Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторический опыт и современность
Полезность истории для политики определяется той мерой, в какой она в состоянии сделать научно осмысленный опыт прошлого достоянием настоящего. Таким путем история вносит свой вклад в выработку научно-обоснованной политики. Обращение современности к опыту прошлого преследовало и преследует самые различные цели, но при этом всегда, начиная с античности, среди многообразных форм, в которых используется опыт прошлого, особое значение принадлежит попыткам извлечь из него уроки, полезные для настоящего и будущего. Ее решение находится в неразрывной связи с господствовавшими в данном обществе представлениями о природе и характере исторического процесса в целом и перспективах развития этого общества, в особенности. Проблема использования исторического опыта решалась по-разному на различных стадиях развития буржуазной науки. В период ее становления и восходящего развития буржуазные идеологи, уверенные как в будущем своего класса, так и в безграничных возможностях своей науки, видели высокое социальное предназначение истории в ее способности извлекать из знания прошлого уроки, полезные для настоящего и будущего. Не существовало никаких сомнений относительно возможности использования уроков истории. Вопрос заключался в том, чтобы извлечь эти уроки путем глубокого изучения прошлого. Положение изменилось в современном мире, когда буржуазия, утратив уверенность в своем настоящем и будущем, вместе с этим потеряла веру в познавательные возможности собственной науки. В современной буржуазной науке получило распространение убеждение, что история ничему не учит и говорить об ее уроках бессмысленно. Нидерландский историк П. Гейл откровенно заявляет, что «история непостижима» и высмеивает формулу «история учит»57. Теоретическим основанием отрицания возможности использования исторического опыта в буржуазной историографии является убеждение в индивидуальности и неповторимости явлений общественной жизни, что делает невозможным обращение к прошлому для понимания настоящего и тем более — предвидения будущего. Тот же Гейл утверждает, что «всякое явление обусловливается своими собственными, никогда не повторяющимися обстоятельствами» и поэтому знание цивилизации прошлого не может быть полезно' для понимания существенных явлений современной цивилизации58. Взгляд, отрицающий возможность извлечения из истории уроков, не является безраздельно господствующим в современной буржуазной литературе. И в области исторической теории и, в особенности, в сфере историографической практики ему противостоит противоположная точка зрения, исходящая из признания возможности извлечения из опыта прошлого практического знания, полезного для настоящего. Показательны в этом отношении, чтобы ограничиться одним примером, усилия буржуазных историков ФРГ извлечь уроки из крушения Веймарской республики. Целая группа историков, в их числе такие известные, как К,. Д. Брахер, X. Каак и другие, пытаются путем сравнения «возможностей и шансов» парламентарного строя Веймарской республики и ФРГ извлечь политические и идеологические выводы, полезные для укрепления существующей политической организации крупной немецкой буржуазии59. Развернутую попытку теоретического обоснования значения уроков истории для современности предпринял Т. Шидер в уже цитировавшейся статье «Политическое действие из исторического сознания», развенчивая аргументы сторонников известного афоризма, что народы и правительства никогда не извлекают из истории уроков60. Нельзя, однако, не видеть, что ни сам Т. Шидер, ни его единомышленники в этом отношении оказались не в состоянии дать действительно научное решение вопроса. По существу, их аргументация сводится к доказательству наличия тесной связи между миром политических представлений государственных деятелей и историческим сознанием общества. Это утверждение при всей его бесспорности все же явно недостаточно для решения занимающего нас сейчас вопроса. Важно не просто констатировать связь между историческим сознанием и политическим действием, а раскрыть ее механизм, показать объективные основания, делающие возможным использование настоящим уроков прошлого. В частности, сама возможность извлечения из прошлого уроков, полезных для настоящего или будущего, основывается на признании детерминированности исторического процесса. Отрицание детерминизма в истории делает, по существу, невозможным использование знания прошлого для научного осмысления настоящего и тем более формулирования практически-политической линии. В самом деле, если исторический процесс является по преимуществу ареной свободного творчества людей, уроки, извлеченные из опыта прошлого, в лучшем случае носят характер лишь никого и ни к чему не обязывающих рекомендаций. Даже Т. Шидер, настойчиво утверждая значение исторического опыта для политического действия, в то же время счел нужным обрушиться на «полную детерминизацию истории», в результате которой она утрачивает все личностные черты, а исторический процесс выступает исключительно как переплетение структур01. Едва ли в наши дни кто-либо серьезно может защищать представление об «абсолютной детерминированности» хода истории и, конечно, филиппика Т. Шидера направлена не против сторонников этого взгляда. Впрочем, он и не скрывает, что ведет борьбу с марксистским пониманием детерминированности истории, неправомерно отождествляя его с «полным детерминизмом». Другими словами, под флагом критики «абсолютной детерминированности» отрицается представление о закономерном, объективном характере общественного развития. Для современного решения проблемы детерминизма в буржуазной историко-философской мысли является показательной позиция видного американского философа Э. Нагеля. Он не только не разделяет взгляд, отвергающий историческую неизбежность, но и пытается показать несостоятельность излюбленных аргументов противников детерминизма. Э. Нагель признает существование причинной связи в социальных явлениях и даже подчеркивает плодотворность детерминизма, когда он формулируется в виде регулятивного принципа. Но вместе с этим он утверждает, что детерминистскую концепцию, взятую как всеобщий и необходимый принцип, нельзя считать ни доказанной, ни опровергнутой, что «в истории нет никаких законов необходимого развития»62. Такая половинчатая «защита» детерминизма в истории не может способствовать пониманию действительного характера связи прошлого, настоящего и будущего, а следовательно, и решению вопроса о значении для современности опыта прошлого. Буржуазная историко-философская мысль, отбросив присущую ей в прошлом метафизическую концепцию детерминизма, оказалась не в состоянии выработать новую, отвечающую современным представлениям науки о характере развития в природе и обществе63. Отвергая марксистское понимание причинности в истории, буржуазные теоретики довольствуются паллиативами, не позволяющими раскрыть закономерную и необходимую связь явлений в развитии человеческого общества. Вследствие этого даже в тех случаях, когда буржуазные ученые в принципе признают возможность и необходимость извлечения уроков из опыта прошлого, этот вопрос не находит у них удовлетворительного решения, ибо для этого отсутствует соответствующая теоретическая основа. С другой стороны, рассматривая состояние вопроса в современной буржуазной историографии, мы не можем отвлекаться от того, насколько способен господствующий класс воспринимать уроки истории и руководствоваться ими в своей практике. Ведь извлечение уроков из прошлого имеет смысл лишь в том случае, если они могут быть использованы в настоящем. На поставленный здесь вопрос нет однозначного ответа. Было бы неоправданным упрощением утверждать, что идеологи и политики современного империализма нацело утратили способность учиться у истории. Послевоенное развитие капиталистического мира свидетельствует о несомненных попытках его лидеров, во всяком случае наиболее дальновидных и трезвомыслящих из них, сообразовывать свои действия с очевидными реальностями, учитывая в той или иной мере опыт прошлого, в частности, в области взаимоотношений с социалистическими развивающимися странами. Черты реализма, присущие их политике, питаются не только реалиями настоящего (могущество Советского Союза и других социалистических стран, подъем национально-освободительного движения и возрастающее экономическое и политическое значение развивающихся стран, углубляющийся кризис капиталистической системы и т. п.), но и памятью о прошлом, в особенности о второй мировой войне и ее результатах. Способность господствующего класса в какой-то мере учиться у истории является одним из условий его самосохранения в обстановке общего кризиса капитализма. Реализация этой способности составляет важнейшую социальную функцию буржуазной историографии, обращающейся к прошлому в целях укрепления позиций своего класса в настоящем. Уже поэтому проблема «уроков истории», как бы она не решалась в каждом конкретном случае тем или иным автором, не перестает быть для нее актуальной. В равной мере отсюда вытекает отмеченная еще В. И. Лениным ее способность давать ценные результаты в исследовании частных, но тем не менее важных научных проблем 64. Если бы буржуазная наука не обладала такой способностью, если бы вся она представляла собой сплошную фальсификацию истории, она не могла бы выполнять социальный заказ своего класса. В самом деле, класс, хотя бы отчасти заинтересованный в использовании в своей политике знаний о прошлом, естественно, нуждается в том, чтобы эти знания заключали в себе более или менее адекватное отражение действительности. В противном случае вообще нельзя было бы говорить об истории как науке. Однако этот же классовый интерес обусловливает и границы использования уроков прошлого в современном буржуазном обществе. В силу своего положения в современном мире империалистическая буржуазия не заинтересована в познании действительных закономерностей его развития. То же самое чувство классового самосохранения, которое диктует необходимость извлечения из прошлого определенных уроков, делает невозможным для нее учет всего опыта прошлого как предпосылки политики в настоящем, ибо этот опыт является обвинительным актом ее классовому господству. Исто-рически обреченный класс не желает сознавать свою обреченность, а тем самым и главный урок истории. Вот почему его идеологи, способные извлекать из прошлого определенные уроки, ввиду тех или иных тактических целей империализма, обнаруживают полную несостоятельность в обосновании его стратегической линии. Враждебность империализма будущему находит свое выражение в отношении его идеологов к прошлому, которое характеризуется неприятием ведущих закономерностей общественного развития, а значит, и неспособностью осмыслить уроки истории во всей их совокупности. В свете этого делается понятным превалирующее в современной буржуазной историографии пессимистическое отношение к самой способности человека учиться у прошлого. Не отрицая такую способность в принципе, буржуазные теоретики переносят акцент на изображение едва ли преодолимых, по их убеждению, трудностей, ожидающих каждого на этом пути. А поскольку действительность доставляет многочисленные примеры нежелания и неспособности буржуазных правительств учиться у истории, этот акцент становится определяющим во всем подходе буржуазных теоретиков к проблеме практического использования уроков прошлого в настоящем. Именно таким представляется ход мыслей А. Тойнби, ярко отразивший широко распространенное в буржуазной науке отношение к этой проблеме. А. Тойнби начинает с утверждения, что большинство людей в мире не обладают чувством истории, вследствие чего постоянно повторяются ошибки, уже имевшие место в прошлом. Это положение он иллюстрирует на примере послевоенной политики США. «Разве американцы не натворили массу грубых ошибок, почти принципиально игнорируя историю?»,— справедливо спрашивает он, подчеркивая, в частности, что Соединенные Штаты ввязались в войну во Вьетнаме, умышленно игнорируя французский опыт. «Множество американских неудач после второй мировой войны можно было избежать, если бы настоящее рассматривалось в свете прошлого»,— заключает английский ученый свою мысль65. В другом месте А. Тойнби признается в своем пессимизме, так как он осознал «неспособность человеческой природы к самообучению или, во всяком случае, крайне медленный темп, в котором человеческая природа учится из яёно очевидных уроков». Правда, он тут же оговаривается, что в принципе не отрицает возможность учиться на ошибках прошлого. Более того, он даже готов признать, что люди время от времени учились из истории. Но эта оговорка лишь резче подчеркивает трагизм положения «западной цивилизации»: ее члены, даже зная об уроках, которые они должны извлечь из истории, отказываются вести себя в соответствии с этой информацией. «Подобно алкоголикам или наркоманам мы знаем, что идем к гибели,— с горечью пишет маститый ученый,— но привычка держит нас в своих оковах». Закономерен поэтому общий пессимистический вывод А. Тойнби: «История есть преимущественно рассказ о невыученных уроках»66. Рассуждения А. Тойнби ярко подчеркивают одну характерную черту современной буржуазной науки: ее затаенное неверие в человеческий разум, в способность общества основывать свою политику на научных основах с учетом опыта прошлого. Отражая действительные пороки буржуазного общества, этот взгляд неправомерно переносит их на человека и человечество в целом. Таким образом, ни в теоретическом, ни в идейно-политическом отношении современная буржуазная историография не подготовлена к решению вопроса об уроках истории. Положение существенно не меняется от того, что отдельные буржуазные ученые признают возможность извлечения уроков из прошлого и даже пытаются реализовать ее в своей историографической практике. Дело не только в том, что эти попытки, как правило, являются сугубо прагматическими и сопровождаются многочисленными оговорками относительно невозможности научного предвидения будущего. Главное заключается в общем теоретическом уровне буржуазной науки и всей атмосферы жизни современного буржуазного общества, не только не способствующих научному решению рассматриваемого здесь вопроса, но и прямо препятствующих ему. В условиях всеохватывающего кризиса капиталистической системы социальная значимость исторической науки больше не определяется 1 вкладом в разработку научных основ политики. Обществу, озабоченному своим самосохранением, страшащемуся объективных законов истории, не только чуждо, но и прямо враждебно стремление к научному планированию своего развития. Сказанному на первый взгляд противоречит несомненный интерес, проявляемый современным буржуазным обществом к проблемам экономического и социального планирования и выражающийся в создании специальных научных учреждений, занимающихся этими проблемами, проведении представительных конференций и симпозиумов, потоке разнообразной литературы по данной проблематике, захлестывающей книжный рынок67. Пристальное внимание современной буржуазной науки к проблемам социально-экономического планирования далеко не случайно. В условиях научно-технической революции оно является выражением стремления идеологов буржуазии идти в ногу с временем, использовать достижения современной науки для упрочения позиций капиталистического общества. Нельзя не признать, что в отдельных случаях такое обращение к данным науки, в особенности в области экономического планирования, приносит позитивные результаты, но, будучи по характеру своему паллиативом, эти результаты только резче подчеркивают общую несостоятельность попыток реформировать буржуазное общество на научных основах. Усилия самых искусных врачевателей капитализма разбиваются о их непонимание объективных законов общественного развития, с которыми они ведут борьбу такую же непримиримую, как и тщетную. Вследствие этого всякий проект социального развития общества, не опирающийся на знание его действительных закономерностей и в принципе их прямо отрицающий, неизбежно приобретает сугубо факультативный характер, выступая в форме одной из многих возможных альтернатив. Естественно, что при такой постановке вопроса обращение к истории становится излишним. В лучшем случае ее данные играют чисто иллюстративную роль. Но тем са-мым отпадает вопрос и об уроках истории. Историческое измерение вообще оказывается ненужным. Именно из таких предпосылок фактически исходят авторы нашумевшей на Западе книги, содержащей претенциозную попытку исследовать тенденции развития человеческого общества до 2 000 г68. Созданная по поручению так называемой Комиссии по 2 000 г. Американской академии искусств и наук в Бостоне членом Комиссии, директором известного Гудзоновского института, видным американским политологом Т. Каном и одним из ведущих сотрудников этого института А. Винером, книга «2000 г.» представляет собой квинтэссенцию размышлений и исследований американских буржуазных обществоведов о будущем и в этом плане привлекает наше внимание. Не претендуя на всесторонний анализ этого внушительного памятника американской футурологической мысли, отметим лишь его подчеркнутый антиисторизм. Его авторы, набрасывая свое видение мира в 2000 г. и предоставляя, таким образом, исходные данные для долговременного политического планирования, сознательно отказываются от исторического подхода к теме. Они прямо заявляют, что определение устойчивых тенденций крупномасштабных перемен в обществе строго говоря не зависит от какой-либо теории истории 69 и в то же время предостерегают против использования исторических аналогий 70. Последовательный отказ от исторической точки зрения вполне соответствует целевой установке Г. Капа п А. Винера дать наукообразное доказательство незыблемости буржуазного строя. В качестве «наиболее вероятной» или даже «абсолютно вероятной» тенденции развития мира до конца столетия они провозглашают тенденцию развития, свободного от «сюрпризов», предсказывая, что «следующая треть века будет содержать меньше больших сюрпризов, чем какая-либо из предыдущих третей»71. Возвращаясь к этой же теме в заключении всего