Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности преподавания психологии





1. Первоначальная идея построения программы состояла в том, чтобы сориентировать подростка на то, что он такое как человек. Когда он начинает это понимать, в нем возникает уважение к самому себе. Вот это Уважение и есть чувство собственного достоинства. Он начинает ценить самого себя за что-то свое. Это фундамент веры, основание. Когда человек уверен, что может что-то делать сам и сделать не хуже, а лучше, чем другие, и только он сам это так сделает, у него возникает высшая человеческая потребность – в ответственности. Вот эта позиция есть высшая мера человеческого достоинства (Ю. М. Забродин).

2. Мы придерживаемся той точки зрения, что ребенка нужно научить уважать себя. Без самоуважения едва ли возможно ответственное поведение. Многие подростки проявляют пассивность в учебной деятельности и явно не умеют использовать возможности, которые им предоставляет школа. Однако в действительности кажущееся отсутствие стремления к активному овладению знаниями может быть связано с несформированностью умений и навыков учения. Отставание по тем или иным предметам из-за невооруженности необходимыми навыками и умениями приводит к уклонению от учения, а это в свою очередь сопровождается снижением познавательного интереса и вовне учебной сферы. Затем это все, дополняясь опытом неудач и обид, переходит в негативное отношение к школе (Д. Хамблин).

Нужно учитывать подчеркнутое стремление подростка к независимости. Нетривиальность мышления в этом возрасте служит одним из важных признаков интеллектуальной развитости даже в том случае, если подросток не совсем справился с заданием. Не нужно требовать стандартных решений, стоит учитывать их стремление к оригинальности и самостоятельности.

Многие дети могли бы нормально развиваться, если бы вместо навешивания ярлыка «трудный» их научили способам учения, отвечающим их индивидуальным особенностям и характеру деятельности.

3. Нужно, чтобы содержание курса сразу «заработало». Здесь важен деятельностный подход, чтобы знание не было абстрактным, а могло применяться самим подростком и в отношении самого себя, и в отношении других, хотя бы через желание понять другого или хотя бы через возможность увидеть другого, увидеть что он – другой. По возможности нужно рассказывать не в категориях, не в абстракциях, а в образах, в конкретных объектах, которые можно наблюдать, чувствовать, понимать.

Начинать нужно с того, чтобы подросток мог «увидеть» феномен, «обнаружить» его, «пощупать его руками» и подумать: «Это есть». Чтобы он мог отразить его в себе, пережить сам.

Можно успешно применять игры. Например, проиллюстрировать, как формируются некоторые правила поведения. Можно пойти через иллюстрацию формирования правил игры по типу: «Вот давайте поиграем в какую-то игру. Придумаем любое название, совершенно неважно какое». Сразу же выясняется, что без определения ролей, без определения правил игры она неосуществима. Так же, как и любое другое человеческое действие невозможно осуществить, если не согласовать его, если не говорить о первоначальных ограничениях на собственное поведение.

Однако наряду с использованием игры и образов нужно помнить о том, что и метод передачи знаний имеет в курсе достаточно большое значение. Введение этого метода в курс означает не только сообщение учащимся информации в обобщенной форме, но прежде всего – грамотное использование психологических понятий. Не всегда нужно и возможно раскрывать понятие сразу, однако его всегда нужно называть «своим именем», закрепленным в науке психологии. Тем не менее работа с терминами должна начинаться сразу, с начала курса, утверждая таким образом в сознании ребенка, что психология – специальная область знаний, имеющая свой определенный предмет, понятийный аппарат, средства и методы исследования.

4. Центральная задача учителя – помочь подростку стать максимально пластичным и творческим. Причем следует не только привить ему осознание того, что он творческий, но и «дать» ему свободное, уверенное, пластичное тело, пространство и дать ему «третью» свободу – управление собой как системой.

Помочь ему полюбить свое тело и понять его, как свою индивидуальность. Уважение к себе, радость от общения с собой - самые мощные двигатели развития. Известно, что человек не хочет делать то, что он не любит. Он делает многие вещи без удовольствия при наличии строжайшей дисциплины, путем подавления, но часто приобретает комплекс неполноценности. Например, человек никогда не научится красиво говорить, если не услышит, как красиво он может говорить. Очевидно, что только если процесс будет радостным для него, он будет в нем совершенствоваться.

