Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игра как ведущий вид деятельности дошкольников





Игра для детей - это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требования детей к себе самим. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребенку овладеть ценностями культуры, выработать определенные навыки.

Проблема игровой деятельности исследовалась как психологами (Аркин Ю.А., Басов М.Я., Виноградов Н.Д., Выготский Л.С., Эльконин Д.Б. и др.), так и педагогами (Артемова Л.В., Бондаренко А.К., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В., Сорокина А.И., Усова А.П., Швайко С. и др.). Вопросы развития связной речи в игре также изучались многими педагогами - это Ушинским К.Д., Тихеевой Е.И., Флериной Е.А. и другими. Игра, по мнению ученых, является проявлением детской активности, направленной на усвоение общественного опыта, овладение родным языком и общения.

Как указывают Выготский Л.С. [3], Леонтьев А.Н. [13], Люблинская А.А. [14], Рубенштейн С.А. [17], Эльконин Д.Б. [24], игра - это ведущая деятельность дошкольника, это один из видов детской деятельности, используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, средств общения.

Игровая деятельность, как отмечают ученые (Запорожец О.В., Давыдов В.В., Михайленко Н.Я.), не создаётся ребенком, а предлагается взрослыми, которые учат малыша играть, знакомят со способом игровых действий, общих обстоятельств. Именно в игре активизируются и развиваются все психические процессы, формируется личность дошкольника, развивается речь.

Большинство педагогов рассматривает игру, как серьезную и нужную для ребенка деятельность, но со своей точки зрения.

Ян Амос Коменский (1592-1670) - чешский философ, считал игру необходимой формой деятельности ребенка, соответствующей его природе и воле. Игра - серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире. Рассматривая игру как условие радостного детства и как средство всестороннего, гармоничного развития ребенка, Коменский Я.А. советовал взрослым, внимательно относится к играм детей, разумно управлять ими [8].

Рубинштейн С.Л. назвал игру «практикой развития» [23]. Значение такой деятельности как игра в том, что она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. В игре происходит развитие речи и мышления. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она обнаруживает индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений [20].

В работах исследователей и педагогов (Тихеевой Е.И., Блехер Ф. Н., Удальцовой Е.А. и др) представлено много дидактических игр, с помощью которых происходит формирование сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком.

На современном этапе в отечественной педагогике, науке используется несколько видов классификации игр дошкольников [2].

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности:

1) Творческие игры (сюжетно-ролевые);

2) Игры с правилами (дидактические).

Первая группа - это игры, где взрослый принимает косвенное участие в подготовке и проведении. Активность детей имеет инициативный, творческий характер - дошкольники способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные пути решения.

Вторая группа - это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения, они направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играя.

Таким образом, мы выясняли, что проблеме игры детей дошкольного возраста посвящено много исследований. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры, в других определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр, третьи раскрывают значение игры в художественном воспитании детей. Значение в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов рассматривает игру, как серьезную и нужную для ребенка деятельность, но каждый со своей точки зрения.

1.3. Использование дидактических игр в коррекционной работе при устранении лексико-грамматических нарушений у детей с ІІІ уровнем ОНР.

Дидактическая игра является разновидностью игры с правилами, в которой дети уточняют, углубляют, расширяют, систематизируют, применяют полученные ранее знания, как на занятиях, и в повседневной жизни.

С помощью дидактических игр происходит активное восприятие предложенного материала. Эти игры требуют сосредоточенности внимания, сообразительности, меткости и скорости припоминания, активности и адекватного использования языка. В процессе игры вырабатываются и развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от другой деятельности детей. Она состоит из игрового замысла, игрового задания, игровых действий и правил. Игровой замысел часто выражен в самом названии игры, иногда имеет форму игрового задания, или выступает в форме интеллектуального задания. Он вызывает живой интерес у детей, возбуждает их активность. Игровой замысел иногда выступает в форме вопроса «а если бы?», или может иметь форму загадки, в которой представлены, лишь некоторые условия. Игровые действия в игре могут быть очень разнообразными по возрасту детей. Они составляют основу дидактической игры - без них невозможна сама игра.

Игровые действия являются рисунком сюжетной игры. Правила игры выполняют функцию организующего элемента игры. Они дисциплинируют детей, указывают способ и последовательность действий, регулирующих взаимоотношения детей в игре. Правила могут запрещать или разрешать что-то детям в игре, делает ее интересной, напряженной. Чем жестокие правила, тем более напряженной становится игра. Факт создания вымышленной ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связано же с этим правило приводит к развитию действий ребенка, на основании которого вообще становится возможным то распределение игры и труда, с которым можно встретиться в школьном возрасте как с основным фактором.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой. Отсутствие одного из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий дидактическая игра превращается в упражнение [1], [20], [23].

Дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое явление: она и игровым методом обучения дошкольников, и формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Игра может входить в структуру индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий и реализуется в различных формах в зависимости от задач, которые ставит перед собой педагог.

Дидактическая игра как форма обучения, имеет два начала: учебное (познавательное) и игровое (интересное). Педагог одновременно является и учителем, и игроком. Он учит и играет с детьми, а дети, играя, учатся.

В обучении, воспитании детей старшего дошкольного возраста игровое начало хоть и не в такой степени, как в младшем и среднем дошкольном возрасте, но все еще имеет большое значение. Управляя дидактическими играми детей шести лет, воспитатель опирается на их возрастные особенности. Чаще всего подбираются игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, способность к слуховому анализу устной речи, сообразительность, выдержка и воля.

