного отношения к истории (исторический пирронизм) 46. Актуальность исторической науки находит свое выражение в способности откликаться на запросы самых разных сфер современности, будь это идеология или мораль, право или любая другая область настоящего, задающая свои вопросы прошлому. Отвечая на них, история «работает» на современность, и чем эти вопросы важнее, а ответы убедительнее, тем значительнее ее место в жизни общества. Вот почему столь большое значение имеет вопрос о политической актуальности исторической науки, так как именно в сфере политики влияние истории на жизнь является наиболее непосредственным и действенным. Не исчерпывая всего содержания проблемы, этот вопрос позволяет особенно рельефно представить требования, предъявляемые к нашей науке обществом. Актуальность истории в этом смысле — это ее способность вносить действенный вклад в формулировку, обоснование и проведение определенной политической линии. Требование актуальности, справедливо предъявляв мое социалистическим обществом к исторической науке не является чем-то чуждым по отношению к ее природе насильственно навязываемым ей извне. Оно обусловливается самим местом, занимаемым историей в обществе. Нормальное функционирование истории в обществе предполагает ее социальную активность, направленную на решение стоящих перед ним задач. Именно в этой активности реализуются ее познавательные возможности. Сам(процесс исторического познания, будучи социально обусловлен и политически ориентирован, предполагает социальную значимость его результатов. Политическая актуальность исторической науки не является простой суммой, слагаемые которой образует актуальность составляющих ее трудов. Она определяется как по отдельным исследованиям, разрабатывающим наиболее актуальные для данного общества и данного времени проблемы, так и, в особенности, по ее общей направленности, политическим выводам, вытекающим из создаваемого ею образа прошлого. Чем более близким к объективной действительности является этот последний, чем основательнее он разрабатывается, тем политически значимее представляется он для современности. Выработка такого образа прошлого, составляя главную задачу исторической науки, всегда имеет большое политическое значение, будучи предметом особой заботы общества. О том значении, какое придает социалистическое общество созданию политически актуального образа истории, свидетельствует опыт ГДР. Одна из важнейших задач, вставших после разгрома немецкого милитаризма и фашизма, заключалась в окончательном преодолении их идейного наследия. Почетное место в ее решении отводилось молодой марксистской историографии ГДР. В документах Социалистической единой партии Германии настоятельно подчеркивалась острая политическая необходимость создания марксистского образа истории страны как обязательного условия политического перевоспитания немецкого народа, отравленного ядом национализма и шовинизма. Естественно, что такая задача решалась совокупными усилиями всех историков ГДР, независимо от того, какими конкретными разделами прошлого они занимались, ибо только образ всего прошлого может являться убедительным политическим аргументом, играть действенную роль в политической жизни современности. Успешное решение этой задачи выдвинуло немецкую марксистскую историографию на новые рубежи, нашедшие отражение в принятой IX съездом СЕПГ (1976 г.) программе партии. Новая программа ставит перед историками ГДР задачу «эффективно способствовать углублению социалистического сознания трудящихся» 47. Тем самым определяется мерило политической актуальности историографии ГДР па современном этапе развития немецкого социалистического общества. Приведенный пример позволяет уточнить понятие актуальности в исторической науке. Марксизму чуждо узкое понимание этого вопроса, сведение его к решению сиюминутных политических задач. Политически актуальным является всякое исследование, способствующее познанию ведущих закономерностей общественного развития. В той мере, в какой оно помогает освещению этих закономерностей оно вносит свой вклад в воссоздание научного образа прошлого, а следовательно, и в обоснование соответствующей политической линии, опирающейся на данную систему исторических представлений. Отсюда, в частности, следует, что понятия «актуальность» и «злободневность» в истории отнюдь не тождественны. Быть актуальным еще не значит просто писать на волнующую современников тему. Политически актуальным является такое исследование, которое своими выводами и результатами помогает решать существенно важные для современности проблемы, независимо от того, какой теме они посвящены и в какой области истории выполнены — будь это область международных отношений в послевоенном мире или сфера материальной культуры древности. Точно так же степень актуальности темы исторического исследования не измеряется ее хронологической близостью к современности. Конкретные обстоятельства времени могут привлечь стойкий научный и общественный интерес к далекому прошлому, а глубина его разработки, талант историка, его изучающего, приводят к тому, что это прошлое приобретает острую политическую актуальность, становится предметом оживленной полемики, имеющей ярко выраженную политическую направленность. Так, в частности, обстояло дело с дискуссией вокруг проблем общинного землевладения и перехода от античности к средним векам в Западной Европе: в буржуазной историографии конца XIX—начала XX вв., когда казалось бы глубокая древность превратилась в сильно действующее политическое оружие реакционной j буржуазии в ее борьбе с социалистическим движением48. Этот пример показателен и в другом отношении. Актуальность в истории не является абстрактной категорией, раз и навсегда присущей определенным историческим явлениям. В процессе исторического познания происходит непрерывное обновление актуальной проблематики. Проблемы, вызывавшие живой общественный интерес в одну эпоху, теряют свою актуальность в другую, и наоборот. Представляется, например, что в наши дни утрачивает былую политическую и идеологическую заостренность вопрос о формах землевладения в раннее средневековье, который еще совсем недавно являлся предметом жарких дискуссий в исторической литературе. Новейшие исследования в области общинного землевладения в средние века практически элиминируются от политических и идеологических выводов, характерных для предшествующей литературы49. С другой стороны, продолжает сохраняться политическая актуальность проблемы перехода от античности к средним векам. На протяжении всего нынешнего столетия эта проблема привлекает постоянное внимание буржуазной историографии, актуализирующей ее как одну из ключевых проблем, бросающих свет на судьбы «западной цивилизации»50. Очевидно, что во всех случаях актуальность выступает как свойство, которое, не будучи атрибутом данного явления, придается ему современностью. Именно настоящее с его проблемами определяет актуальность тех или иных явлений прошлого. Из этого, в частности, следует, что даже в тех случаях, когда одна и та же проблема на протяжении длительного периода сохраняет свою политическую актуальность, в разное время, в зависимости от вопросов, задаваемых современностью, на передний план выдвигаются разные ее грани. Так обстоит дело с той же проблемой перехода от античности к средним векам. На протяжении двух с половиной столетий она сохраняет для буржуазной историографии свою политическую остроту. Однако достаточно сравнить ее трактовку, например, во французской историографии XVIII —начала XIX вв., с одной стороны, и в современной буржуазной литературе, с другой, чтобы убедиться, насколько политически по-разному звучала одна и та же проблема в разные исторические эпохи. Если для буржуазной науки XVIII — начала XIX вв. актуальность проблемы перехода от античности к средним векам заключалась в обосновании в борьбе с феодальным дворянством исторического права буржуазии на политическую власть51, то в XX в. ситуация изменилась. Первая мировая война и, в особенности, Великая Октябрьская социалистическая революция, положившие начало общему кризису капитализма, заставили идеологов буржуазии обратиться к этой проблеме уже под иным углом зрения. Необычайно острую актуальность приобрела для них сама эпоха поздней античности, в которой стала усматриваться параллель с кризисным состоянием современной им буржуазной культуры52. Показательно, что эта параллель, сделавшаяся особенно навязчивой после второй мировой войны, стала в конце концов рассматриваться как угроза, способная подорвать веру буржуазного общества в свое настоящее и, особенно, будущее. «Постоянно повторяющееся сравнение так называемого западного мира с поздней античностью является фальшивым»,— утверждал Г. Геймпель, обрушиваясь на тех «пророков несчастья», кто видел в современном западном обществе «старую, не способную к решениям, усталую культуру»53. Рассматриваемый пример представляет интерес еще в одном плане. Проблема перехода от античности к средним векам получила достаточно основательное освещение в советской историографии54. Однако здесь ее изучение никогда не приобретало такой общественной значимости и политической остроты, как в западной литературе. Эта проблема, несомненно, является актуальной и для советской историографии. Однако ее актуальность лежит в иной плоскости. Обращение советских ученых к данной проблеме диктуется в первую очередь ее значимостью для понимания природы социальной революции вообще и революционного характера становления феодального общества, в частности55. Конечно, при этом присутствует и стремление показать научную несостоятельность и идейно-политическую направленность буржуазных концепций перехода от античности к средним векам. Но при всем значении этого момента, в первую очередь не он определяет актуальность рассматриваемой проблемы в советской науке, которая, как мы отмечали, скорее лежит в историко-социологической плоскости56. Таким образом, в разной системе идейно-теоретических координат одна и та же проблема в одно и то же время по-разному обнаруживает свою актуальность. Более того, проблема, актуальная в одном обществе, в то же самое время не является актуальной в другом. Укажем в качестве примера на интенсивное изучение в современной буржуазной литературе личности Гитлера и его окружения, о чем говорилось в первой главе настоящей работы. Эта волна психоанализа, несомненно, актуальна для реакционной историографии, стремящейся обелить империализм, снять с него ответственность за преступления фашизма, растворив всю проблему в патологических отклонениях от нормы отдельных личностей. Естественно, что для советской историографии, рассматривающей немецкий фашизм как закономерное порождение германского и международного империализма, не является и не может быть актуальным психоаналитическое изучение его главарей. Оно находит отражение в советской науке лишь постольку, поскольку является показателем определенных негативных тенденций в развитии современной буржуазной историографии. Итак, мы можем определить актуальность в истории как свойство прошлого быть полезным в решении насущных проблем, выдвигаемых настоящим. Как видно из приведенных выше примеров, актуализация прошлого отнюдь не всегда помогает его объективному освещению. Там, где к прошлому апеллируют реакционные социально-политические силы, общественная острота интереса к нему оборачивается, как правило, искажением его действительного содержания. Чем актуальнее данная проблема в реакционой историографии, тем более вероятным является ее извращенное решение в угоду определенным классовым интересам в настоящем. Только в том случае, если актуальность исторического исследования является выражением заинтересованности в прошлом передовых общественных сил, она может способствовать его объективно-истинному отражению. В актуальности исторического познания выражается его социальная значимость. Объективно присущая прошлому способность быть нужным настоящему объясняет природу актуальности в историческом познании. Актуальность является категорией, неизменно присущей историописанию, именно потому, что в ней находит свое выражение связь времен, в силу которой прошлое присутствует в настоящем. Это присутствие и делает историческую науку социально необходимой. Прошлое, герметически отделенное от настоящего или представляющее для него чисто антикварный интерес, не может быть актуальным и, следовательно, общественно значимым. Но тем самым актуальность выступает важнейшим критерием, определяющим место нашей науки в обществе, ее социальную активность. Воплощая связь истории с политикой и, более широко, с современностью, категория актуальности предостерегает вместе с тем против упрощенного толкования этой связи. История не является простой функцией политики, «политикой, обращенной в прошлое». При всем значении взаимодействия истории и политики природа исторической науки нацело этой связью не определяется. Отсюда и актуальность ее, как мы видели, не может быть сведена лишь к области политики. Сведение истории к политике не только обедняет природу первой, но и в конечном итоге наносит ущерб последней, что особенно наглядно проявляется в характере взаимоотношений между реакционной историографией и ретроградной политикой. «Актуализация» прошлого в таких случаях не только препятствует его подлинно научному познанию, но и, по существу, не достигает тех политических целей, ради которых она предпринимается. Этим, в частности, объясняется несостоятельность политической линии, как и политических лозунгов, реакционных классов. Как правило, обращение к истории идеологов этих классов преследует узко утилитарные цели и потому лишь дискредитирует се как науку, чем, кстати говоря, во многом и объясняется столь широко сейчас распространенное на Западе пренебрежительно-нигилистическое отношение к ней. Чтобы история действительно была фундаментом политики, нужно, чтобы она к ней не сводилась. Подлинный характер их взаимоотношений определяется как раз тем обстоятельством, что история является наукой. Она имеет свой предмет исследования, свои методы, свои факты, свою внутреннюю логику развития. Как и всякая другая наука, она стремится к раскрытию с помощью собственного инструментария объективных закономерностей реального мира. Глубина постижения этих закономерностей и обусловливает плодотворность ее влияния на политику. Естественно поэтому, что политика заинтересована не в навязывании истории своих установок, а в максимально объективном изучении прошлого, так как только такое свободное от деформирующих вненаучных влияний изучение может быть для нее действительно полезным.
|