Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Программа психологии в школе
В сентябре 1988 года был подписан Приказ Министра образования о начале эксперимента, в результате которого в школе должен был появиться новый учебный предмет – психология для учащихся 8–11 классов (научный руководитель – доктор психологических наук Ю. М. Забродин, ответственный исполнитель – М. В. Попова). В экспериментальном учебном плане было выделено на психологию 3 часа учебного времени и 10 часов для индивидуальных консультаций в неделю на каждый класс. Заметим, что это был первый случай в системе образования, когда школьный учебный предмет (содержание и методы преподавания): § разрабатывался в условиях реального педагогического эксперимента; § его автор являлся одновременно экспериментатором, регулярно проводившим занятия со школьниками в течение всего периода обучения (4 года); § результаты обучения отслеживались в психодиагностическом исследовании. Разработанная программа и методика преподавания апробировались на базе средних общеобразовательных школ специалистами с различным образовательным цензом. В декабре 1997 года Программа получила гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования» и стала фактически первой программой по психологии для школьников, разработанной специально с учетом школьной специфики и возраста учащихся. Курс психологии, разработанный нами, принципиально отличался от прежних вариантов преподавания психологии в школе (1906, 1946, 1958). На наш взгляд, преподавание психологии как учебного предмета именно для учащихся подросткового возраста является наиболее оправданным. Интенсивность перемен и бурный характер их протекания чрезвычайно усложняют задачу исследователей в плане создания развивающих педагогических технологий и требуют практически ювелирной коррекционной работы. Тем не менее именно этот возраст с его подвижными характеристиками и нуждается, на наш взгляд, в обогащении психологическими знаниями, но не традиционно-информативными, а личностно ориентированными и работающими на эффективность в разрешении подростком проблем своего развития и становления. Данная программа позволяет реализовать основные воспитательные и образовательные функции курса психологии: с одной стороны, овладение психологическими знаниями и способами психической саморегуляции способствует личностному росту, а с другой – достигаемая конструктивность в решении жизненно важных и реально существующих у подростка проблем придает психологическим знаниям ценность и смысл. Пояснительная записка Программа гуманистически ориентированного учебного курса психологии мировоззренческого характера разработана в контексте общих идей человекознания. Учебный курс имеет ярко выраженную практическую и прикладную направленность. Это – личностно ориентированный курс психологии, где существует несколько иная система обучения, в которой общение в учебном процессе происходит не по поводу какого-то постороннего предмета, а по поводу «меня самого». В рамках этой программы внедрение учебного курса в условия реальной школы должно сочетаться с созданием особого психологического климата в педагогическом коллективе, продуцирующего установки учителя, центрированного на ученике. В качестве исходного положения, определяющего наш педагогический подход, использовался тезис: необходимо рассматривать развитие ребенка в аспекте изучения им предмета «Психология» не только как результат, но и как процесс самосознания, самопознания и самосовершенствования. При этом акцент делался на развитие чувства собственного достоинства человека как субъекта. Существенным моментом здесь становится не только отражение мира, но и отражение себя в мире, своего состояния, своего отношения к миру, своего поведения теперь и в будущем. В силу специфики предмета психологии мы полагаем целесообразным применять в качестве контроля за процессом обучения и усвоением знаний диагностические методики. Программа курса сконструирована так, что изучать базовые категории ее содержания («Отношение», «Переживание», «Поведение», «Развитие», «Творчество») можно в любом порядке. Важно – сохранить основные направления, понятия, процесс, вычленить проблематику возраста. Нельзя строить изучение предмета, не учитывая интересы подростка. Курс разрабатывался в принципиально отличной от традиционной (где основным является передача ребенку знаний и проверка усвоения этих знаний) парадигме обучения, известной под названием «Учение через опыт» («Experiental learning»). Такой подход имеет особую ценность. Его главная цель определяется нашим отношением к учению как к совместно создаваемому и переживаемому опыту. Центральная задача введения психологической грамотности в школьное обучение, на наш взгляд, – помочь ребенку стать более творческим, более социально адаптированным, более защищенным и, как следствие, – целенаправленно формировать базу его внутренних ресурсов и стабильности в рамках сберегающих здоровье технологий. Своеобразие «Психологии» как учебного предмета в школе характеризуется наличием учебной задачи, учебно-воспитательного процесса и результата обучения. Учебная задача – это задача, при решении которой продуктом выступает сам процесс решения задачи и изменение субъекта (ученика), решающего эту задачу определенным способом действия. Она определяет собственно учебные действия, контроль за производимыми действиями и оценку этих действий (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин). Объектом учебной деятельности при обучении психологии является психологическая реальность. Предметом учебной деятельности является овладение различными способами действия с психологической реальностью: размышления как способ работы с психологической реальностью, психологический анализ, овладение психологическими понятиями, решение психологических задач, способы изучения, осмысления, изменения, создания, конструирования психологической реальности, генерирование образа этой реальности и своих представлений о ней. Чем обусловлено своеобразие «Психологии» как учебного предмета? Ответ на данный вопрос связан как со спецификой самой области знаний, так и с возникающими дидактическими проблемами: 1. Каким образом дать ребенку знания о человеке, о самом себе, чтобы они «заработали» на его развитие, не ожидая далекого будущего, а уже здесь и теперь? 2. Поскольку природа психических феноменов такова, что ее невозможно «пощупать руками», можно лишь «схватить мгновение», «почувствовать ситуацию», «послушать себя», то как развить эмоционально-интуитивное начало и повысить гибкость рационального у ребенка, чтобы изучение подобного рода феноменов стало возможным? 3. Если психика – образование целостное, гармоническое, развивающееся, то как добиться представленности этого триединства в индивидуальном сознании? Основными принципами отбора содержания являются: § принцип целостности в подходе к изучению психических явлений; § принцип соответствия потребностям возраста с учетом зон актуального и ближайшего развития подростка. Учителю психологии необходимо учитывать не только механизм взаимодействия группового процесса и психологию отдельной личности, но и осознавать свои собственные педагогические возможности и личностные позиции. Каждый конкретный урок по психологии выстраивается преподавателем индивидуально в соответствии с Программой курса и Учебно-методическим пособием. Date: 2015-10-19; view: 1174; Нарушение авторских прав |