Как игровой метод обучения дидактическая игра используется на всех занятиях для усвоения определенных способов умственных действий, систематизации, уточнения знаний детей. Инициатива в выборе и в проведении игры принадлежит самому воспитателю. Содержание игры и ее правила подчинены образовательно-воспитательной задаче, выдвинутой конкретными программными требованиями того или иного вида занятий.

При нормальном речевом развитии дети до 5 лет свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу [12].

Однако у некоторых детей задерживается формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У этих детей диагностируется ІІІ уровень общего недоразвития речи (ОНР).

Под ОНР у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом понимают такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.

Язык этих детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического или фонетико-фонематического недоразвития. Хотя эти старшие дошкольники и пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений. Наблюдаются ошибки при построении сложноподчиненных предложений с союзами.

Среди лексических ошибок выделяются следующие: [7]

а) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат - «часы», донце - «чайник»);

б) подмена названий профессий названиями действий (балерина - «тетя танцует», певец - «дядя поет»);

в) замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей - «птичка», деревья - «ёлки»);

г) взаимоотношения признаков (высокий, широкий, длинный - «большой», короткий - «маленький»).

В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.

Многие дети допускают ошибки в словообразовании (столик - «столёнок», вазочка - «вазка»).

Большое количество ошибок приходится на образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и т.д. («пуховной», «пухну» - платок, «клюкин», «клюкный», «клюконний» - кисель...).

Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:

а) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже («Книги лежат на большими (больших) столах»);

б) неправильное согласование числительных с существительными («три медведем», «двух карандаши»);

в) ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, недоговаривания («ездили магазин мамой и братиком», «мяч упал полки»);

г) ошибки в употреблении падежных форм множественного числа («летом я был деревне у бабушки», «там река, много деревьев, гуси»).

Итак, совокупность перечисленных пробелов в лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения ими программой дошкольного учреждения общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Дети-логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровые, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников, н о они всё-таки отличаются от них.

Наличие речевого дефекта приводит к изменению в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемостью, чувство ущемленности и другие.

Особенности поведения детей отмечаются и в игре. По наблюдениям Косовой Г.В., они нередко теряют возможность для совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свое мнение, опасения показаться смешными, хотя правила и содержание игры им достижимы.

Развитие игровой активности детей с ОНР, перевоспитание особенностей личности и поведения, активная работа по активизации, уточнению и расширению словаря происходит через систему специально подобранных и разработанных дидактических игр и игровых приемов.

При организации языковых игр и упражнений нужно пользоваться следующими правилами:

1) игры не должны быть продолжительными по времени (5-10 мин.);

2) они должны проводиться в неспешном темпе, для того, чтобы ребенок имел возможность понять задачи, сознательно исправить ошибки, а руководитель - помочь ему в этом;

3) игра должна быть интересной, живой, заманчиво для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и смешное оформления;

4) игра может быть частью общеобразовательного занятия или проводиться в один из режимных моментов;

5) в игре нужно добиваться активного языкового участия всех детей, при этом по возможности надо использовать и двигательную активность;

6) в игре необходимо развивать у детей навыки контроля за чужой и собственной речью и стремление правильно и достаточно точно выполнять языковой задачи, одобрять детскую инициативу;

7) в процессе игры педагог принимает участие (степень участия определяется языковыми возможностями детей, задачам и условиям игры): по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, а на конец игры обязательно поощряет всех детей, отмечает наиболее успешных и обещает в следующий раз новый вариант игры или совершенно новую игру.

Игры по активизации, уточнению и обогащению словаря можно условно разделить на несколько тематических разделов:

1) игры на обогащение, уточнение и активизацию существительного словаря: эти игры предлагают приемы практического ознакомления детей с использованием в речи существительных. В них могут принимать участие все дети вне зависимости от их уровня речевого развития;

2) игры на обогащение и уточнение, активизацию словаря глаголов. Эти игры ставят своей целью развитие слухового внимания детей, учат слышать их в речи педагога слова, обозначающие действия и выполнять определенные действия. Эта работа с детьми, имеющими нарушения в речи, имеют особое значение, так как в них часто нарушена координация движений, что, в свою очередь, вторично вызывает трудности в понимании глаголов и выполнении задач, требующих определенной направленности собственных движений и последовательности действий. Удержание в памяти ряда последовательных движений способствует развитию направленного внимания;

3) игры на обогащение, уточнение и активизацию словаря признаков (сюда входит работа по обогащению речи прилагательными и числительными); игры этой группы ставят своей целью расширение словаря детей, когда внимание направляется на смысловое сочетание слов, для обозначения словом как признаком данного предмета, так и общих его признаков.

4) игры, которые знакомят со значением и применением в языке местоимений и наречий. Эти игры способствуют формированию у детей таких понятий, как цвет, форма, живое и неживое, пространственно-временных представлений и т.п. В процессе игр дети приучаются не только пользоваться словом, но и активно оперировать им. Ориентировка на звуковой вид морфемы (окончания), которая вырабатывается в процессе игр, помогает овладеть словоизменением и, прежде всего, падежными формами. На этом материале появляется возможность практически ознакомить ребенка с системой языка и научить пользоваться в речи новыми словами и словосочетаниями.

Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, которые стоят перед педагогом в его работе с детьми - логопатами:

1. Необходимо применять игры в коррекционной работе, помнить об их значении в целом как средства физического, умственного, эстетического тв нравственного воспитания детей.

2. При проведении игры необходимо учитывать возможности поведения детей.

 

 

Date: 2015-10-19; view: 956; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию