Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи и принципы обучения





Задачи учебного курса направлены на сформирование в мировоззрении подростка картины мира, позволяющей развиваться его личности в гуманистическом ключе. Образ человека в общей картине мира может создаваться на основе изучения конкретных психологических знаний и развития субъективного творчества. С этой точки зрения можно рассматривать педагогический процесс как двухсторонний процесс построения универсальной картины мира, картины развития. При этом ученик «проживает» этот образ сам, индивидуально, глубоко.

Задачи учебного курса формулируются следующим образом:

I. Привлечь внимание подростка к психической жизни человека.

II. Показать подростку существование целого класса объектов (человеческие феномены), которые интересны сами по себе и живут по определенным законам.

III. Сформировать отношение подростка к психической культуре как самоценности.

IV. Дать подростку знания «о самом себе» и о способах получения этих знаний.

V. Ознакомить подростка с особенностями организации и механизмами управления человеком собственной психической жизнью.

VI. Помочь подростку раскрыть творческие возможности своей личности.

Раскроем каждую задачу в тезисной форме.

I. Привлечь внимание подростка к психической жизни человека. Под этим мы понимаем осознание подростком следующих моментов:

1) то, что происходит внутри нас, наша душевная и духовная жизнь, есть, может быть, единственная объективная реальность, влияния которой человек не может избежать. Что-то все время происходит внутри нас, и это что-то живет по своим законам и руководит нами. Все, что делается человеком, сначала происходит в его голове (сначала «хочу – не хочу», потом «буду – не буду», потом «делаю – не делаю»);

2) задолго до того, как я понимаю, хочу я или не хочу, происходит работа в глубинах сознательного и бессознательного, в потребностях; происходит работа по обработке, формированию жизненно важных позиций и смыслов;

3) психическая жизнь обладает огромным резервом: параявления, искусство, творчество, любовь;

4) психическая жизнь управляет нами через наши привычки, характер, культуру, поведение, этику, совесть. Как сложилось внутри нас, такую же структуру мы будем проецировать вовне. Мы выстраиваем свое поведение в соответствии в том числе и со своими комплексами, свою деятельность – в соответствии со своей индивидуальной культурой, умением, способностями, свою судьбу – в соответствии с тем, что сформировалось в нас. Мы формируем обстоятельства вокруг себя в соответствии со своими личностными особенностями, более того, вся наша жизнь – это принятие или преодоление этих обстоятельств, в том числе и тех, что мы приобрели в своих понятиях, чувствах, оценках, способах жизни;

5) степень развития психической жизни – степень свободы человека. Насколько развита его психическая культура, настолько он свободен от обстоятельств;

6) человек – «производное» своей индивидуальной психологии, а не только «жертва» обстоятельств. Он себе что-то придумал, стал так жить, как придумал, к нему стали относиться так, как он живет;

7) человек всемогущ, свободен, независим настолько, насколько он способен управлять собственной психической жизнью. Способность управлять собой связана с тремя моментами: а) насколько хорошо человек себя знает, настолько адекватно своим возможностям он ставит себе задачи в жизни и прогнозирует свою судьбу; б) насколько хорошо осознает свои возможности и умеет расширить их границы, настолько более адекватно реализует себя; в) насколько умеет оценивать себя – настолько и умеет добиваться своих целей.

II. Показать подростку, что существует целый класс объектов (человеческие феномены), которые интересны сами по себе и живут по определенным законам.

Решение этой задачи предполагается через развитие следующих аспектов. Показать:

1) как человек может успешно взаимодействовать с другим человеком, какие у него есть для этого возможности и ресурсы;

2) как человек может реализоваться и каким он может быть, если не сможет реализоваться;

3) как человек может решать мировые проблемы, «не выходя из дома» (проблема творчества).

III. Сформировать отношение подростка к психической культуре как самоценности.

При постановке данной задачи мы прежде всего имели в виду, что необходимо научить подростка выделять из окружающего мира психологическую реальность и работать с ней. Центральным аспектом в данном случае является возможность управлять собой.

Умение управлять собой – это не только свобода самовыражения, но и свобода творчества. Это защита своего права на индивидуальность, это свобода познания, свобода взаимодействия с миром. Чем меньше я знаю себя и мир, тем больше я ограничен.


Культура психической деятельности – это баланс, здоровье, адекватность самому себе, а значит, и миру, космосу. Соответственно, следует культивировать ценность каждого другого через умение его принять, услышать себя.

IV. Дать подростку знания «о самом себе» и о способах получения этих знаний.

Появление данной задачи определяется двумя моментами. Первый заключается в том, чтобы при работе с психологической реальностью у подростка возник естественный вопрос о смысле «меня лично» как субъекта этой реальности. Второй связан с тем, что сама логика познания психологической реальности диктует необходимость изучения человеком «самого себя» как «психологической реальности» в миниатюре, позволяющей подростку чувствовать сопричастность к реальности, ощущать себя вплетенным в этот мир.

Учитель должен выстроить серию занятий таким образом, чтобы подросток научился отвечать себе на вопросы: «Какой я? Почему я такой? Что во мне такого, что помогает быть именно таким, что мешает быть другим? Как узнать, какой я?»

Следует дать конкретное знание о способах взаимодействия с миром, технику самопознания, основы рефлексии.

V. Ознакомить подростка с особенностями организации и механизмами управления собственной психической жизнью.

Решение данной задачи предполагает работу непосредственно с содержанием предмета, т. е. с конкретными психологическими понятиями, которые являются основой психологического знания как такового. При этом, однако, помимо знаний, например, о роли установки, мотивации, формировании потребностей и структуре познания, необходимо сосредоточить внимание на том, как на психологическом уровне происходит управление собой и каких результатов можно достичь при грамотном использовании ресурсов собственной личности.

VI. Помочь подростку раскрыть творческие возможности своей личности.

Последняя задача является еще более полифоничной и многоуровневой как по способам и средствам ее решения, так и по результатам. Тем не менее начало этого пути кажется нам достаточно ясным. Так, первым шагом к развитию субъективного творчества мы считаем способность ребенка исследовать самого себя и как автономную «персону», и как субъект в пространстве человеческих отношений. Следующим шагом здесь будет, вероятно, получение, осознание и принятие человеком (ребенком) собственной свободы. В данном случае имеются в виду способы снятия разного рода телесных и эмоциональных зажимов, избавление от комплексов неполноценности специальными методами (психотехникой, психологической коррекцией, тренингом).

Очень важно в процессе «освоения себя» предоставить подростку возможность «попробовать и узнать себя» в самых разных проявлениях и ситуациях. Поэтому начало пути к собственному творчеству у подростка мы связываем с его самопознанием.

Осуществляя постоянный и целенаправленный поиск себя, подросток должен отталкиваться от собственных интересов и при этом обязательно получать групповую положительную эмоциональную оценку для закрепления поведенческого эталона. Учитель-психолог сможет помочь подростку раскрыть его творческие возможности через реализацию следующих направлений в работе:

§ создание атмосферы безопасности и доверия;

§ выявление и поддержка доминантного интереса;

§ выявление доминантного мотива в значимых отношениях и значимой деятельности;

§ специальные занятия по развитию творческого самочувствия, развитию эмоционально-интуитивного начала в личности;

§ организацию деятельности, позволяющей реализовать свое «Я».







Date: 2015-10-19; view: 506; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию