Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Техника речи
Работа над техникой речи – необходимый этап на пути «от мысли к слову» в соответствии с классическим риторическим каноном, т.к. голос – это инструмент воздействия. Техникой речи называется сочетание сильного, звучного голоса, четкой дикции (ясного произношения звуков), выразительной интонации. Совершенствование техники речи подразумевает и тренировку дыхания, оно не только основа жизни, но и главное в произношении; правильное дыхание обеспечивает силу голоса, навыки деления фразы на части, позволяет регулировать темп речи.
Практические задания* Задание 24.* Тренировка дыхания 1. «Свеча» Упражнение направлено на тренировку умения ровно распределять выдыхаемый воздух. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, большим и указательным пальцами правой руки зажмите нижний конец бумажного листа («свечи»), а верхний его конец расположите примерно на уровне рта на расстоянии 15-18 см. Спокойно и глубоко вдохните, задержите дыхание на счёт «раз – два». Затем сделайте медленный равномерный выдох на «свечу» (положите «пламя свечи» и держите его в этом положении). Обратите внимание на движение диафрагмы – левая ладонь во время выдоха как бы медленно уходит в полость живота. А теперь попробуйте «погасить» 3, 5, 7, 10, 12 свечей. На одном вдохе (без добора воздуха) «погасите» 3 свечи, разделив выдох на 3 порции. Теперь представьте, что у Вас 5 свечей (объём воздуха при вдохе тот же, просто каждая порция выдыхается энергичнее) … А теперь «свечек» 12. Чувствуете левой рукой движения диафрагмы? Они ритмичные, прерывистые, активные. 2. «Егорки» После произнесения начала фразы «Как на горке, на пригорке сидят 33 Егорки…» - сделайте правильный вдох (живот распущен, рёбра при вдохе расширяются; закрепите вдох толчком живота, подтяните низ живота, как при позывах к кашлю); на выдохе считайте: «Раз Егорка, два Егорка…» и т.д. Минимальный результат – 33 Егорки, максимальный – 45 Егорок. Задание 25*. Определите, какой регистр вашего голоса требует дополнительного развития, и используйте упражнения для расширения диапазона голоса.
*Задания раздела «Техника речи», помеченные звездочкой, взяты из работы Вагаповой Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах (см. список использованной литературы).
1. «Маляр» Вы весёлый маляр. Кисть руки – это кисть маляра. Надо «выкрасить карниз», который стоит перед вами вертикально. Движение руки сопровождается словами: Краской крашу я карниз: Вверх и вниз, и вверх, и вниз… Сначала производите маленькие «мазки» только кистью руки; постепенно движения становятся увереннее, шире (от локтя), голос поднимается всё выше вместе с движением руки, а затем опускается всё ниже. В последний раз низким голосом, «упавшим на дно», вы говорите: Вот и выкрашен карниз.
2. «Аквалангист»
Прочитайте стихотворение плавно, медленно, постепенно понижая высоту голоса, но не меняя громкости. Очень важно, чтобы активно работал артикуляционный аппарат. Читайте легко и свободно, избегайте напряжения в области рук, плеч, шеи. Понижение голоса контролируйте рукой: в области грудной клетки должна ощущаться вибрация.
Чтоб овладеть грудным регистром, чтение в соответствии с индивидуальной Я становлюсь аквалангистом. высотой вашего голоса
Всё ниже опускаюсь, ниже, постепенное понижение голоса А дно морское ближе, ближе!
И вот уж в царстве я подводном. Хоть погрузился глубоко, грудной голос Но голосом грудным, свободны Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром, чтение в соответствии с индивидуальной Полезно стать «аквалангистом». высотой вашего голоса
3. «Прыжок»
Попытайтесь «нарисовать» голосом линию прыжка, используя следующий текст. Свободно и легко поднимаясь (от уровня нормальной для вас высоты голоса) и опускаясь (опять же, до нормальной высоты), звучит ваш голос
4.Голосовой загиб кручу… 3. И вот лечу, 5. теперь мне надо 6. опуститься, 2. Прыжок… 7.чтоб ставить 8. точку 1. Разбег… 9. научиться. Задание 26. Совершенствование дикции. Чтобы отработать правильную постановку губ и языка, улучшить дикцию, повысить чёткость речи, упражняйтесь со скороговорками. Сначала произносите их медленно, по слогам, чётко выговаривая каждый звук. Повторяя скороговорку, наращивайте темп. · Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. · От топота копыт пыль по полю летит. · Шла Саша по шоссе и сосала сушку · Курьера курьер обгоняет в карьер. · Осип охрип, Архип осип. · Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. · Водовоз вёз воду из-под водопровода. · Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе. · Мнемоника манипулирования многозначна – её гносеология прозрачна. Задание 27*. Работа над разнообразием интонации. Произнесите скороговорки в быстром темпе с определенной эмоциональной окраской: · Проворонила ворона воронёнка (пожалев воронёнка; поругав ворону); · На дороге с утра тарахтят трактора (поругав кого-либо; похвалив кого-либо); · На дворе – трава, на траве – дрова (сомневаясь в услышанном; дразнясь); · Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет (прочитав как «информационное сообщение»; выразив возмущение). Задание 28. Отработайте чтение текста, учитывая перечисленные в нем рекомендации: Помни, товарищ, что нужно всегда перед речью сначала. И говори, сохраняя расширенной клетку грудную,
Date: 2015-10-19; view: 450; Нарушение авторских прав |