Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль и функция учителя в учебном процессе





«Особость» педагогического общения в нашем курсе определяется, прежде всего, основными тенденциями гуманизации образования в целом. Мы имеем в виду следующие тенденции.

Гуманизация образования предполагает формирование у учителя установки на уникальность человека; ориентацию на реальные потребности учащихся, отражение более глубоких связей между наукой, культурой, обществом и человеком; интеграцию воспитательных и образовательных задач, позволяющую сблизить мир объективных знаний с миром человека.

В понимании учебного процесса в рамках гуманизации образования мы хотели бы присоединиться к некоторым идеям гуманистической педагогики, которые сформулированы следующим образом.

Цель образования – помочь каждому стать умелым, независимым исследователем, способным к обучению на протяжении всей жизни.

Функция учителя – способствовать процессу открытий и выбора.

Ценностью является развитие индивидуальной креативности во всех сферах жизни.

Обучение должно фокусировать внимание на развитии умений общаться, включая умение говорить и умение слушать, творческое мышление, умение работать в группе, признавая ценность индивидуальных различий.

Гуманизация преподавания на конкретном уроке психологии должна выражаться в самом построении поиска решения психологической задачи, в процессе обсуждения, где принимается любая точка зрения. Главное – чтобы она была высказана.

На удачные ответы важно реагировать эмоциональной поддержкой и откровенной похвалой. Две взаимосвязанных вещи, такие, как одобрение учителя и удовлетворение от успешного обучения, являются для ученика ориентирами правильного продвижения. В психологии обучения установлено, что поощряемые ученики достигают значительно больших успехов по сравнению с теми, кто никак не поощрялся. И напротив, у учеников, испытавших неудачу в обучении, снижается мотивация учения. Даже простое сообщение о неудаче, хотя объективно ученик все сделал правильно, влияет на успешность его учения. Неудача или вера в то, что он не справился с заданием, влияет на представление ученика о самом себе, обнаруживая тот феномен, что и на последующую мотивацию влияет не только сам факт успеха или неуспеха, но и восприятие учениками результатов своего учения.

Таким образом, учитель психологии должен постоянно помнить о важности положительных эмоций для эффективного обучения. Кроме умения использовать поощрения для учителя психологии ценным является умение использовать обратную связь, которая информирует учащегося, что он действует правильно и, следовательно, может продолжать дальше в том же духе. Одновременно он, благодаря подкрепительному действию успеха, начинает действовать с большей уверенностью. Обратная связь позволяет учащемуся узнать о результатах своих действий, понять свою проблему и лучше справиться с ней в следующий раз, а также подойти ближе в своем последующем действии к правильному поведению. Сообщение учителя, что деятельность, осуществляемая классом, или конкретный ответ правильны, не только увеличивает вероятность их повторения, но и формирует у учащихся способность анализировать и рефлексировать психологическую реальность.

К сожалению, практика сегодняшней школы свидетельствует о том, что именно эти умения и функции не являются ценностью для учителя. Так, специальное исследование, в ходе которого выявлялись значимые для учителя компоненты профессиональной культуры, показало, что среди 17 компонентов профессиональной культуры (знание предмета, организаторские способности, работа с родителями и т.п.) единственным полностью проигнорированным учителями оказалось общение с ребенком. Вместе с тем, полученные в ходе экспериментального обучения материалы о том, какие качества учителя являются значимыми с точки зрения ученика, продемонстрировали, что 100 % учащихся считают главным компонентом обучения «способность понять ученика», т. е. педагогическое общение. Далее качества распределились следующим образом: 17 % учащихся назвали эрудицию, 17 % – строгость, 33 % – доброту, 56 % - глубокое знание предмета, 86 % - справедливость.

Принимая во внимание реальное положение дел и специфику преподавания психологии как учебного предмета в подростковой аудитории, мы хотели бы подробнее остановиться на следующих функциях учителя: эмоциональной поддержке, исследовательской, фасилитаторской и экспертной.

1. Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки).

Осуществление учителем психологии функции эмоциональной поддержки предполагает то, что он не только обладает знанием и опытом его передачи, но и умением соучаствовать в жизни других людей, не нарушая их автономии, не посягая на их «жизненное пространство» (Т. П. Гаврилова). По существу, речь идет об учителе, выполняющем в некотором роде психотерапевтические функции. Иными словами, учитель начинает центрироваться на ученике, на том, что значимо для самого подростка. Напомним, что под центрацией учителя на ученике понимается не просто направленность, а заинтересованность, озабоченность интересами подростка, своеобразная избирательная психологическая обращенность, «повернутость» к подростку и, следовательно, столь же избирательное служение его интересам. Ориентация в обучении на личностно значимые для учащегося задачи требует от учителя готовности вести себя терапевтически, понимая, что общение с учеником есть в первую очередь «интенсивный обмен эмоциональными состояниями» (В. Г. Ражников).


Чтобы работать в русле личностного роста, учителю психологии необходимо овладеть умением работать с эмоциональными проявлениями (своими и учеников) как с особым содержанием. Структуру этого умения составляют следующие компоненты:

§ эмпатия (понимание чувств учеников);

§ уважение (принятие учеников как конструктивных личностей);

§ искренность (открытое проявление учителем своих чувств);

§ конкретность коммуникации (избегание расплывчатых, обобщенных высказываний, точное описание чувств и переживаний).

Из следующих четырех уровней эмпатического понимания, характерных для учителей, учителю-психологу должен быть присущ последний:

1) учитель игнорирует эмоциональные проявления ученика, вызывая в нем чувство обиды и даже враждебности;

2) учитель реагирует на эмоциональные проявления ученика, но это реакция не на подлинные чувства ученика, а на чувства, которые сам учитель неверно приписывает ученику;

3) учитель реагирует с достаточно точным пониманием чувств ученика, лежащих на поверхности, но не реагирует или интерпретирует неправильно более глубокие чувства ученика;

4) учитель реагирует не на поверхностное проявление чувств ученика, а на его скрытые, глубинные чувства, помогая тем самым ученику осознать, почему он чувствует то, что он чувствует.

В проявлении уважения к ученику стиль преподавания должен соответствовать искреннему признанию уникальности и ценности ученика. Когда учитель проявляет уважение и заботу о детях, они могут чувствовать себя более свободно, осознать свою ценность как индивидуальности. Невозможно, чтобы учитель психологии проявлял неуважение (или отрицательное отношение) к ребенку, демонстрировал, что чувства и переживания учеников недостойны его внимания или что он считает их неспособными к конструктивной деятельности.

Способность быть искренним проявляется, если учитель дает искреннюю реакцию как на вербальном, так и невербальном уровне, как положительную, так и отрицательную, причем последняя не носит деструктивного характера; когда вербализация отражает подлинные чувства. Он должен быть честен в проявлении искренности, во-первых, с самим собой, а во-вторых – со своими учениками.

Конкретность в общении достигается тем, что взаимоотношения становятся теснее, язык общения – менее уклончивым, расплывчатым, разговор идет о конкретных чувствах и личных переживаниях ученика. Учитель не произносит общие слова; не обсуждаются личные переживания ученика общими словами. Соответственно, разговор в классе носит форму свободного диалога, а не напоминает чтение книги, при котором один провозглашает, а другие слушают.







Date: 2015-10-19; view: 558; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию