Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К лекции № 2-3





Семинар № 3. История развития психологии как науки

Вопросы для самоподготовки и обсуждения:

1. Историческое развитие психологии в эпоху античности и средневековья.

2. Формирование психологических концепций в XVII – XVIII веках.

3. Развитие нейрофизиологии и психологии в XIX веке.

4. Формирование и развитие основных базовых направлений в конце XIX, начале XX веков:

- психоанализ (З. Фрейд);

- бихевиоризм (Э. Торндайк, Дж. Уотсон);

- гештальт-психология (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка);

пересмотр концепции психоанализа (К.Г. Юнг, А. Адлер).

 

Основные понятия: ассоциация, перцепция, интроспекция, стимул – реакция (влияние стимула на поведение), бессознательное, рефлексия, бихевиоризм, гештальт, инсайт.

В течение многих тысячелетий малопонятные психические явления люди обозначали собирательным понятием «душа». Психология как наука о душе возникла более 2-х тысяч лет назад в качестве составной части философских учений, которые рассматривали ее либо с позиций идеализма, либо материализма на протяжении многих веков. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. С развитием естественных наук в эпоху Возрождения в 17 веке способность думать, чувствовать, желать отождествляется с сознанием. В конце 19 века психология превращается в науку о поведении, задача которой – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции без учета их внутреннего содержания. Современный этап характеризуется изучением закономерностей, механизмов возникновения и проявления психических явлений. Охарактеризуйте каждый из этапов с точки зрения изменения представлений о душе, возникновении и формировании методов исследования, позволявших изучать те или иные психические явления.

Интерес к тем знаниям, которые сегодня мы относим к области психологических, привлекали к себе внимание еще в те древнейшие времена, когда впервые зародилась научная мысль. Дошедшие до нас источники, принадлежащие древнегреческим философам, датируются несколькими веками до н. э. Философы материалисты древности Демокрит, Эпикур, Лукреций понимали душу как разновидность материи, как телесное образование, возникающее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных частиц – атомов. Философ – идеалист Платон понимал душу как нечто божественное, отличающееся от тела, способное существовать обособленно в высшем мире и познавать вечные и неизменные сущности. Великой философ Аристотель в бессмертном трактате «О душе» выдвинул идею неразделимости души и тела и отверг ее божественное происхождение. Рассмотрите, как менялась система представлений о душе в русле материалистических и идеалистических воззрений у древних философов, в эпоху средневековья и в период Возрождения.

С 17 в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Идет повторение спора между «материалистами» и «идеалистами». Появляются первые определения понятий «сознание», «рефлекс», «ассоциация», «интроспекционизм», «бессознательное». По мнению философов того времени в душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Какова роль и значение идей, изложенных в трудах Френсиса Бэкона (1561-1626), Рене Декарта (1596-1650), Бенедикта Спинозы (1632-1677), Г. Лейбница (1646-1716), Христиана Вольфа (1679-1754) и их влияние на психологию. Кто из перечисленных авторов ввел в научный оборот термин «психология»?

Успехи медицины, биологии, и физиологии в начале 19 века оказали сильное влияние и на понимание поведения человека. Теория эволюции Ч. Дарвина (1809-1882) сблизила представления о человеке и животных с т.з. биологической, физиологической, поведенческой. Психология выделяется в самостоятельную науку и обретает самостоятельную экспериментальную базу: В. Вундт (1832-1920) создает в 1879 г. в Лейпциге первую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию. Дайте краткую характеристику ведущих направлений 19 века: структурализма Титченера, функционализма У. Джеймса и экспериментальной психологии В. Вундта.

В начале XX века оформилось несколько психологических теорий, концепций, которые с разных сторон анализировали сущность человеческой психики и закономерности ее развития и функционирования: психоанализ или фрейдизм, бихевиоризм, гештальт-психология, а в дальнейшем – когнитивная и гуманистическая психология, ставшие базовыми направлениями психологической науки. Рассмотрите основные положения каждого из направлений, кто является автором, что изучает каждое направление, его достоинства и недостатки. Как была пересмотрена концепция психоанализа в трудах К.Г. Юнга и А. Адлера.

Практические задания к семинару:

1) деловая игра «Историческая лестница»;

2) задачи по теме(по материалам книги Сапоговой Е.Е. «Задачи по общей психологии»)*:

Задача 1. Вставьте пропущенные слова в утверждения.

1. Для древних греков характерно всеобщее... природы -....

2. Согласно Платону, есть мир... и мир... обитает в теле в течение жизни человека, а после его смерти переходит в....

3. Для Аристотеля психика - это одна из... тела, его....

4. По мнению Декарта, действия организма определяются..., находящимися в головном мозге.

5. Эмпирики считают, что любое знание может быть приобретено лишь....

6. По мнению структуралистов, сознание можно разложить на психические....

7. По мнению основателя... Дж. Уотсона, любые действия человека можно объяснить с помощью схемы "... -...".

Задача 2. Выберите правильный вариант ответа.

1. Аристотель... а) делает акцент на знание и мудрость; б) считает душу сущностью тела, наделенного жизнью; в) ставит целью познание царящего во Вселенной порядка; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

2. Платон... а) был стихийным материалистом; б) считал, что дух (душа) обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей жизни, а после смерти покидает его, отправляясь в мир идей; в) рассматривал душу как самостоятельную субстанцию; г) считал тело "могилой души"; д) считал душу божественным, возвышенным, незримым, вечным началом; е) считал, что душа, размещаясь в разных отделах тела, состоит из частей - разума, мужества, вожделения и т.д.; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

3. Философы средневековья... а) полностью отвергали идеи Аристотеля о душе; б) опирались на учения богословов; в) защищали догматы христианской религии; г) были вульгарными материалистами; д) развивали учение Платона; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

4. Декартова концепция человека... а) дуалистична; б) механистична; в) отвергает идею души как сущности человека; г) опирается на идею рефлекторного характера психики; д) опирается на разум, освященный верой; е) материалистична; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

5. Бихевиоризм... а) опирался на схему "S - R"; б) превратил психологию в "психологию без психики"; в) ввел понятие научения; г) заложил идеи программированного обучения; д) ввел идеи установки; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

6. Классический психоанализ... а) опирался на практику лечения истерических неврозов; б) сделал предметом бессознательные влечения человека; в) определил либидо как энергию, соответствующую потребности в самореализации личности; г) ввел в психологию метод "свободных ассоциаций"; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

7. Гештальтпсихологи... а) сделали предметом психологии образы восприятия; б) определили гештальт как форму, структуру, целостную конфигурацию; в) трактовали интеллект как поведение; г) ввели в психологию идею инсайта; д) определили гештальты как элементы сознания; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

8. Гуманистическая школа психологии... а) ориентирована на расцвет всех потенциальных возможностей человека; б) сделала целью воспитания личностный рост; в) отводит главную роль индивидуальному опыту; г) является ветвью экзистенциализма; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задача 3. Проанализируйте приведенные примеры. Объясните, как связаны между собой повседневная жизнь и бессознательное. В какой форме подавленные влечения просачиваются в сознание?

1. "Заседание закрыто... Ах, простите... Заседание открыто", - объявляет председатель.

2. Молодая женщина утверждает, что она ненавидит мужчин. Между тем по ночам ее часто посещают одни и те же кошмары: ее преследуют волосатые мужчины, от которых она не может убежать либо потому, что повредила ногу, либо потому, что упала... Только внезапное пробуждение дает ей возможность выйти из затруднительного положения.

3. Мальчик говорит, что он "обожает" свою младшую сестренку. Однако каждую ночь его застают у изголовья девочки: он наблюдает за ней и прислушивается к ее дыханию... а не умрет ли она во сне?

4. Прославленный хирург в самом деле "артистически" действует скальпелем и иглой. Его мать, однако, любит напоминать, что демонстрируемое им теперь спокойствие плохо сочетается с жестокостью по отношению к животным и даже к собственным братьям и сестрам, которую он проявлял с детства.

