Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация учебного пространства
Процесс изучения «Психологии» в школе должен, вероятно, начинаться с организации специального психологического пространства на каждом уроке. Только тогда содержание и методы начинают действительно «работать». Существование особого пространства обеспечивают следующие три компонента. 1. Организация специфической коммуникации, основанной на личностных смыслах. Необходимость организации специфической коммуникации определяется двумя моментами: во-первых, тем, что у подростков существует потребность в интимно-смысловой коммуникации, поиске себя, поиске смысла. Не случайно в записках к учителю они настаивают на абсолютном внимании и требуют тишины во время занятий. Создание интимно-смысловой коммуникации в организованной форме, этакий «интим на публике», способствует удовлетворению потребности в самоутверждении. В каком-то смысле это – форма любования собой и возможность «показать» себя, а с другой стороны, подросток вроде бы и «в стороне» и вроде бы защищен. Поэтому уже сама по себе организация специального пространства как бы «работает» на задачи курса; во-вторых, специфика самого предмета психологии такова, что невозможно говорить об освоении психологической культуры, психологических феноменов, не имея возможности зафиксировать их в своем восприятии, в своей перцепции. Это положение становится понятным, если существует дистинкция (различение) того, что есть действительная психологическая культура, а что есть только умение рассуждать об этой психологической культуре и психологии. В предлагаемом курсе усвоение психологических знаний выступает как средство освоения психологической культуры в целом. 2. Формирование положительного отношения к специфике предмета (содержания) психологии как науки. Дело в том, что на уроках психологии сама «процедура» проведения занятий, демонстрирующая способы получения психологических знаний, формирует у учащихся нужные установки. Важно, чтобы формирование происходило на глубинном, интуитивном уровне. Это достаточно тонкая плоскость. Естественно, что некоторые когнитивно (а точнее – традиционно «предметно») ориентированные подростки постоянно задавали в эксперименте один и тот же вопрос: «Когда мы наконец начнем делом заниматься?», т. е. заучивать дефиниции, определять понятия, рассуждать о психологии. Но ведь в самом деле уметь рассуждать о психологии не значит владеть психологическим знанием, как не значит быть творческим и гуманным. Умение рассуждать о психологии порождает в лучшем случае прагматиков, в худшем – догматиков или садистов. Поэтому подчеркнем, что важна сама по себе «процедура» погружения в предмет, в содержательный материал науки. Со стороны эта «процедура» может выглядеть как «тягомотина» и «скука». Однако именно она обеспечивает готовность к усвоению психологических знаний и в итоге личностный рост учащегося. 3. Формирование установки на получение знаний. Это означает в первую очередь то, что учителю психологии необходимо постоянно объяснять, что мы здесь в классе не только потому, что нам интересно, а затем, чтобы получать знания, необходимые человеку, узнавать, как эти знания можно получать. При всей банальности формулировки этого условия оно является достаточно серьезным. Дело в том, что предметом разговора на уроках часто являются явления и феномены очень привлекательные: о человеке вообще, «обо мне самом»; привлекательна и сама обстановка интимно-смысловой коммуникации, которая уже в силу своей специфики во многом удовлетворяет потребностям подростка. Все это как бы начинает нивелировать, затушевывать по ходу занятия учебную познавательную задачу и направленность на освоение знаний. Появляется опасность перевести процесс познания в разговоры для души и о душе. Более того, размышляя об организации специального психологического пространства на уроках психологии, мы все больше склоняемся к мысли, что предмет «Психология» должен вводиться как предмет по выбору. В этом процессе, как нам кажется, необходимо, чтобы учитель (а не только ученик) имел право выбора. Не зря древние говорили: «Учитель всегда есть, главное, чтобы ученик нашелся». Подросток должен быть сам по себе в некоторой степени мотивирован к обучению. Возникает вопрос: «Что делать с подростками, которые «выбрали» предмет, но оказались не способными включиться в процесс?» В эту группу попадают прежде всего подростки, которые беспрестанно возятся, отвлекают разговорами и проделками всех окружающих. Таких подростков целесообразно поставить в ситуацию действительного выбора: либо ты принимаешь правила, либо ты будешь удален с занятий психологией. Правил всего три: 1) говорить только тогда, когда тебя об этом попросят (не разговаривать во время учебного процесса); 2) не хочешь работать – обязан сделать вид, что работаешь; 3) не отвечать «не знаю». Если подросток после многократных объяснений и напоминаний не реагирует, ему необходимо настойчиво предложить удалиться, объяснив при этом необходимость «репрессии» не в порядке дисциплины, а потому, что процесс усвоения психологических знаний вне специальной атмосферы делается бессмысленным не только для этого учащегося, но и для других. Соответственно, кроме утомляемости, эти занятия ни к чему не приведут. Имеет ли право учитель психологии проводить занятия в шуме? Нет. Потому что учитель психологии прежде всего существует для того, чтобы заботиться о психическом здоровье ребенка, и для того, чтобы научить его заботиться о своем психическом, нравственном, социальном здоровье. Итак, ученика, не способного принять правила, следует удалить за «несоответствие положению». Хотя на практике такого почти не бывает. Подростки готовы скорее измениться на следующий же день, чем отказаться от уроков психологии. Тем не менее если все-таки есть такой подросток, то, может быть, его следует «убрать» не совсем, а на период коррекции. Как показывает опыт – и наш, и психологов-клиницистов, психологическая коррекция эффективна только для людей с достаточно развитым интеллектом. Поэтому «слабые» ученики действительно «не могут» заниматься психологией в том смысле, что эти занятия для них менее эффективны. В нашем эксперименте были подобные подростки (в 7-м классе), и они добровольно ушли после года обучения работать на фабрику в тот день, так как это был предмет по выбору. С другой стороны, известно, что интеллект у нормального ученика не может быть «низким», поскольку подросток находится в развитии. С этой точки зрения, уместно было бы «неуправляемого» подростка «отправить» именно на коррекцию, которая должна быть эффективной в следующих отношениях: выровнять психическое развитие и убрать «наиболее выпуклое» нагромождение комплексов неполноценности. Если же коррекция не будет эффективной, тогда следует оставить этого подростка в покое (однако заметим, что в нашей практике подобного не случалось). Остановимся конкретно на том, что является недопустимым, с нашей точки зрения, при организации учителем специального психологического пространства: § отвлеченное внимания учеников (переговоры с товарищами, манипуляции с ручкой и т. д.); § невключенность учащегося в процесс обучения (если нет внутренней «включенности», должна быть внешняя); § продолжение занятия, если кто-то не слушает. Совершенно обязательным для учителя является постоянное объяснение подросткам, почему данные требования необходимы. Перечислять требования необходимо именно как правила, без которых невозможно обойтись, так же, как на уроках математики невозможно решить задачи, не зная определенного правила, а на уроке русского языка невозможно правильно писать, не владея правилами правописания. Интересно, что у подростков экспериментальных классов, прошедших курс психологии, сложилось именно такое восприятие требований (как обязательных правил), и когда мы готовились к внедрению курса психологии в 7-х классах следующего года обучения, они потребовали, чтобы учащиеся данные правила записывали именно как обязательные. Отвлеченное внимание – одна из наиболее проблематичных ситуаций на уроке. Мы можем рекомендовать учителю некоторые приемы: воздействие взглядом, физическое приближение, тактильное воздействие (погладить по голове, руке, коснуться плеча), мягко, не акцентируя внимания, взять предмет, вернее, не «взять», а, скажем, освободить руку подростка от «ненужного» предмета. Мы особо оговариваем эти приемы потому, что совершенно недопустимо, когда учитель громко говорит или применяет «агрессивные» меры, усиливающие отвлечение внимания учащихся (в соответствии с принципом доминанты А. А. Ухтомского). Вокруг подростка не должно быть предметов, отвлекающих, вернее, привлекающих его внимание. Но и это требование следует предъявлять не в жесткой манере требования дисциплины как таковой, а объясняя, почему предъявленные требования являются необходимыми, используя таким образом каждый удобный момент для получения или повторения психологических знаний. Например, в теме «Умение слушать» подростки изучали условия эффективного слушания, среди которых названо «минимум отвлечений». В процессе работы на последующих уроках можно актуализировать эти знания по типу: «...Вспомните, пожалуйста, какое из условий эффективного слушания сейчас нарушено. Посмотрите на столы, есть ли там предметы, мешающие нам слушать. Почему они «мешают»?..» и т. д. В некоторых случаях не следует бояться прервать урок. Прервать себя или кого-то из учащихся на полуслове в целях организации нужной атмосферы для занятий (например, если кто-то разговаривает) полезно, поскольку уже сам по себе этот факт сигнализирует о том, что последующая информация будет «чересчур» важной, если ради нее останавливают процесс. Каким образом можно объяснить учащимся, что нельзя разговаривать на уроке психологии (не по существу или не вовремя) и нельзя отвлекаться? Здесь можно поступать таким образом: 1. Можно сделать акцент на том, что психологические знания обладают той спецификой, которая требует создания совершенно особых условий для их получения. Психика и психические феномены – представители тонкого, невидимого мира. Если мы не создадим специальной атмосферы, где можно было бы работать с ними, то мы их просто не обнаружим. Работа с мыслью, с психическим чувством – тончайшая и ответственнейшая. Более того, психологические знания не бывают нейтральными. Если они не усваиваются, что связывается с положительным эффектом, то получается эффект отрицательный (примеров в истории масса, в частности история войн). «Таким образом, – делает вывод учитель, – если вы, дорогие дети, благодаря получаемым психологическим знаниям не становитесь лучше: более творческими, более умными, более здоровыми, более способными, более самостоятельными, – то знайте, что вы становитесь хуже. Неправильно или плохо усвоенное психологическое знание – это инструмент против вас. Хотите ли вы этого? Хотите ли вы стать лучше? Тогда... Послушайте себя!..» (Пауза). А теперь: «Послушайте меня!». 2. Нужно учить учащихся слушать, слышать и «принимать» партнера по общению. Если кто-то начал высказываться, то все остальные должны создать абсолютную тишину, потому что высказывающийся должен быть услышан, так же как должен быть услышан каждый. Нужно учить подростка уважать право каждого на самовыражение. Учить «принимать» другого таким, какой он есть, независимо от того, нравится ли тебе то, что он говорит, – это, в общем, начало пути под названием: «Умение принять другого человека». Поэтому, собственно, тема «Умение слушать» является сквозной на протяжении 4 лет. На нее «накручиваются» легко все другие линии, категории и темы. В этом смысле она очень плодотворна. Действительно, как можно что-то почувствовать, если ты занят чем-то другим и не напрягаешь все свои силы для того, чтобы получить для себя что-то? Кроме прямых объяснений для работы с феноменом отвлечения внимания можно использовать косвенные, а также психотехнические игры типа игры «Фокусировка». Если учащиеся возбуждены, игры следует использовать в начале урока. Однако если учащиеся очень трудно «держат» внимание и реприза «Послушайте себя» не производит должного впечатления, можно предложить им короткую успокаивающую игру в середине урока. Психотехническая игра не только успокаивает подростка, но и настраивает на интроспективный анализ, обращая к себе, особенно если вовремя акцентировать внимание на том, «что дала игра», не переводя, однако, этот акцент в длинное обсуждение (если игра используется только с целью организации специального психологического пространства). Если нужную атмосферу создать не удается, урок следует прекратить и перенести на другое время. В данном случае имеет смысл либо этот урок «бросить» до его окончания, а со следующего начать все сначала, либо предложить игру, способную сильно увлечь и переориентировать, особенно когда подростков по какой-то причине «заклинивает». Такой игрой можно отвлечь и от мыслей, и от переживаний. Но если все же обстановка в классе остается неудовлетворительной, тогда следует предложить удалиться кому-то из класса. Поскольку покидать класс с урока психологии не хочется никому, то данное средство будет очень эффективным. Начиная урок, логично сразу же задавать такую ситуацию в классе, которая сама по себе располагала бы к размышлению. Пусть это удается не каждый раз, однако нужно помнить всегда, что более естественной для уроков психологии является атмосфера, позволяющая обращаться к интроспекции, когда возникает желание проникнуть внутрь и за пределы себя, прислушаться к другому. В нашем эксперименте решить эту задачу помог следующий прием. Каждый урок начинался фразой, которую аудитория принимала сразу и с видимым удовольствием: «Послушайте себя!» Интересно, что в начале урока эта фраза, повторенная дважды, даже в разгар самого гулкого шума, снимает проблему дисциплины. Если же в середине урока требуется упорядочить коммуникативную импульсивность, кто-то из учеников сам вставляет ее. Обращение «Послушайте себя!» приобрело почти самостоятельную силу; неважно, от кого оно исходит (от учителя или от ученика), реакция бывает однозначной: подростки озадачиваются и затихают. Однако это не то молчание, которое можно назвать словом «примолкли». Ученики как бы сосредоточиваются – сначала на себе, потом на ситуации. Ситуация же, в которую они включены на уроке, - общение. Появляется возможность лучше видеть партнера в контакте, легче взаимодействовать с ним. Подростку открывается явный эффект – можно иметь гораздо больше шансов быть понятым, услышанным, можно прикоснуться к чему-то более глубокому и загадочному внутри себя. Только при абсолютной тишине можно продолжать. Лейтмотивом уроков являются ответы на вопрос: «Как можно приобрести знания о психологических феноменах?» Существуют два основных пути: «Познай себя через другого!» и «Познай самого себя!», которые рождают две следующие программы: «Почувствовать себя», «Почувствовать другого».
Date: 2015-10-19; view: 557; Нарушение авторских прав |