Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы обучения в преподавании психологии в школе





Известно, что вопрос метода есть главный вопрос философии и теории любой науки. «Метод» в переводе с греческого означает путь, способ познавательной и практической деятельности. Каждому виду деятельности присущи свои методы. Правильно примененный метод непременно приводит к намеченному результату. Если цель не достигнута, то метод был неадекватен цели.

Обучение относится к числу наиболее сложных видов деятельности и поэтому располагает целой системой разнообразных методов, которые определяются целями и задачами обучения и обуславливаются содержанием обучения, спецификой учебного предмета и характером учебного материала и теснейшим образом связаны и зависимы от методов самой науки. Любая наука, основы которой изучаются в школе, обладает своими специфическими методами, посредством которых она развивается и складывается. Предмет и методы науки неразрывны. Это находит свое отражение в обучении. Нередко методы науки одинаково относятся как к содержанию учебного предмета, так и к методам его изучения (например, в математике: обучение учащихся решению задач, доказательство теорем, методика и техника эксперимента).

Однако методы обучения нельзя отождествлять с методами самой науки или практики. Методы обучения отличаются от методов исследования прежде всего тем, что они отражают логику изложения добытых знаний, с одной стороны, и логику их усвоения учащимися – с другой стороны. Это не значит, что методы обучения исключают методы исследования. Наоборот, включение учеников в доступные формы научного исследования является одной из важнейших задач школы.

При разработке методов обучения следует учитывать тот факт, что ученик, который служит объектом воздействия учителя, является одновременно и субъектом, т. е. личностью, от интересов и воли которой зависит ее деятельность в соответствии с воздействием учителя. Если учитель не вызовет у учащихся цели, адекватной его цели, то акт обучения состояться не сможет и метод воздействия не достигнет искомого результата. При этом цель ученика не должна совпадать с целью учителя, она должна только соответствовать ей. Результат служит критерием соответствия метода цели.

В преподавании психологии, очевидно, можно и нужно применять известные в мировой педагогической практике методы обучения. В продолжении данного параграфа мы обозначим некоторые известные методы обучения, используемые в преподавании психологии.

Методы словесного обучения относятся к числу наиболее распространенных во всех типах школ и системах обучения, главным образом потому, что устное изложение знаний учителем является мощным средством, направляющим познавательную и практическую деятельность ученика. Учитель не только передает знания, но и формирует интерес к предмету, обучает анализу и обобщению фактов, умению ставить вопросы и самостоятельно размышлять. Основные методы словесного обучения, применяемые нами в преподавании психологии в школе: рассказ, беседа, объяснение.

Рассказ используется для подготовки учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть, в свою очередь, проведено другими методами, а также для резюмирования по определенной теме. Ценность рассказа как метода обучения и его главные характеристики заключаются в том, что изложение ведется по четкому логическому плану, последовательно, с вычленением существенного, с применением иллюстраций, кратко, занимательно, эмоционально.

Беседа применяется при закреплении и осмыслении уже имеющихся у учащихся представлений и знаний. Предметом беседы являются как наблюдения за феноменами психологической культуры, так и вопросы, требующие уточнения или подробного выяснения. В процессе беседы выявляется имеющийся у учащихся объем знаний, проверяется прочность и сознательность усвоения учебного материала, развивается самостоятельность суждений.

Объяснение – важный метод сообщения новых знаний, суть которого в словесном истолковании отдельных понятий и терминов. Объяснение основывается на формулировке темы, кратком раскрытии плана и цели ее изучения и используется прежде, чем учитель переходит к рассказу по новой теме, или в процессе работы с новым учебным материалом.

Метод проблемного обучения. Практически все теоретические занятия в курсе проводятся методом проблемного обучения. Ценность применения данного метода обучения определяется тем, что здесь учащиеся вместе с учителем ставят и решают учебную проблему. Основной путь постановки учебной проблемы - создание проблемной ситуации, признаком которой является переживание, а содержанием – противоречие. Благодаря проблемным и информационным вопросам, а также гибкому обсуждению удается раскрывать сложнейшие темы, такие как: «Образ «Я», «Установка», «Творчество».


Организацию проблемного обучения мы рекомендуем вести не столько путем ознакомления с историей возникновения научной проблемы, лабораторией научного поиска, анализом и оценкой научных фактов (Т. А. Ильина, 1984), сколько при помощи создания реальных проблемных ситуаций с решением конкретных проблемных задач. Основными приемами в данном случае являются проблемные вопросы и эвристическая беседа.

Метод погружения, широко известный в практике интенсивного обучения иностранным языкам, получил в эксперименте, проводимом авторами, определенную интерпретацию. Этот метод имеет в настоящем курсе более точное название: «Метод семантического погружения». Применение его при обучении психологии связано с тем, что некоторые психологические понятия чрезвычайно трудно излагать теоретически. Однако не знакомить с ними нельзя, поскольку они являются ключевыми для психологии и ни один психологический феномен практически невозможно раскрыть, минуя их. Это такие фундаментальные многоуровневые понятия, как «мотивация», «рефлексия» и др. Сразу их не объяснишь. Должно пройти время, нужно вжиться в контекст. Эти понятия должны как бы наращиваться по мере продвижения в учебном материале. При работе с понятием в контексте оно называется, но ему не дается дефиниция. Понятие, приобретая контекстное звучание, оказывается встроенным в определенную систему знаний, в гештальт, и только потом, когда оно усвоено настолько, что при объяснении феномена подросток вынужден им пользоваться и у него уже появилась потребность его сформулировать (раз оно вводится в сознательный строй речи), понятие можно раскрывать и определять. Скорее, это уже формулировка для запоминания, удобства изложения мысли и дальнейшего использования. Поскольку это фундаментальные понятия, то их значимость будет увеличиваться пропорционально количеству получаемых знаний о психологических феноменах.

Метод проектов успешно применяется в нашем курсе. Благодаря ему учащиеся приобретают навыки исследовательской работы. Суть метода заключается в том, что учитель выстраивает программу личностного развития ученика совместно с ним и на основе выявления его личностно значимого интереса. Для его выявления мы рекомендуем следующий прием. На одном из первых занятий дать задание: «Напишите сочинение на тему «Самое-самое». После того как ученики сдадут сочинение учителю, вступить с ними в личный разговор, как бы продолжение этого сочинения. Таким образом в большинстве случаев обнаруживается личностно значимый интерес ребенка, актуальный для него на данный момент времени.

Сферой исследования может быть любая психологическая или педагогическая проблема (запланированная или не запланированная), а также сфера исследовательских интересов учителя.

Метод наблюдения, являясь одновременно методом познания и психологического исследования, дает возможность целенаправленного восприятия психических явлений и более широкого сбора информации. Наблюдения за поведением, проявлением психических состояний человека и психологических свойств личности, развитием психики в онтогенезе – это источник спонтанного формирования психологической культуры личности. Данный метод позволяет изучать закономерности психической жизни человека в естественных для него условиях.


Методы экспериментальной и дифференциальной психологии можно использовать в качестве ключа к самопознанию. Экспериментальный метод имеет огромное дидактическое значение, поскольку это преимущественно метод самодеятельности, творческой изобретательности. Ничто не содействует в такой степени развитию систематического строгого научного мышления, как экспериментальный метод проверки и доказательства. При изучении психологии все указанные качества имеют особенную ценность. Например, можно применять методики по исследованию индивидуальных вариаций чувствительности, особенностей внимания, типов памяти, видов мыслительных операций и др. Эти методики логично входят в содержание Программы учебного курса.

Новые методы в преподавании психологии в школе. Методы обучения, как важнейшая часть дидактики, всегда занимали центральное место в трудах теоретиков обучения. Наиболее близкими нашему пониманию являются подходы к теории методов обучения, разрабатываемые в педагогических сочинениях Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, В. П. Вахтерова.

По нашему убеждению, в практику преподавания психологии в школе могут быть введены методы обучения, основанные на практико-ориентированных технологиях личностного роста и работающие непосредственно на задачи развития личности. Некоторые из этой группы методов адаптированы или модифицированы нами к условиям школьного обучения и успешно применяются нашими последователями. К ним относятся:

§ активные групповые методы социального тренинга: а) дискуссионные методы (обсуждение конфликтов, анализ ситуации морального выбора); б) игровые методы – дидактические (поведенческое научение, интонационно-речевой и видеотренинг) и творческие игры (игровая психотерапия, психодраматическая коррекция, трансактный метод осознания коммуникативного поведения); в) сензитивный тренинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности и эмпатии);

§ метод творческого самовыражения (через литературное, научное, художественное и др. виды творчества);

§ методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки);

§ метод экспрессии. Позволяет осуществить в какой-то мере целостный подход к человеческой психике как единству, в котором все функции взаимосвязаны, упражнения психотренинга вплетены в физические движения, образуя единое целое. Компонентами метода являются, кроме движений, рисунок, музыка, т. е. средства искусства, привлекающие сами по себе дополнительно эстетическую деятельность. Благодаря этому личность обогащается, выступая одновременно и в роли творца, и в роли воспринимающего. Через эмоцию, запечатленную в рисунке или в движении, происходит высвобождение энергии, снимаются психологические барьеры, личность становится более открытой, более творческой.


Также для решения задач, поставленных в ходе разработки учебного курса психологии, нами были специально разработаны и апробированы четыре метода, получившие названия: метод чтения вслух, метод интроспективного анализа; метод по развитию творческого самочувствия; рефлексивный тренинг.

При работе с каждым из предлагаемых методов важно понимание учителем того, что через их совместную деятельность с подростком тот приобретает и «присваивает» психологическое знание. Ученик и учитель вместе «ищут» его, вместе участвуют в процессе. Понятно, что преподаватель в данном случае является проводником, ведущим, создает ситуацию, условия, дает символы, информацию. Но при этом и учитель, и подросток вместе приходят к какому-то новому пониманию феноменов окружающего мира, изменяют в своем мировоззрении картину мира и, следовательно, изменяют отношение к ней.

Общие установки в преподавании, на которых мы остановились, необходимо учитывать как при обучении нетрадиционными, так и традиционными методами.

17. Формирование психологической культуры школьников средствами психологии как учебного предмета + 18. Качество образования и диагностика усвоения знаний. Оценка эффективности обучения.







Date: 2015-10-19; view: 3851; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию