Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие подходы
Современные тенденции социального прогресса определяют отчетливую ориентацию общественного сознания на гуманизацию всех сфер жизни и деятельности общества. В настоящее время в России и западных странах актуальными являются и идеи необходимости гуманизации школы: она становится местом открытого человеческого общения, ее психологический климат способствует личностному росту учеников, учителей, администрации, обслуживающего персонала, родителей. Социальный заказ общества, определяющий основные цели и задачи теории обучения и воспитания, выражается сегодня в потребности формировать личность, гуманистически ориентированную и способную к творческому развитию. Сегодня, по общему признанию, система образования должна обеспечивать ученика прежде всего условиями для максимальной реализации его активности, самостоятельности, инициативности в процессе обучения. Существенную роль в гуманизации школы играет психология. Освоение психологической культуры как части духовной культуры представляется совершенно необходимым и естественным для нормального развития современного растущего человека. Для конкретной личности она является фундаментальной составляющей индивидуальной культуры человека, показателем определенных изменений в его психической жизни по сравнению с некоторой исходной ступенью. Формирование психологической культуры дает возможность конкретному индивиду совершенствовать «естественные» психические способности, с тем чтобы оптимизировать свой психологический статус в соответствии с определенными нравственными, философскими и социально-психологическими нормами, принятыми в человеческом обществе. Следовательно, человеку должна даваться в системе общего образования специальная система психологических знаний о законах взаимодействия человека с человеком, движении социальных феноменов и возможностях ориентации в собственной судьбе. При понимании развития как процесса, охватывающего такие аспекты человеческой жизни, как сохранение традиций и культурной самобытности, улучшение качества взаимодействия между отдельными людьми; формирование и развитие активной и критической гражданской позиции, раздвигаются и рамки познания человека. Главной программной целью становится развитие компетентности человека в области человекознания, с тем чтобы он мог наилучшим образом проявить себя в конструктивном взаимодействии с окружающим миром и другими людьми. Естественно, что интересы педагогов и психологов в области образовательной политики группируются на данном этапе вокруг проблемы гуманизации и гуманитаризации школы. Гуманитаризация образования выступает как условие и процесс творческого развития личности и имеет две основные тенденции: 1) расширение методического инструментария учителей в смысле использования ими «ресурсов учения» (средств, форм, методов обучения, создания разнообразных «обратных связей») и 2) изменение содержания образования. Гуманитаризация образования подразумевает новый подход к формированию его содержания и означает, прежде всего и в основном, включение элементов человекознания в структуру общего среднего образования и, соответственно, предполагает повышение роли дисциплин, связанных с социальным познанием, с созданием общечеловеческих ценностей и себя самого как ценности для другого. Однако структура содержания школьного образования не может ограничиваться только набором знаний. Необходимы опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, другому человеку, самому себе, формирование гуманитарного мировоззрения. В педагогике всех развитых стран ведется сейчас поиск в области содержания школьного образования, с тем чтобы найти некоторое единое основание и место внутри школьных программ для развития ресурсов личности ребенка. Задачи образования в современной школе все чаще понимаются как создание условий для индивидуального самовыражения и развития критического ума, как формирование умений учиться и самостоятельно приобретать знания, прогнозировать свое будущее и эффективно разрешать проблемы в различных жизненных ситуациях. Фактически вопрос ставится следующим образом: как ввести в учебный процесс на всех уровнях и для всех возрастных групп такой элемент, который делал бы «осмысленным» весь набор предметов школьной программы с точки зрения их значения для каждой конкретной личности и обеспечивал бы знаниями для самостоятельного развития и совершенствования? За последние несколько лет в различных странах мира были введены новые предметы, в частности: «Основы этики», «Этика и право», «Этика и психология семейной жизни», «Развитие мышления», «Эстетика», «Социальные и личностные умения» и др. Вводятся также специальные учебные курсы отдельных авторов по развитию социальных умений, личностному росту, обучению общению и стратегиям поведения. Создание и введение в школу подобных курсов является попыткой включить человекознание как науку о человеке в систему общеобразовательной культуры личности. Появление элементов человекознания в обучении отражает стремление современной педагогики построить процесс и всю систему образования на основе творческой самодеятельности. Предполагается, что освоение системы человекознания позволит растущему человеку лучше понимать самого себя, более гуманно выстраивать свои отношения с другим человеком и с миром в целом, открывать новые возможности для своего творческого роста. Для этого в школьном расписании должен быть специальный, самостоятельный предмет, который по своему содержанию отвечал бы человеку на вопросы о самом себе, предоставлял знания о человеческих феноменах и средствах саморазвития. Учебным предметом, который позволит решить проблему введения человекознания в структуру общего среднего образования, является «Психология». Все решения, связанные с отбором знаний из всего богатства общечеловеческой культуры, играют первостепенную роль в разработке программ, учебников и других учебно-методических материалов, так как влияние содержания образования на педагогический прогресс, его ориентацию и вклад в развитие личности имеет определяющее значение.
Date: 2015-10-19; view: 662; Нарушение авторских прав |