Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объективность исторического знания: его возможности и предпосылки 4 page
Не удивительно поэтому, что даже те авторы, кто подобно Г. С. Коммеджеру выступает против нигилистического отношения к историческим фактам, вынуждены подстраиваться под общий тон. «Факты истории фрагментарны, неуловимы и субъективны», — заявляет американский ученый, пытаясь в то же время доказать, что, хотя факты и ненадежны, историк все же не может обойтись без них, как эмпирической основы своих исследований82. Примерно в таком же плане рассуждает Г. Зейферт. Указывая на невозможность разделить друг от друга обнаружение фактов и их интерпретацию и справедливо подчеркивая, что логика не может заменить факты, образующие фундамент, на котором строится все здание исторической интерпретации, он в конечном итоге усматривает в историческом факте «результат крайне сложного исследовательского и интерпретирующего процесса»83. Подобного рода формулировки, широко распространенные в научной литературе, отражая действительно сложную природу исторического факта, в то же время порождают впечатление о его искусственном происхождении как продукте деятельности ученого. Поскольку факт является «результатом крайне сложного исследовательского и интерпретирующего процесса», логично заключить на этом основании о субъективной природе его содержания, которое вносится туда познающим субъектом. Отсюда прямой путь к провозглашению факта конструкцией историка, а тем самым и к выводу о невозможности объективного познания прошлого. С другой стороны, однако, является несомненной активная роль познающего субъекта в реконструкции исторической действительности. Вопреки позитивистским и ранкеанским представлениям на этот счет историк никогда не ограничивается простым воспроизведением фактов прошлого. Он их интерпретирует в соответствии со своими убеждениями, пристрастиями, общим духом времени. В итоге такой интерпретации возникают научные понятия, более или менее адекватно отражающие реальность прошлого и составляющие в своей совокупности, как факты науки, живую ткань всякой исторической теории. Между тем в нашем языке термин «исторический факт» выражает как само явление, имевшее место в объективной реальности, так и отражение этого явления в исторической литературе в адекватных научных понятиях. Такая многозначность термина порождает дополнительные трудности в осмыслении характера исторического познания вообще и природы исторического факта в особенности. Даже в новейшей марксистской литературе нередко встречаются формулировки, не учитывающие эту многозначность, вследствие чего, помимо желания их авторов, открывается возможность субъективистского толкования проблемы факта. Возьмем в качестве примера одну из самых распространенных формулировок: «факт не существует без его объяснения, как не существует объяснение без факта —- в этом состоит научное исследование» 84. Это положение, безусловно, верно в отношении факта, понимаемого как факт науки и неразрывно связанного с интерпретирующей деятельностью ученого. Однако оно сразу же порождает вопросы, если под фактом понимать, как это часто делается, «фрагмент действительности», реально существующее в прошлом событие или явление. Разве такой факт не имеет объективного значения, не зависимого от нашего объяснения, которое историк может лишь обнаружить, но не в состоянии произвольно приписать ему? Разве только объяснение создает такой факт? Положительный ответ на последний вопрос неизбежно смыкается с релятивистским истолкованием проблемы факта в истории. В равной мере нельзя признать безупречным ход рассуждений, когда, с одной стороны, исторический факт признается объективной реальностью, а с другой — утверждается, что историк придает ему то или иное значение 85. В последнем примере особенно наглядно обнаруживается смешение двух значений понятия «исторический факт». Если факт действительно является объективной реальностью, то такою же реальностью является и присущее ему значение. И, напротив, если историк придаст факту определенное значение, он в известном смысле его создает, ибо нет факта без значения. Другое дело, когда речь идет о факте науки, создаваемом историком в рамках определенной концепции. Такой факт, действительно, обладает тем значением, которое придает ему историк в соответствии со своими идейно-теоретическими и общенаучными взглядами. Но как раз поэтому такой факт и не является объективной реальностью. В марксистской литературе последних лет не только верно отмечается недостаточная дифферснцированность в использовании понятия «исторический факт», но и предпринимаются попытки ее преодоления. Наиболее удачная из них, на наш взгляд, содержится в статье М. А. Барга «Исторический факт: структура, форма, содержание». М. А. Барг предлагает различать понятия «исторический факт» как «факт истории» и «научно-исторический факт» как «сообщение источника», научно верифицированное и осмысленное историком и тем самым ставшее фактом науки. «Определяющее свойство исторического факта — «фрагмента» исторической действительности,— развивает он свою мысль далее,— заключается в его завершенности и неисчерпаемости, раз и навсегда данности и неизменности. Определяющее свойство научно-исторического факта заключено в его незавершенности, в содержательной изменчивости, способности к бесконечному обогащению и развитию вместе с прогрессом исторической науки»86. Предложенная М. А. Баргом дифференциация понятий исторического факта как объективной реальности, не зависимой от историка, и научно-исторического факта как результата его познавательной деятельности, интерпретации, указывая на роль познающего субъекта в процессе познания, в то же время четко подчеркивает объективную основу этого процесса 87. Вопреки субъективистским представлениям о «факте-символе», «факте-конструкции», историческая наука имеет дело с фактом-«фрагментом» исторической реальности как той безусловной предпосылкой, без которой невозможно само ее существование как науки. Исторические факты в своей совокупности образуют ее объективное основание. Они составляют тот фундамент, на котором реконструируются научно-исторические факты, являясь одновременно важнейшим критерием их истинности. В этой связи необходимо подчеркнуть, что дифференциация понятий «исторический факт» и «научно-исторический факт» отнюдь не означает их противопоставления. Всякий подлинный научно-исторический факт строится на твердом базисе верифицированных исторических фактов. Какое бы значение ни придавал ему историк, оно имеет право на существование в науке лишь постольку, поскольку оно может быть удостоверено объективными свидетельствами, содержащимися в исторических фактах, и уж во всяком случае не противоречит им 88. В этом смысле нуждается в определенном уточнении и распространенная мысль о том, что сам историк придает значение своим фактам. Во-первых, речь при этом должна идти о фактах научно-исторических. Во-вторых, и в этом случае его возможности далеко не беспредельны. Реконструируя научно-исторический факт, историк не навязывает _ему произвольный смысл, его цель состоит в том, чтобы дать в научно-познавательных образах адекватное отражение изучаемого явления, что предполагает максимально точное воспроизведение объективного содержания относящихся к данному явлению исторических фактов. Именно это объективное содержание и обусловливает в последнем итоге значение соответствующего научно-исторического факта. Историк, действительно, включая реконструированный им научно-исторический факт в определенную систему научных представлений, придает ему известный смысл. Этот смысл носит па себе печать личности историка, отражая его идейно-теоретические и общенаучные взгляды. Поэтому в разных системах взглядов один и тот же исторический факт может получить разное истолкование и, следовательно, приобрести разное значение. Но только одно из них будет истинным — именно то, которое наиболее адекватно отразит объективное содержание соответствующего исторического факта. Между историческим фактом и соответствующим ему научно-историческим фактом стоит интерпретация. Именно она превращает факт истории в факт науки. Именно она вносит в историческое познание тот «субъективный элемент», который составляет живую душу истории. Именно через нее осуществляется влияние современности на изучение прошлого. Но при всей роли интерпретации в реконструкции научно-исторических фактов она всегда заключена в жесткие рамки, образуемые объективным содержанием исторических фактов. Каким бы значительным ни было воздействие настоящего на интерпретацию прошлого, она может создать его образ, лишь базируясь на объективных фактах истории. Конечно, в процессе поступательного развития науки сами эти факты получают все более глубокое и разностороннее освещение, но это происходит как раз потому, что все глубже обнажается их объективное содержание. Отсюда вытекает значение интерпретации в достижении объективно-истинного знания о прошлом. Она раскрывает подлинный смысл, заключенный в фактах истории, превращая их таким образом в факты науки, более или менее адекватно освещающие действительный ход общественного развития в его существенных проявлениях и закономерностях. Научный прогресс в изучении прошлого олицетворяется в совершенствовании его интерпретации, в основе чего лежит развитие господствующих в обществе идейно-теоретических и общенаучных представлений. Самое же совершенствование исторической интерпретации проявляется в поступательном углублении постижения наукой объективной реальности прошлого. При этом всякое новое истолкование прошлого, уточняя, а подчас и отвергая предшествующие ему, является научным лишь в той мере, в какой оно базируется на точно установленных исторических фактах. Смена одной интерпретации другою означает поэтому не «упразднение» лежащих в се основе исторических фактов, а их более глубокое прочтение. В противном случае вся историография была бы, как это и утверждают презентисты, цепью обусловленных современностью субъективных интерпретаций прошлого. Объективность исторического познания — это адекватное соответствие интерпретации объективному значению, содержащемуся в исторических фактах. Прогресс в нашем знании прошлого и состоит в возрастании степени этого соответствия. Причем нередко он достигается целиком или почти целиком за счет более глубокой и разносторонней интерпретации данного явления при сохранении в неизменном или почти неизменном виде ее фактической основы. Так, в частности, обстоит дело со многими явлениями античной истории, наши знания о которых основываются на давно и прочно установившемся, практически не меняющемся столетиями круге объективных исторических фактов, относящихся главным образом к сфере политической истории античности. Современные исследователи, работающие в этой области, в сущности опираются на ту же источниковую базу и имеют дело с теми же историческими фактами, что и их предшественники, хотя нередко приходят к существенно иным результатам. Показательный пример тому — различие в оценках деятельности и исторического значения Цезаря, которое имеет место в двух известных концепциях античной истории — немецкого ученого XIX в. Т. Моммзена и советского исследователя С. Л. Утченко89. Первая из них оказала большое и стойкое влияние на буржуазную историческую мысль, вторая в настоящее время является последним словом осмысления эпохи перехода от республики к империи в марксистской историографии древнего Рима. Образно выражаясь, различие между этими концепциями есть различие между вчерашним и сегодняшним днем исторической науки. Представляется поучительным поэтому рассмотреть на данном конкретном историографическом материале определенные закономерности движения исторической мысли к объективному знанию о прошлом. Развенчивая сложившийся в буржуазной историографии прошлого столетия идеализированный образ Цезаря, С. Л. Утченко последовательно полемизирует с Т. Моммзеном, внесшим самый большой вклад в идеализацию и даже мифологизацию образа знаменитого римлянина. Естественно, что при этом он приходит к существенно иным выводам. На чем же они зиждутся? Отнюдь не на новых исторических фактах, бывших неизвестными немецкому историку. С. Л. Утченко оперирует традиционными источниками, главным образом, произведениями античных авторов, рассматривает твердо установившиеся исторические факты, извлеченные из этих источников. На этом уровне особых расхождений между двумя учеными, очевидно, нет. Во всяком случае С. Л. Утченко нигде не обвиняет своего предшественника в намеренном искажении исторических фактов или научно некорректном обращении с ними. Различие концепций двух ученых — это различие интерпретаций. «Поистине каждая эпоха знала своего Цезаря»,— восклицает советский исследователь, рассматривая эволюцию представлений о своем герое в мировой историографии90. Но означает ли это, что объективного образа Цезаря вообще не может быть, что прав Р. Коллингвуд, утверждавший, будто «прошлое просто как прошлое целиком не познаваемо, познаваемо одно настоящее», а «вся историческая мысль есть историческая интерпретация настоящего»91. Это положение английский ученый конкретизирует как раз на примере отношения историков разных поколений к Цезарю, доказывая, что различие между его собственными мыслями о Юлии Цезаре и мыслями Моммзена определяется... различием самого объекта. Дело в том, согласно Р. Коллингвуду, что в основе исторических представлений каждого исследователя лежит его собственное прошлое, обусловливаемое его настоящим, вследствие чего различие в оценке Цезаря двух разных историков не означает, что один из них ошибается: просто каждый из них представляет разные культуры и поколения и имеет за собою разное прошлое92. Но тем самым практически исключается возможность поступательного движения наших знаний к абсолютной истине, как и существование объективного прошлого, содержание которого не навязывается ему настоящим: каждое время вкладывает в прошлое свое собственное понимание, и в этом бесконечном процессе не может быть по самой сути своей продвижения в постижении его действительного содержания. На деле это, конечно, далеко не так. Действительно, каждая эпоха создает свой собственный образ прошлого. Верное в целом, это положение справедливо и по отношению к отдельным явлениям прошлого. Образ Цезаря, например, созданный Т. Моммзеном, действительно отличается от его трактовки в античной историографии, как и моммзеновский Цезарь не похож во многом на Цезаря С. Л. Утченко. Но эта непохожесть отнюдь не означает некоего беличьего колеса интерпретаций, в котором бесконечной чередой пробегают, ни на шаг не продвигаясь к истине, всевозможные толкова-ния, чьим главным источником и критерием убедительности является современность. В реальной историографической практике все обстоит иначе. На примере трактовки того же образа Цезаря в исторической литературе легко убедиться в поступательном характере исторического познания, проявляющемся во все более адекватном осмыслении объективных фактов истории. Различие образов, созданных Т. Моммзеном и С. Л. Утченко, не может быть просто сведено к различию эпох, в которых они создавались. Дело не только в том, что каждый из них смотрел на Цезаря глазами своего времени и имел при этом за собой, говоря словами Р. Коллингвуда, свое собственное прошлое. Простая констатация этого факта еще ничего не значит. Главное в том, что каждое время открывает новые возможности в познании прошлого, внося свою лепту в формирование его объективно-истинного образа. Именно этот вклад и является решающим критерием, определяющим подлинное научное значение всякой исторической интерпретации, каким бы временем она ни была порождена. Так обстоит дело и в данном случае. Научное значение образа Цезаря, созданного С. Л. Утченко, состоит в том, что он представляет собою более объективное отражение исторической реальности, чем это имело место в концепции Т. Моммзена, соответствуя в большей степени всей совокупности данных источников, относящихся к этому сюжету. Отдавая должное своему герою как выдающемуся полководцу, искусному дипломату, ловкому политику, яркой импульсивной личности, советский исследователь в то же время мотивированно показывает несостоятельность моммзеновской идеализации Цезаря как государственного деятеля. По оценке С. Л. Утченко, в этом отношении «он оказался дилетантом (пусть даже талантливым дилетантом!), а в каком-то смысле даже и «неудачником»93. Главное же, взгляду Т. Моммзена на Цезаря — творца идеи надклассовой «демократической монархии» противопоставляется его трактовка как необходимой трагической фигуры в общеисторическом плане, чья деятельность (и гибель!) составляла объективно необходимую фазу в эпоху революционных потрясений, знаменовавших переход от республики к империи94. Мы не склонны рассматривать концепцию С. Л. Утченко как завершение многовековой дискуссии о Цезаре. Отражая личность своего создателя, она несет на себе печать своего времени и, следовательно, представляет собою лишь ступень в общем процессе познания. Вполне вероятно, что будущее внесет свои коррективы в эту концепцию, тем более, что и сегодня положение С. Л. Утченко о римской революции II—I вв. до н. э. отнюдь не является бесспорным. Однако поскольку научно-исторический факт «диктатура Цезаря» в своих существенных моментах, относящихся к жизни и деятельности римского полководца, верифицируется фиксированными в источниках данными, он содержит в себе момент объективного знания о прошлом, будучи одной из тех относительных истин, из суммы которых складывается истина абсолютная. Итак, концепции Т. Моммзена и С. Л. Утченко нельзя рассматривать просто как порождения своего времени безотносительно к их научной значимости. Но они не могут и противопоставляться в том плане, что одна является истинной, а другая — нет. Каждая из них содержит элемент объективной истины, который не устраняется дальнейшим развитием науки. Но это означает, что мысль о том, что каждая эпоха знала своего Цезаря, нуждается в конкретизации. Новый образ Цезаря, всегда в чем-то отрицая старый, в то же время включал в себя элементы истинного знания, добытого предшествующим поколением ученых. Каждая эпоха вносила в этот образ свои коррективы. Подчас весьма значительные, они, однако, не только не отвергали, но, напротив, подчеркивали преемственность в накоплении знаний: всякое продвижение вперед необходимо должно было основываться на уже достигнутом. Ведь возвращаясь к нашему примеру, С. Л. Утченко в своей полемике опирается на твердую почву исторических фактов, установленных его предшественниками, в том числе Т. Моммзеном. Созданный советским ученым образ не только содержит новую интерпретацию, рожденную нашим временем (диктатура Цезаря как необходимая фаза в революционном процессе перехода римского общества от республики к империи), и отбрасывает как несоответствующую историческим фактам устаревшую, порожденную специфическими условиями Германии середины прошлого века (диктатура Цезаря как «демократическая монархия»), но и включает в себя черты, фактически перешедшие из предшествующей историографии (Цезарь-полководец, Цезарь-дипломат и т. д.). Впрочем, иначе и быть не могло. Смена господствующих представлений в исторической науке всегда носит диалектический характер, предполагающий не только отрицание, но и преемственность. «Считается так, — писал в другой своей книге С. Л. Утченко, — что каждая новая эпоха открывает в исторической личности, историческом явлении те грани и аспекты, тот смысл и значение, то особенное (а иногда и главное!), что было просмотрено эпохами предыдущими. И это так и есть на самом деле и, вероятно, именно в этом заключается, в частности, развитие исторической- мысли» 95. Это положение в полной мере относится и к эволюции образа Цезаря в мировой литературе и, более широко, к самому характеру развития наших знаний о прошлом. Новая Эпоха открывает новое видение прошлого, обусловливая 'тем самым создание его нового образа. Но этот образ окажется действительным шагом вперед в процессе познания лишь в том случае, если новая интерпретация будет основываться на всей совокупности достоверно установленных фактов прошлого. Рассматривая влияние современности как предпосылку получения объективного знания о прошлом, мы сосредоточили главное внимание на значении в этом плане новой интерпретации, выдвигаемой всякий раз новой эпохой. Действительно, магистральной дорогой развития исторической науки является совершенствование ее теоретико-методологических основ. Наряду с этим, однако, существует и другой путь углубления объективного знания о прошлом, заключающийся в введении в научный оборот новых исторических фактов, проливающих дополнительный свет г1а те или иные явления, составляющие предмет нашей науки. Вся ее история, рассматриваемая под этим углом зрения, есть история непрерывного накопления находящихся в ее распоряжении исторических фактов и совершенствования методов их истолкования. Каждая новая эпоха не только открывает новые грани и аспекты в прошлом и выдвигает его новые интерпретации, но и обогащает ту фактическую основу, на которой эти интерпретации строятся. Между этими двумя сторонами исторического познания существует органическая связь, которая находит свое наиболее яркое выражение в том, что создаваемый настоящим новый образ прошлого стимулирует историков на поиски соответствующих фактов, необходимых для его дальнейшего обоснования и развития. Так, XIX в. принес интерес буржуазной историографии к «социальному вопросу», который, трансформируясь в прошлое, обусловил начало систематического изучения социальных отношений в средние века и в древнем мире, а следовательно, и обращение к новым типам источников, освещающих эти отношения. Эти источники позволили ввести в науку новые факты, существенно обогатившие ее понимание прошлого. Возьмем в качестве примера историю Западной Европы в раннее средневековье. Широкий круг источников по аграрной истории раннего средневековья (полип-тики, картулярии, формулы и т. д.), ставших предметом систематической разработки в историографии прошлого столетия под несомненным влиянием современной ей европейской социальной действительности96, сделал возможным обосновать существование таких принципиально важных для понимания этого периода научно-исторических фактов, как «свободная община», «массовое закрепощение свободных общинников в раннее средневековье», «натурально-хозяйственная организация раннесредневековой вотчины» и т. д. Тем самым был сделан значительный шаг вперед в объективно-истинном познании одной из переломных эпох в истории развития человеческого общества. Не продолжая примеров, подчеркнем только, что каждая эпоха выдвигает свои вопросы к прошлому, стимулирующие поиски новых исторических фактов, помогающих отвечать на них. В этом вечном движении осуществляется постоянное возрастание суммы объективного знания, которым обладает историческая наука. Было бы, однако, упрощением полагать, что всякий серьезный прогресс в накоплении исторических фактов всегда обусловливается только создаваемым современностью новым образом прошлого. Этот последний сам формируется в известной мере под влиянием новых фактических данных, получаемых наукой в процессе ее поступательного развития. Эти данные по своему объективному содержанию порой являются столь значимыми, что реконструируемые на их основе научно-исторические факты существенно обогащают наше понимание тех или иных разделов или проблем прошлого. Достаточно вспомнить об одном из самых замечательных археологических открытий нашего столетия — находке берестяных грамот в Новгороде, а затем и других древних русских городах, благодаря которому радикально изменилось установившееся в науке представление об уровне грамотности на средневековой Руси, а также были получены важные