Стоит сказать человеку, что он делает что-то некрасиво, и он задумается или откажется совсем это делать, потому что ему очень важно быть довольным собой и быть признанным другими. Это, кстати сказать, связано и с природой комплексов неполноценности: однажды мы не понравились себе, не поверили себе, не понравились кому-то. Нас меньше волнует, насколько справедливо или честно мы поступили, насколько мы удачно, красиво при этом выглядели и кто это заметил.

Человек бессознательно идет по пути гармонии, и важно, чтобы то, что мы хотим привить растущему человеку, было красиво.

Наша задача (задача раскрытия сущностных сил) заключается, в частности, в том, чтобы развить способность видеть красоту.

5. Ученикам не должны навязываться однозначные представления о процессе учения, как это нередко происходит в программах формирования учебных умений, но необходимо раскрывать перед ними и делить с ними свои усилия (Д. Хамблин). Учеников следует побуждать к самостоятельным поискам способов экспериментирования, к использованию средств, которые представляются для них наиболее удачными. Следует помочь сформировать у ученика свой стиль учения. Восприятие и осмысление воспринимаемого протекает у детей весьма различно, поэтому следует предоставить каждому школьнику возможность развивать тот или иной стиль учебной работы и изучения предмета, который для него целесообразен и значим.

6. Подросток как субъект деятельности наделен познавательной активностью. Он быстро включается в поисковый процесс и оказывается способным не только угадывать шаги учителя, но и сам начинает «вести», выстраивать свои ходы, ходы своего понимания. Он «поймал», «попробовал» находку, – далее хочет проверить, правильно ли он понял. Задает вопрос или просто произносит вслух фразу по поводу предмета разговора, на что учитель должен соответственно отреагировать.

Учитель и ученики вместе приходят к какому-то новому пониманию феноменов окружающего мира, изменяют в своем сознании картину мира и, следовательно, изменяют свои отношения с ним. Увидев картину мира по-другому, они и себя начинают видеть по-другому в этой измененной картине мира, чувствуя себя включенными в этот мир. Поэтому важно дать подростку какое-то ощутимое смысловое пространство, дать возможность схватить феномен, почувствовать инсайт. Тогда будет не бессмысленным прогнозирование: он будет знать, что искать.

Необходимо найти адекватный выход для познавательной активности подростка. Подросток реализуется в поиске понимания своего места среди открывающихся ему феноменов, он имеет право на собственную точку зрения и личностное отношение к какому-либо явлению психической жизни. Поэтому обязательным мы считаем давать возможность ученикам на уроках психологии – быть деятельными. Неслучайно один из самых главных запретов на уроке – запрет на ответ «не знаю», который вводится для того, чтобы исключить возможность ухода от включения в проблему обсуждения.

Одной из задач учителя психологии является научиться создавать возможность учащимся целостно воспринимать психологические феномены. Сложность здесь заключается в том, что явления психической жизни не наблюдаемы «прямо», непосредственно, но переживаемы, ощущаемы человеком, поэтому нужно научить подростка «видеть» и «слышать» самого себя. Необходимо задавать базу чувственного опыта для фиксации и определения психических явлений самим подростком. Начинать такого рода работу целесообразно с формирования у подростка чувственного образа. Если он сформирован, то понятия абстрактного мышления будут наращиваться как бы самостоятельно. Чувственный образ есть то, что обобщает, объединяет представления и информацию. Подростку важно именно этот этап (чувственного образа) освоить и на его базе выстраивать психологические знания. Когда он «схватит» целое, почувствует феномен в его красоте, шарме и специфике, когда «пощупает его своими руками» и тот ему понравится, тогда подросток захочет его понять. А когда он будет готов понять его, то можно будет давать различение. Пока он его не схватил в целостности, дифференциация не имеет смысла. Очевидно, что психика тяготеет к целостности, и, расчленяя предмет на части, мы все равно приводим их затем к согласованию, чтобы снова увидеть нечто целое.

Date: 2015-10-19; view: 648; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию