Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
К лекции № 3Семинар № 4. Современные психологические теории Вопросы для самоподготовки и обсуждения: 1. Психология середины XX века: - неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон); - необихевиоризм (К. Халл, Б. Скиннер и др.); - когнитивная психология (Дж. Келли); - гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс). 2. Развитие отечественной психологии: - основы естественно научного направления в трудах И.М. Сеченова (1829-1905)(теория психической регуляции поведения); - учение о высшей нервной деятельности И.П. Павлова (1849-1936); - культурно-историческая теория Л.С. Выготского (1896-1934); - теория деятельности А.Н. Леонтьева (1903-1979); - концепция «ведущей деятельности» Д.Б. Эльконина (1904-1984); концепция отношений В.Н. Мясищева (1892-1973).
Основные понятия: архетип, бессознательное, драйв, инициация, либидо, логотерапия, локус контроля, персона, пубертат, толерантность, транзакция, фрустрация, психические защиты. В 30-х гг. ХХ века возникает направление, получившее широкое распространение – неофрейдизм. Его представители отвергли постулат Фрейда об изначальной порочности человеческой природы. Они показали, что экономические, идеологические и психологические факторы находятся во взаимодействии. На изменения условий жизни человек реагирует не сексуальными рефлексами, а изменением самого себя. В это же время на почве бихевиоризма формируется школа необихевиоризма. Она уже рассматривает не отдельные поведенческие реакции, а целостный поведенческий акт, преодолевая механистический взгляд строгого бихевиоризма на формирование навыков. Как продолжает развиваться психоанализ в трудах неофрейдистов, бихевиоризм в трудах необихевиористов: что нового было внесено последователями обозначенных школ? В конце 50-х, начале 60-х годов возникают два новых направления, являющихся заключительным аккордом в формировании базовых направлений в психологии: когнитивное и гуманистическое направление. Когнитивная психология рассматривает человека как способного самостоятельно познавать окружающий мир и себя, способного найти решение любых сложных проблем, обнаружить свои ошибки и исправить их, способного к самообучению и самоуправлению. Гуманистическая психология рассматривает человека как изначально хорошее существо, которому потенциально присущи лучшие человеческие качества и потребности в самосовершенствовании, понимании смысла жизни, актуализации и раскрытии своего внутреннего потенциала. Лишь неблагоприятные условия жизни могут блокировать проявление лучших человеческих качеств в реальном поведении человека. Проанализируйте указанные выше теории, каковы их особенности? Формирование научной психологии в России связано со становлением русской нейрофизиологической школы, оказавшей большое влияние на развитие психологии в Европе и Америке. С открытием И.М. Сеченовым комплекса проблем, связанных с возбуждением и торможением, был положен конец многовековому пониманию сознания как внутреннего содержания. Сеченов предвосхитил фундаментальный принцип психологии – принцип интериоризации: мысль зарождается в реальных жизненных встречах организма с предметами окружающего мира. И.П. Павлов открыл закономерности, лежащие в основе уравновешивания организма со средой – учение о двух сигнальных системах. Фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций была разработана Л.С. Выготским. Другой известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев разработал концепцию деятельностного подхода к психике, исследовал ее развитие в фило- и онтогенезе. Д.Б. Эльконин заложил основы детской психологии. Он известен как автор теории детской игры и развития психики ребенка. Охарактеризуйте перечисленные теории и концепции и укажите, какими аспектами психики и проблемами ее развития занимались упомянутые выше авторы. Практическое задание к семинару: анализ изучаемых базовых теорий – в чём их сходства и отличия.
Список основной литературы: 1. Ждан, А.Н.История психологии от античности до наших дней: учебник / А. Н. Ждан. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: Акад. Проект, 2008. - 573с. 2. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии: учебник / 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 606с. 3. Общая психология: учебник для вузов в 7 т. / под ред. Б. С. Братуся; Фак. психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Каф. общ. психологии. - Москва: Академия, 2010. 4. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение: учебное пособие. - СПб.: ПИТЕР, 2006. - 606с. Список дополнительной литературы: 1. Кузьмина, Е. И. Психология свободы: теория и практика: [для вузов по направлению и специальностям психологии] / Е. И. Кузьмина. - СПб. [и др.]: Питер, 2007. - 336 с. 2. Лихи, Т. История современной психологии [Текст]: монография / Т. Лихи. - 3-е изд. - СПб.: ПИТЕР, 2003. - 446с. 3. Сапогова, Е.Е. Задачи по общей психологии. Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.- 448с.* 4. Халперн, Д. Психология критического мышления [Текст] / Д. Халперн. - 4-е изд.,междунар. - СПб.: ПИТЕР, 2000. - 501с.
|