новые факты, характеризующие другие, самые различные, стороны жизни Новгородской боярской республики97. Другой показательный пример — значительное расширение научных знаний о первых шагах становления человека на земле вследствие сенсационных палеоантропологических открытий в Африке, сделанных в 60— 70-е гг. нашего столетия. Эти открытия, позволившие почти на полтора миллиона лет отодвинуть время появления человека на нашей планете, вместе с тем являются па сегодняшний день решающим аргументом в пользу признания африканского материка колыбелью челове-чества98. Тем самым реконструируется важнейший научно-историчский факт, бросающий новый свет на древнейшую историю человеческого общества. Мы уже не говорим о значении, нуждающемся в специальном теоретическом осмыслении, самого факта разительного удревнения родословной человечества, способного изменить традиционные представления об основных этапах антропогенеза ". Приведенные примеры вызывают интерес и в другом отношении. В обоих случаях мы имеем дело с новыми историческими фактами, революционизировавшими наши знания, появление которых в арсенале исторической науки не было непосредственно связано с реализацией ею социальных запросов современности. И в том, и в другом случае эти факты выступают в первую очередь как результат внутренней логики развития самой науки. При всей грандиозности, а подчас и неожиданности этих открытий, они все же представляются закономерными в свете экспоненциального роста антропологических и археологических исследований во всем мире. Важно, однако, подчеркнуть, что и в этих случаях накопление наукой исторических фактов не может быть понято вне учета влияния на ее развитие современности. Прежде всего новые открытия, о которых идет речь, могли иметь место именно в наше время с характерными для него размахом и организацией археологических и антропологических экспедиционных работ. Еще более существенным является то обстоятельство, что лишь наше время создало предпосылки научного осмысления этих открытий, превращения их результатов в прочные факты науки. В особенности это относится к палеоантропологическим открытиям последних лет в Африке. Достоверное установление хронологического возраста сделанных там находок (костные останки австралопитеков, галечные орудия) стало возможно лишь благодаря использованию современной исследовательской методики, заимствованной из естественных наук. Речь идет о калий-аргоновом методе, применение которого в археологии и палеоантропологии позволило с естественнонаучной точностью датировать древнейшие памятники человеческой истории. Завершая свой рассказ о новгородских раскопках, В. Л. Янин писал: «Возможности будущих открытий исписанной бересты по существу безграничны... А в книжке о берестяных грамотах никогда не будет написано последней главы, потому что новые успехи всегда сопутствуют энтузиазму исследователей» 10°. Это означает, что будут установлены новые факты из разных сфер жизни русского средневекового общества, которые обогатят понимание закономерностей его развития. Эти факты, очевидно, в чем-то уточнят современные представления о русском средневековье, но сами они будут выступать как закономерное следствие уже достигнутого уровня развития науки, образующего необходимое звено в общем процессе познания. Точно так же не исключено, что в будущем будут обнаружены еще более древние останки человека в других частях света, что поставит под вопрос современные представления о прародине человечества. Однако это не перечеркнет значение африканских находок наших дней как необходимого шага в формировании объективно-истинного представления об антропогенезе. Таков общий путь получения объективно-истинного знания о прошлом. Итак, объективность исторического познания реализуется в его поступательном развитии. Нет исторических истин со сроком действия в одно поколение. Есть одна истина, которая вырабатывается совместными усилиями всех поколений ученых. Каждое из них добывает свою частичку абсолютного знания, и историографическая практика последующих поколений, усваивающая и развивающая эти знания, служит подтверждением его объективного характера. Впрочем принципиально таким же является процесс естественнонаучного познания.
1 О концепциях генезиса западноевропейского феодализма,' гос 4 См.: М арке К. и Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 517. II е у с ы х и н А. И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI—VIII веков. М., 1956, с, 30. 6 М а р к с К. и Э и г е л ь с Ф. Соч., т. 1, с. 85. 7 См.: Becker С. L. What are historical Facts? — In: The Philo 8 См., в частности: Данилов А. И. Теоретико-методологические 9 Мы используем этот термин в интерпретации известного поль Date: 2015-10-19; view: 700; Нарушение авторских прав |