Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Преподавание психологии в образовательной школе
Современное российское общество предъявляет новые требования к системе школьного образования. В последние годы все отчетливее прослеживается тенденция гуманитаризации общего образования. Гуманитаризация образования – система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, и таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых. Введение в школьное обучение элементов человекознания (в том числе и психологического знания) позволяет развивающейся личности школьника познавать не только законы материального мира, но и формировать систему знаний о себе как о человеке, о законах взаимодействия людей, узнавать свои собственные возможности и расширять их. Преподавание психологии в современной школе осуществляется в рамках дополнительного образования. Для учащихся по дисциплине создан ряд учебников и учебных пособий. Самым спорным на сегодняшний день является вопрос о том, в какой педагогической парадигме должно вестись преподавание психологии в средней школе – традиционной или гуманистической. В традиционной концепции обучения преподаватель главной своей задачей считает передачу знаний ученикам, а также формирование у них умений и навыков. Учитель передает ученику знания в устной форме либо предлагает учебный текст, из которого можно получить информацию. После того, как ученик получает определенный объем знаний, учитель проверяет качество его усвоения. Главное при таком подходе – контроль того, что ученик усвоил, и оценка. Учитель психологии в данной концептуальной схеме ничем не отличается от учителя любого другого предмета. В этом случае структурирование психологического знания осуществляется в соответствии с натурфилософской логикой познания, когда целое членится на составные части и изучается по отдельности. Например, сегодня разбирается тема «Ощущение, его свойства, функции». Завтра изучению подлежит тема «Восприятие», затем – «Мышление» и т.д. Все это рассматривается не только по отдельности, но и совершенно дистанцированно от самого ребенка, изучающего психологию. В рамках гуманистической концепции обучения группой авторов-экспериментаторов (Ю.М. Забродин, М.В. Попова и др.) разработан другой подход к преподаванию психологии в школе. Он заключается в том, что в школьном курсе психологию следует изучать как «психологию человека» в конкретно исторических условиях, в его личной истории учебной дисциплине. Однако единого мнения о том, как преподавать ее в школе пока не существует, со всеми привходящими в эту историю факторами. Следует представить человека как психическую реальность, которая взаимодействует с другими объективными реальностями и развивается в сотрудничестве с ними. То есть феномен человека на уроках психологии – это человек с психикой, собственной системой отношений с конкретными людьми, предметами и явлениями, с реальными конфликтами, позициями, проявлениями личной уникальности. В этом случае при преподавании психологии в школе, в первую очередь, необходимо учитывать фактор возрастных психологических особенностей. Возрастной фактор – учет и использование закономерностей развития личности, а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. Например, очевидно, что удержать внимание и интерес подростковой аудитории к некоторому абстрактному теоретическому знанию в течение трех часов практически невозможно. Поэтому при отборе содержания необходимо руководствоваться представлением о том, на что более всего мотивирован человек в этом возрасте. Важно точно определить, какое психологическое знание и как можно дать подростку, чтобы это знание не перегружало его, а работало на него. На базе этих теоретических предпосылок была разработана программа и методика преподавания психологии, которая в течение ряда лет прошла апробацию на базе ряда средних общеобразовательных школ. В декабре 1997 года эта Программа получила гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования» и стала фактически первой программой по психологии для школьников, разработанной специально с учетом школьной специфики и возраста учащихся. В соответствии с Экспериментальным базисным учебным планом образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным Министерством образования России (2001), возможности преподавания психологии в школах, гимназиях и лицеях расширяются. В Базисный учебный план включены базовые курсы и учебные модули. Включение в образовательный процесс учебных модулей рассматривается как один из возможных механизмов поэтапной модернизации традиционного содержания образования и нормализации учебной нагрузки. В соответствии с Базисным учебным планом курс «Основы психологии» может быть выбран учащимися для изучения на второй ступени общего образования в качестве одного из модулей по обществоведению, на третьей ступени общего образования в качестве спецкурса по выбору. Администрация школы может также включать психологию в учебный план, исходя из регионального и школьного компонентов. При этом определяется, в каких классах и в каких объемах будет изучаться этот предмет, является ли курс обязательным, элективным или факультативным. Date: 2015-10-19; view: 884; Нарушение авторских прав |