исследования, содержащем выводы, необходимые для политических решений, авторы настоятельно подчеркивают, что важнейший из них заключается в заботе об увековечивании институтов «свободного мира»72. Такой вывод можно сделать лишь принципиально отвергая объективные законы общества и намеренно закрывая глаза на очевидные тенденции его развития. Так проявляется весьма специфическое отношение идеологов современного империализма к науке. К ней охотно обращаются в тех случаях, когда использование ее данных может содействовать укреплению его основ и в то же время отворачиваются тогда, когда эти данные противоречат классовым интересам империалистической буржуазии. Такой подход, конечно, имеет свои «удобства» для реакционного класса, страшащегося собственного будущего, но зато исключает саму возможность построения научной теории общества. Его порочность особенно ярко обнаруживается как раз при решении интересующего нас вопроса. Сознательный отказ от обращения к истории в опытах определения долговременных тенденций общественного развития заведомо обрекает их авторов на неизбежную неудачу. В самом деле, как можно одновременно отрицать объективный и закономерный характер исторического процесса и пытаться формулировать какие-то тенденции общественного развития, какую-то основу для политических размышлений и решений? Единственный путь решения этой дилеммы заключается в признании вероятностного характера предлагаемых рекомендаций. Как подчеркивает известный американский специалист в области социального прогнозирования, председатель комиссии по 2 000 г. Американской академии искусств и наук Д. Белл в предисловии к книге Г. Кана и А. Винера, главным является «не попытка «предсказать» будущее, как если бы оно было каким-то ковром времени, развертывающимся К определенной отдаленной точке», а попытаться набросать «альтернативные будущие», другими словами, вероятные результаты различных решении'15. Если к этому добавить признание враждебности футурологии истории74, то вывод представляется очевидным. Проблема уроков истории как основы для политического размышления и политического действия оказывается нерешенной буржуазной наукой не только в силу несостоятельности ее теоретических принципов, но и в силу нежелания и неспособности самого буржуазного общества учиться у истории. Вследствие этого в современной буржуазной науке происходит своеобразное переосмысление вопроса об уроках истории. Центр тяжести в ее трактовке переносится из сфер социальных решений и политического действия в область морально-этических размышлений. В этом плане трактуется известная формула Я. Буркхардта, что «посредством опыта (истории) мы хотим стать не столько умными (на один раз), сколько мудрыми (навсегда)»75. Кочующая из одной теоретической работы в другую, эта формула привлекается сегодня в буржуазной науке для обоснования взгляда на морализующую функцию исторического опыта. История провозглашается «утешительницей человечества»76, что и обусловливает подход к пониманию ее уроков. При этом совершенно в духе Я. Буркхардта морально-этическое истолкование исторического опыта, как единственное научное, противопоставляется попыткам извлечения из прошлого определенных социально-политических уроков ввиду их субъективного характера. Таков, например, ход рассуждений американского историка Г. С. Коммеджера. Задаваясь вопросом, чему учит история, он продолжает: «Искренность вынуждает нас признать, что она учит много тому, чему историки или, более широко, власть имущие, хотят, чтобы она учила. Слишком часто столетиями история была спутницей победоносных армий, защитницей преуспевающих партий, апологетом господствующих классов, поборницей упрочившихся религий». Далее он приводит примеры использования опыта прошлого для оправдания самых низменных целей — плантаторы американского Юга обращались к античной истории, чтобы доказать благотворное значение рабства для цивилизации, Гитлер находил в прошлом аргументы для обоснования превосходства арийцев над всеми другими расами и т. д.77. Такое постоянное злоупотребление «уроками истории» не означает, однако, как полагает американский ученый, что история играет лишь отрицательную роль в жизни общества. Просто позитивное значение ее лежит в другой сфере. Раскрывая это значение, Г. С. Коммеджер указывает на то, что история дает пищу воображению, открывает широкие интеллектуальные горизонты, воспитывает своим материалом каждое новое поколение, внушая ему уверенность, что оно может рассчитывать на прошлое и прогрессировать в будущем. Но главное, что обусловливает социальную значимость исторической науки, лежит в сфере моральных принципов: она внушает людям определенные моральные заповеди, а именно: смирение, терпение и терпимость78. Таким образом, все неисчерпаемое многообразие опыта истории сводится, по существу, к набору плоских моральных сентенций. Отказавшись от попыток научного осмысления опыта истории как основы для научного руководства обществом, буржуазная мысль обнаруживает свою несостоятельность и в морально-этической интерпретации прошлого. Широковещательно провозглашая социальную полезность истории, буржуазные авторы, по существу, не смогли убедительно доказать этот тезис. В этом — одна из причин продолжающегося падения социальной значимости буржуазной историографии, о котором с нескрываемой тревогой говорят и пишут сегодня на Западе79. Действительно, банкротство буржуазной исторической науки, может быть, особенно рельефно выражается как раз в ее неспособности рационально осмыслить опыт прошлого, извлечь из него социально полезные уроки. Фразы же об истории-—утешительнице человечества, луче надежды и т. п. в общем контексте теоретических построений буржуазной науки остаются пустыми заклинаниями, не способными дать безнадежно больному обществу ни подлинного утешения, ни реальной надежды. С принципиально иных позиций подходит к рассматриваемому вопросу марксистская историография. Проблема исторического опыта выступает в марксистской науке как проблема осмысления тенденцией общественного развития. Необходимой предпосылкой ее решения является признание закономерного и объективного характера исторического процесса. Только на этой основе возможна действительно научная постановка вопроса об использовании исторического опыта современностью. Только признание закономерного характера общественного развития, выражающегося в диалектическом единстве прошлого, настоящего и будущего, с одной стороны, и присутствии во всяком особенном и единичном элемента общего—с другой, позволяет ставить вопрос о возможности использования знания прошлого для понимания существенных явлений современности на действительно научную почву. Объективность прошлого обусловливает и объективную природу уроков истории. Вопреки утверждениям современных буржуазных авторов, возможность различных интерпретаций одного и того же события отнюдь не означает отсутствие объективно значимого опыта прошлого. Одна из важнейших задач исторической науки и заключается в том, чтобы сделать его достоянием настоящего. Эта задача решается совокупными усилиями всех поколений ученых, реализуясь как в накоплении фактического знания о прошлом, так и совершенствовании его интерпретации. Этот веками кристаллизируемый и обобщаемый исторической наукой опыт прошлого и представляет собою ту объективную основу, на которой только и возможно извлечение уроков из истории. Интерпретируя накопленный сю фактический материал, отражающий объективный опыт прошлого, историческая наука способна извлекать из него уроки, полезные для настоящего. Это возможно, однако, лишь в том случае, если выводы и результаты исторических исследований будут иметь объективно-истинное значение. Так, проблема уроков истории оказывается неразрывно связанной с проблемой объективности исторического познания. Разное решение последней, как это имеет место в марксистской и буржуазной исторической науке, обусловливает и разный подход к первой. Исходя из признания возможности получения объективно-истинного знания о прошлом, марксистская историография настаивает на объективной природе извлекаемых из этого знания уроков. В той интерпретации прошлого, которая именуется «урок истории», как и в любой другой, конечно, присутствует субъективный момент, ибо она осуществляется ученым, обладающим своей системой убеждений и своими симпатиями и антипатиями, сказывающимися на его работе. Этот момент, несомненно, накладывает свой отпечаток на конечные выводы исследователя, придавая им более или менее ярко выраженную субъективную окраску. В еще большей степени он сказывается на самой направленности поисков ученого, как и на социальном звучании их результатов. Но как бы сильно во всем этом ни проявлялись пристрастия исследователя, они не затрагивают объективного содержания, заключающегося в уроках истории. В противном случае мы не имели бы права говорить о них. Общественная практика убедительно свидетельствует о том, что уроки истории только тогда заслуживают право на это наименование и играют эффективную роль в социально-политической действительности современности, когда они адекватно отражают существенное содержание интерпретируемого прошлого в его закономерной связи с настоящим. Вот почему положение о том, что из одного и того же явления. прошлого может быть извлечено множество, в том числе и диаметрально противоположных, уроков, нуждается в принципиально важном уточнении: из этого множества интерпретаций прошлого только одна является истинной, именно та, которая способна уловить и отразить в ее существенных чертах объективную закономерную связь, соединяющую изучаемое явление с современностью, и тем самым быть подлинным уроком истории. Все же остальные истолкования прошлого, какими бы мотивами они не вдохновлялись, не являются истинными и в силу этого, даже если их называют «уроками истории», по сути дела, таковыми быть не могут. Вследствие многогранности самого прошлого и обилия точек его соприкосновения с настоящим исторический опыт является категорией многозначной, что позволяет говорить о различных функциях, в которых эта категория выступает в марксистской историографии. Выяснить эти функции — означает понять, как история воздействует на современность и, следовательно, установить те главные пути, по которым опыт прошлого оказывает могущественное влияние на настоящее и будущее. Теория и практика марксизма-ленинизма убедительно доказывают, каким действенным средством в решении актуальных проблем современности становится прошлое, если из него делаются научно обоснованные выводы, позволяющие обращаться к его урокам в самых разных сферах социальной практики. История неизменно присутствует в трудах основоположников марксизма-ленинизма. Но ее назначение отнюдь не сводится к иллюстрации тех или иных выдвигаемых в этих трудах положений. Обращение к истории всегда диктовалось у их авторов отчетливым сознанием необходимости использования уроков истории для деятельности в настоящем. Научно осмысленный опыт прошлого выступает обязательным компонентом марксистской интерпретации настоящего, являясь действенным орудием в идейно-политической борьбе современности. Место и значение исторического опыта в деятельности основоположников научного коммунизма открывает хорошую возможность рассмотрения на материале их трудов действительных путей извлечения уроков из прошлого и характера их использования в настоящем. С этой целью мы сосредоточимся на ленинских работах, убедительно раскрывающих выдающееся значение влияния истории на современность и, в частности, позволяющих конкретизировать формы, в которых это влияние проявляется в качестве «уроков истории». Общеизвестно внимание, какое на всем протяжении своей научной и политической деятельности В. И. Ленин уделял истории. Овладение прошлым всегда являлось для него обязательным условием осмысления настоящего, а уроки его становились непременным компонентом выработки практически-политической линии80. Посвящая свои произведения жгучим проблемам современности, В. И. Ленин рассматривал их в общем историческом конгексте. В самые сложные моменты идейно-политической борьбы в стране, в часы самых ответственных решений он неизменно обращался к опыту истории. Непревзойденный мастер всестороннего анализа конкретных ситуаций, В. И. Ленин включал в него данные истории, достигая таким образом максимально возможной глубины в раскрытии ведущих тенденций общественного развития. Рассмотрение в этом плане ленинских трудов позволяет более глубоко постичь принципы использования исторического опыта, а также сам характер его взаимоотношения с современностью. В них содержится целый ряд принципиально важных положений о природе категории «исторический опыт» и ее функциях, ценность которых возрастает в особенности вследствие того, что они не просто декларируются, а реализуются при анализе сложнейших явлений русской и мировой действительности. Представляется возможным выделить ряд функций, в которых выступает в ленинских произведениях категория «исторический опыт». Воспитательная функция исторического опыта. В ленинских работах часто встречаются положения типа «история учит», «массы на опыте истории учатся» и т. п. Их анализ свидетельствует о том большом значении, какое придавал В. И. Ленин воспитательному воздействию истории. Правильно понятый опыт прошлого является действенным воспитателем масс, необходимым условием их политического просвещения. Особенно большое значение в этом отношении В. И. Ленин придавал революционному опыту масс. Проблема усвоения массами опыта революционной борьбы, их воспитания на этом опыте является одной из центральных в ленинских трудах. Отсюда то громадное место, какое занимает в ленинском научном наследии обращение к европейским революциям конца XVIII—XIX вв. и революционным потрясениям современной ему эпохи, в особенности в России. Для В. И. Ленина революционный опыт образует важнейшую составную часть исторического опыта вообще. Показательно в этом отношении значение, которое он придавал усвоению массами опыта первой русской революции. Партии, писал он, «необходимо позаботиться о том, чтобы богатые политические уроки нашей революции, и контрреволюции были глубже продуманы п тверже усвоены широкими массами»8'. Образцом такой заботы являются в первую очередь многочисленные произведения самого В. И. Ленина, в которых опыт революции 1905 года получил всестороннее освещение, стал боевой программой всей работы партии в массах. Результаты ее сказались очень скоро. Объясняя причины сравнительно быстрой и легкой победы Февральской революции, В. И. Ленин прежде всего указывал на то, что русский народ «из опыта 1905 года извлек гигантский запас революционной боеспособности» 82. Так, политическое просвещение масс стало могущественным средством социально-политического преобразования действительности. Именно эту революционную сторону воспитательного опыта истории всегда подчеркивал В. И. Ленин, усматривая в ней его важнейшую социальную функцию. Исторический опыт как критерий истины. Как известно, в марксистской гносеологии социальная практика рассматривается как решающее звено в процессе общественного познания. «Практика человека и человечества,— писал В. И. Ленин,—есть проверка, критерий объективного познания»83. В ленинских трудах марксистское учение о практике как критерии истины получило свое дальнейшее развитие и обогащение. В частности, всестороннее обоснование нашло положение об историческом опыте как кристаллизованном выражении социальной практики человечества. В одной из своих работ, опубликованной в 1905 году, В. И. Ленин, говоря о необходимости свержения самодержавия и создания временного революционного правительства как условии проведения действительно свободных выборов, подчер-кивал, что необходимость этой меры неопровержимо доказывается историейS4. Это убеждение в неопровержимости данных исторического опыта, характерное для всей ленинской системы аргументации, составляет исходный пункт его отношения к истории. Блестящий полемист, В. И. Ленин в борьбе со своими политическими противниками неизменно обращался к истории как важнейшему аргументу в утверждении одних и критике других взглядов, равно как и в проверке истинности того или иного учения или практически-политической линии. Великий революционер, В. И. Ленин, естественно, в первую очередь обращался к прошлому революционной борьбы, извлекая из него действенные уроки для борьбы в настоящем. Однако его внимание привлекали и другие аспекты прошлого, поскольку их осмысление сообщало новую доказательную силу его аргументации. О том, какую большую роль играли в ленинской системе доказательств данные истории, свидетельствует полемика вокруг Брестского мира. Тема истории, тема вынужденного временного отступления в прошлом занимает видное место в целом ряде ленинских работ, посвященных обоснованию необходимости заключения Брестского мира. В. И. Ленин обращается к периоду наполеоновских завоевательных войн и вызванного ими освободительного движения в ряде европейских государств, особенно в Германии, ибо «недопустимо забывать, что история знает примеры еще больших унижений, еще более несчастных, тяжелых условий мира. И все же народы, задавленные зверски жестокими поработителями, умели оправиться и воспрянуть»85. В. И. Ленин показывает это па примере немецкого народа, который не только не был задавлен условиями Тильзитского мира, но и в конечном итоге торжествовал полную победу над завоевателями. На протяжении немногим более полумесяца (с 24 февраля по 15 марта 1918 г.) В. И. Ленин семь раз возвращался к этому вопросу, рассматривая его в ряде опубликованных в газетах «Правда» и «Известия» статей, а также в докладах на VII съезде партии и IV Чрезвычайном Всероссийском съезде Советов. Другими словами, в течение самого напряженного периода борьбы за мир тема истории становится одной из центральных в ленинском арсенале, играя действенную роль в этой борьбе. В. И. Ленин был, конечно, далек от проведения поверхностных аналогий между положением Советской России в 1918 г. и Германии в 1807 г. Он прямо указывал на принципиальные различия в этом положении, обусловленные тем фактом всемирно-исторического значения, что в России произошла победоносная социалистическая революция. Но наряду с этим он обращал внимание на моменты, сближающие положение двух стран (позорный мир, широкий подъем освободительного движения). Все это придавало ленинскому анализу большую доказательную силу, позволяя сделать научно-обоснованный вывод не только о необходимости мирной передышки, но и о ее преходящем характере. Формулируя этот вывод, В. И. Ленин писал: «Вся история освободительных войн показывает нам, что если эти войны захватывали широкие массы, то освобождение наступало быстро»86. Так, обращение к прошлому не только служит обоснованию политической линии, но и раскрывает условия ее реализации. Эвристическая функция исторического опыта. Ленинские труды помогают понять природу одной из самых важных и вместе с тем трудных историко-теоретических проблем — проблемы использования опыта прошлого в познании общественных явлений и процессов современности. Для В. И. Ленина привлечение исторического опыта является обязательным условием научного анализа настоящего. При этом, что особенно важно, он указывает на принципы, обеспечивающие научную плодотворность использования уроков истории в анализе явлений современности. Для В. И. Ленина исторический опыт всегда конкретен. Он прямо противопоставляет его конкретные данные абстрактным общим рассуждениям. «Всякое общее историческое соображение, применяемое к отдельному случаю без особого разбора условий именно данного случая, — предостерегал он, — становится фразой»87. Не существует опыта истории «вообще», пригодного на все случаи жизни. Данные истории могут слу-жить действенным средством познания только тогда, когда они органически соотносятся с теми явлениями современности, для осмысления которых они привлекаются. Вот почему в число обязательных условий научного анализа явлений общественной жизни В. И. Ленин включал требование рассматривать каждое положение только в связи с конкретным опытом истории88. Итак, прошлое присутствует в настоящем. Без учета этого нельзя ни понять современность, ни, тем более, активно и целенаправленно воздействовать на нее. Но возникает вопрос о мере такого присутствия. Переоценка опыта прошлого в осмыслении современности представляет не меньшую опасность, чем его недооценка. Еще Гегель развенчивал наивные иллюзии тех, кто сводил знание истории к сумме примеров из прошлого, которыми следует руководствоваться в своих действиях в настоящем. «В сутолоке мировых событий,— заключал Гегель,— не помогает общий принцип или воспоминание о сходных обстоятельствах, потому что бледное воспоминание прошлого не имеет никакой силы по сравнению с жизненностью и свободой настоящего»89. Прошлое нельзя устранить из настоящего, но оно не должно и довлеть над ним. Если игнорирование опыта прошлого создает питательную почву для субъективизма и волюнтаризма в политике, то переоценка его значения ведет к догматизму, подчинению живой жизни готовой схеме. Отсюда вытекает теоретическая и практическая важность установления принципов соотношения данных истории, с одной стороны, и анализа явлений настоящего— с другой, в познании существенных сторон современности. Поучительные соображения на этот счет содержатся в ленинских произведениях. Уже в одной из своих ранних работ, созданных в период борьбы за построение партии нового типа, В. И. Ленин сформулировал принципиально важную мысль о соотношении между опытом истории и анализом конкретной ситуации в настоящем в определении практически-политической линии. В своей статье «Наша ближайшая задача», посвященной партийной организации русских социал-демократов, он писал: «История социализма и демократии в Западной Европе, история русского революционного движения, опыт нашего рабочего движения, — таков тот материал, которым мы должны овладеть, чтобы выработать целесообразную организацию и тактику нашей партии. «Обработка» этого материала должна быть, однако, самостоятельная, ибо готовых образцов нам искать негде»90. Исторический опыт, таким образом, является необходимым условием познания ведущих тенденций современного развития и выработки научно обоснованных политически-практических решений. Без глубокого овладения прошлым невозможна разумная политика в настоящем. Его научное осмысление, несомненно, дает новое знание, существенно необходимое для понимания явлений современности. Однако опыт истории не выступает как некая самодовлеющая, вневременная и внепространственная категория, содержащая в себе самой необходимые решения. По образному выражению В. И. Ленина, это — лишь материал, который, составляя обязательную предпосылку познания современности, должен быть «обработан» в соответствии с конкретной спецификой данной ситуации. Другими словами, в оценке конкретной ситуации решающее значение принадлежит всестороннему анализу ее специфики, той совокупности конкретных обстоятельств, которые в своем неповторимом сочетании образуют именно данное состояние. Но такой анализ будет научно-результативным только в том случае, если одной из его обязательных предпосылок станет учет опыта истории, который помогает включить рассматриваемую ситуацию в общеисторические рамки, обнаружить тенденции общественного развития, объективно проявляющиеся в этой ситуации (общее и особенное), а тем самым и глубже понять ее существенное содержание. В свете этого выступает выдающееся социальное назначение марксистской исторической науки. Аккумулируя опыт предшествующих поколений, создавая объективный образ прошлого, она воплощает живую связь времен. Воспроизводимое ею прошлое составляет исходный момент всякого социального и политического действия в настоящем. Уже это одно определяет место исторической науки в обществе. Предлагаемая сю иптерпре-тация прошлого прямо или опосредованно оказывает существенное воздействие на современность, формы которого достаточно многообразны. Одну из наиболее эффективных из них и представляют «уроки истории». Строго говоря, то, что обычно понимается под этим термином, далеко не обязательно формулируют именно историки. «Уроки истории» часто формулируются политиками, идеологами, публицистами. Однако это никак не умаляет социальной значимости исторической науки. Дело в том, что кто бы ни занимался извлечением уроков из прошлого, он делает свои выводы на материале, представляемом историческими исследованиями. Создаваемый исторической наукой образ прошлого составляет тот фундамент, на котором единственно возможно извлечение объективно значимых уроков истории91. Уроки истории суть высшее выражение влияния истории па современность. Его эффективность и благотворность непосредственно зависят как от способности исторической науки давать объективно-истинное знание о своем предмете, так и от готовности общества делать из этого знания необходимые выводы.
1 См.: М а р к с К. и Э н г е л ь с Ф. Соч. т 20 с 500 122 2 Методологические аспекты проблемы «история и современность» получили освещение в кн.: Иванов В. В. Соотношение истории и современности как методологическая проблему. М., 1973. 3 Ср.: G а 11 i e W. В. Op. cit., pp. 130—131. 4 См.: Gehlen A. Urmensch und Spatkultur. Bonn, 1956, S. 258. 5 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 24, с. 120—121. 6 Отсюда, между прочим, следует важный вывод о том, что ка 7 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 26, с. 107. 126 8 Ср.: Левада Ю. А. Историческое сознание и научный метод.— 9 См.: Schmidt W. Geschidhtswissenschaft und Geschichtsbe- 10 Нельзя поэтому согласиться с распространенным в современ 11 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 6, с. 30. 12 См.: Там же, т. 25, с. 133. 13 Маркс К. иЭнгельсФ. Соч., т. 7, с. 345. 14 Там же, т. 18, с. 499—500. 15 Там же, т. 16, с. 420. 16 См.: Там же, т. 19, с. 329. 17 Там же, т. 22, с. 298. Там же, т. 19, с. 345. 19 См.: Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик. М, 1977, ст. 68. 20 В свете этого следует рассматривать идейные искания современной буржуазной историографии. В частности, показательные для значительной части ее усилия по выработке синтетической концепции исторического процесса, связанные с отказом от европоцетризма и возрождением универсально-исторической точки зрения (см., например: I3G S с h i e d e г Th. Moglichkeiten und Grenzen vergleichender Methoden in der Geschichtswissenschaft. — In: HZ, 1965, Bd. 200, H. 3, S. 530— 531; Wagner F. Der Historiker und die Weltgeschichte. Freiburg/ Mtmchen, 1965, S. 183; Luthy H. In Gegenwart der Geschichte. (West) Berlin, 1967, S. 17, 21—22; The Problems of Civilisations. Hague, 1964, p. 5f; Dahm B. Geschichtswissenschaft und Dritte Welt.— In: Die Funktion der Geschichte in unserer Zeit. Stuttgart, 1975. Hobborn H. The History of Ideas. —In: AHR, 1968, vol. 73, N 3, p. 684; M a rjw i ck A. Op. cit, p. 18) лежат в русле модификации идеологии империалистической буржуазии в плане приспособления к новым историческим условиям, характеризующимся распадом колониальной системы империализма и пробуждением к активной исторической деятельности народов всех частей света. 21 Справедливость этого положения убедительно подтверждают обобщающие историографические исследования советских ученых. Раскрывая идейную направленность исторических концепций буржуазных авторов и прослеживая ее влияние на их историографическую практику, они в то же время предостерегают против сведения результатов этой последней к лежащим в ее основе идеологическим установкам. См., помимо указанных работ Е. А. Косминского, А. И. Данилова, Е. В. Гутновой, О. Л. Вайнштейна, также: Виноградов К. В. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. Л., 1975; Курбатов Г. Л. История Византии (историография). Л., 1975. 22 См.: Алпатов М. Л. Указ. соч. 23 См.: S с h i e d e r Th. Politisches Handeln aus historischem Be-wusstsein.— In: HZ, 1975, Bd. 220, II. 1. 24 См., в особенности: The Historian and the Diplomat. The Role 25 При этом нередко делаются ценные наблюдения о политической 26 С о m m a g e r H. S. Op. cit., p. 20. 27 М а г w i с k A. Op. cit., p. 271. 28 Н i I d e b г а n d К. Op. cit, S. 350. Anm. 58. 30 См.: Н е у с ы х и н А. И. Указ. соч., с. 223. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 416. 32 S с h i с d е г Th. Politisches Handeln aus historischem Bewusst- 33 Методологические преблемы социальной революции освещаются 34 Цит.: Б л о к М. Указ. соч., с. П. 35 См.: Toynbee on Toynbee, p. 47. 37 Engelberg E. Zu methodologischen Problemen der Periodi-sierung. —In: ZfG, 1971, N 10, S. 1219. 33 См.: Лурье С. Я. Геродот. М—Л., 1947. 39 См.: Виноградов П. Г. Происхождение феодальных отно 40 Гутнова Е. В. Историография истории средних веков, 42 См.: Макиавелли II. Соч., т. 1, М.—Л., 1934, с, 232. 43 Токвиль А. О демократии в Америке. М., 1897, с. 4. 44 Материалы XXII съезда КПСС. М., 1962, с. 417. 45 Об актуальности в истории см.: Хмылев П. Н. Проблема 46 См.: В айн штейн О. Л. Западноевропейская средневековая 48 См.: Алпатов М. А. Указ. соч.; Данилов А. И. Проблемы 49 См., в особенности; Алаев Л. Б. Проблема сельской общины 50 См.: Штаерман Е. М. Античность в современных западных 51 См.: Алпатов М. А. Указ. соч. 52 См.: Садретдинов Г. К. К вопросу о решении проблемы 53 Н е i m р е 1 II. Der Mensch in seiner Gegenwart. Gottingen, 54 См.: К а ц А. Л. Проблема падения Римской империи в совет 55 См.: Корсунский А. Р. Проблема революционного перехода 56 См.: Коростовцев М. А. Рабовладельческая формация "4 См.: Л с н и п В. И. Поли. собр. соч., т. 18, о. 363. 65 Toynbee on Toynbee, p. 48. 170 6S Ibid., p. 68. В другом месте он говорит об «упрямом и постоянном неизвлечении уроков из очевидных фактов» как характерной черте современной западной действительности (р. 108). 77 CommagerH. S. Op. cit„ pp. 91—92. 78 Ibid, pp. 92—94. 79 См.: Benson L. Toward the Scientific Study of History- 81 Л е н и и В. И. Поли. собр. соч., т. 16, с, 124. 82 Там же, т. 36, с. 93. 83 Там же, т. 29, с. 193 84 Там же т. 10, с. 275—276. 85 Там же, т. 35, с. 382. 86 Там же, т. 36, с. 23—24. 87 Там же, т. 35, с. 373.
Глава IV Date: 2015-10-19; view: 2033; Нарушение авторских прав |