5. Читатель популярного медицинского журнала узнал об опытах над животными, которые проводятся в рамках экспериментальной работы по излечению от хронического алкоголизма, и прислал в редакцию возмущенное письмо, предлагая "защитить права несчастных безвинных животных" и проводить опыты над самими "отбросами общества", "никому не нужными бомжами", "опустившимися пьяницами" и "бытовыми" хулиганами.

 

Задача 4. Исправьте ошибки в следующем фрагменте.

Бихевиоризм выдвинул на первый план категорию мотивации, изучая движущие силы человеческого поведения, гештальтпсихологи - категорию образного мышления, а в центре внимания психоанализа оказались категория действия, анализ бессознательных действий человека. Продолжавший психоанализ экзистенциализм постулировал ценность самой человеческой личности, введя в психологию понятие "self" ("Я").

 

Задача 5. Прокомментируйте следующий отрывок текста. С чем здесь можно и нельзя согласиться? Каковы, на ваш взгляд, практические последствия такой теоретической ориентации? Как она называется?

Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным; гарантирую, что, выбрав каждого из них наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником, коммерсантом и даже нищим или вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков.

 

Задача 6. Прокомментируйте следующий отрывок текста. О чем здесь идет речь? Кому, на ваш взгляд, принадлежит этот фрагмент?

Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих. Опытный взгляд анатома или биолога обнаруживает много следов этой исходной структуры в наших телах. Искушенный исследователь разума может сходным образом увидеть аналогии между образами сна современного человека и продуктами примитивного сознания, его "коллективными образами" и мифологическими мотивами.

 

Задача 7. К. Хорни предложила выделять несколько стратегий, приспосабливающих человека к миру и избавляющих его от первичного чувства коренной тревоги. Приведите из литературы примеры таких стратегий: а) "невротического стремления к любви", б) "стремления к власти", в) "невротической изоляции", г) "невротической покорности". Поясните, как формируются именно такие индивидуальные стратегии.

Задача 8. Проанализируйте отрывок из работы К. Юнга. Перечислите на этом примере основные положения его аналитической психологии.

Психология подходит к идеям и другим продуктам сознания так же, как, например, зоология к различным видам животных. Слон истинен, ибо существует. Более того, он не является ни умозаключением, ни субъективным суждением творца, это - феномен. Но мы так свыклись с идеей, будто психические события суть продукты воли или произвола, изобретения творца - человека, что нам трудно освободиться от этого предрассудка, согласно которому психика и все ее содержание являются нашим собственным изобретением либо более или менее иллюзорным продуктом наших предположений и суждений. Факты свидетельствуют, что определенные идеи существуют почти повсеместно, во все времена они воспроизводятся спонтанно, совершенно независимо от миграции идей или от традиции. Они не творятся индивидами, а происходят - даже насильственно вторгаются в сознание индивида. И это не платоновская философия, а это - эмпирическая психология.

 

Список основной литературы:

1. Ждан, А.Н.История психологии от античности до наших дней: учебник / А. Н. Ждан. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: Акад. Проект, 2008. - 573с.

2. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии: учебник / 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 606с.

3. Общая психология: учебник для вузов в 7 т. / под ред. Б. С. Братуся; Фак. психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Каф. общ. психологии. - Москва: Академия, 2010.

4. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение: учебное пособие. - СПб.: ПИТЕР, 2006. - 606с.

Список дополнительной литературы:

1. Кузьмина, Е. И. Психология свободы: теория и практика: [для вузов по направлению и специальностям психологии] / Е. И. Кузьмина. - СПб. [и др.]: Питер, 2007. - 336 с.

2. Лихи, Т. История современной психологии [Текст]: монография / Т. Лихи. - 3-е изд. - СПб.: ПИТЕР, 2003. - 446с.

3. Сапогова, Е.Е. Задачи по общей психологии. Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.- 448с.*

4. Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст]: монография / З. Фрейд. - СПб.: ПИТЕР, 2002. - 390с.

5. Фрейд, З. Интерес к психоанализу [Текст]: сб. / З. Фрейд. - Минск: Попурри, 2006. - 591с.

Date: 2015-10-19; view: 2631; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию