Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постановка вопроса о преподавании психологии в зарубежной школе





Вопрос о праве на существование «Психологии» как учебного предмета в школе обсуждается в Европе на протяжении двух последних веков. Однако на страницах образовательных журналов по-прежнему встает вопрос: готовы ли мы к науке самопознания?

Необходимость введения психологических знаний в общеобразовательный курс учебных заведений понималась, признавалась и поддерживалась не только крупнейшими философами, например Гербертом и Гегелем в Германии, но и педагогами, политиками, чиновниками от просвещения. «Психологию» вводили в учебные планы, через какое-то время исключали, ссылаясь на неудовлетворительное качество преподавания, и снова вводили. Неудовлетворительное качество преподавания в основном связывалось с двумя причинами: отсутствием специальной подготовки у преподавателей и чрезвычайной сложностью предлагаемого учащимся материала.

С некоторыми перерывами «Психология» как предмет в средних учебных заведениях существует в Европе с 1811 года. В XIX веке преподавание осуществлялось следующим образом: в Австрии психологии уделялось 2 часа в неделю в 8-м классе гимназии, в Италии – 6 часов, начиная с 6 класса, во Франции – 8 часов в неделю в последнем классе философского направления, в Германии – 2 часа в неделю. Психология как область знаний изучалась в рамках философии, как философская пропедевтика в тесной связи с логикой.

В начале XX века интерес к психологии как науке возрос, психологические идеи стали проникать в более широкие слои общественной жизни, что нашло, естественно, отражение и в дидактике. Уже в первой половине нашего столетия «Психология» имела свое место в учебных планах как полноправная школьная дисциплина в развитых странах Европы и Америки. Психология преподавалась в старших классах, т.е. для учащихся 16–18 лет, 1–2 часа в неделю в течение семестра в качестве предмета по выбору. Типичным учебником для школьников Англии и США была книга «Психология для жизни» Соренсона и Мальм (1948), в Германии – учебник Вульфа.

Интересно, что все учебники имели практически одну и ту же структуру в соответствии с натурфилософской логикой познания, т. е. явления психической жизни были представлены максимально расчлененно. Все явления психической жизни изучались отдельно примерно в следующем порядке:

1) ощущения, сенсорика;

2) восприятие, апперцепция;

3) память;

4) умственная деятельность и мозг;

5) воображение;

6) внимание.

Общая установка в преподавании психологии сводилась к тому, чтобы дать определенное количество информации по специальным вопросам, обеспечить изучение некоторых психологических понятий и категорий.

Начиная с 60-х годов появляются новые тенденции в преподавании психологии.

Во-первых, появляются спецкурсы, которые с разными вариантами чаще всего имеют название «Социальные и личностные умения».

Во-вторых, разрабатываются психологические развивающие программы, которые объединялись одной общей идеей – личностного роста.

В-третьих, в 70-х годах разработкой программ по психологии для школ начинают заниматься отдельные исследователи или группы самостоятельных исследователей.

В результате, например, в США к концу 80-х годов уже имелось 200 самых разнообразных программ по психологии в школе.

Параллельно с разнообразными развивающими программами в обучении сохраняется место и за традиционным изложением психологических знаний, предназначенным старшеклассникам.

Таким образом, можно выделить два направления работы школы на Западе и в Америке в области введения психологических знаний в школьное образование. Первое направление – это разработка экспресс-курсов, рассчитанных на короткий интервал учебного времени (от 2-х недель до 6 месяцев), имеющих совершенно определенные задачи и прагматически ориентированную идеологию. Второе направление – объемные учебные курсы, включающие целый спектр самоподготовки ребенка к самостоятельной жизни (эти же тенденции существуют и в российской школе).

Проведенный анализ позволяет нам выделить в данном направлении как бы три вида «психологии в школе», которые, на наш взгляд, являются типичными и могут характеризовать тенденции и перспективы развития указанной проблемы в развитых странах Европы, США и Канады на сегодняшний день.

Во-первых, мы имеем в виду крупные по масштабу программы, проводимые в основном университетами. Такие программы:

а) осуществляются большой группой исследователей и учителей;

б) предполагают целую систему специальной подготовки учителей к реализации программы в условиях конкретной школы;

в) охватывают довольно большое количество школ.

Рассмотрим особенность этой линии на примере «Пасторальной программы».

Во-вторых, это так называемые авторские учебные курсы, разрабатываемые коллективом исследователей под руководством автора. Эту линию мы представим краткой характеристикой курса «Positive Action» (Позитивный поступок), предложенного Кэрол Оллред.

В-третьих, это традиционно построенные учебные курсы с использованием учебников классического образца. Мы остановимся на характеристике двух типичных учебников, лежащих в основе учебных курсов: «Understanding psychology» («Введение в психологию») и «Psychology» («Психология»).







Date: 2015-10-19; view: 802; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию