Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Выпускная квалификационная работа





Выпускная квалификационная работа

По дисциплине дополнительной квалификации

«Основы логопедии»

на тему: Использование игровых приёмов при коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня

 

 

студентки 43 группы

направление подготовки 5.01010101

«Дошкольное образование»

специальности: воспитатель

логопедических групп

Чуб Евгении Александровны

Руководитель: преподаватель дисциплин специализации Голенцова Н.Л.

Оценка: ____________

Члены комиссии

_______ Губанова Н.В.

_______ Веденеева Е.А.

_______ Голенцова Н.Л.

 

 

Макеевка – 2015


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА............ ………………………………………………………………………….8

1.1. Характеристика общего недоразвития речи ……………………………8

1.2. Игра как ведущий вид деятельности дошкольников ………………….15

1.3. Использование дидактических игр в коррекционной работе при устранении лексико-грамматических нарушений у детей с ІІІ уровнем ОНР ……………………………………………………………………………………....18

ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ............ ………………….25

2.1. Выявление уровня лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста и анализ результатов обследования..... …………..25

2.2. Применение игровых приемов для коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.... ………………………………………………………………………………..31

2.3. Анализ результатов коррекционной работы …………………………..39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………..45

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………..

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Трудно переоценить значение дошкольного возраста для общего развития ребенка. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру.

Главный инструмент, с помощью которого ребёнок устанавливает контакт с окружающей средой и благодаря которому происходит его социализация, это речевое развитие. Речевое общение является одним из первых видов деятельности, которым ребенок овладевает в онтогенезе; это универсальное условие развития личности в период дошкольного детства. Конечная цель речевого развития выпускника дошкольного учреждения определяется сформированностью у него коммуникативной компетенции, а речевая компетенция является одной из ведущих базисных характеристик личности, которая формируется на этапе дошкольного детства (Богуш А.М., Вашуленко М.С, Гавриш Н.В, Кононко О.Л., Крутий Е.Л. и др.).

Проблема развития связной речи дошкольников не нова. Исследованы такие аспекты развития речи детей дошкольного возраста, как: обучение рассказыванию по дидактическим картинками (Виноградова Н.Ф., Гавриш Н.В., Смольникова Н.Г. и др.), игрушкам (Бородич А.М, Короткова Е.П. и др.), обучение составлению описательных рассказов (Гербова В.В., Зрожевская А.А., Ласунова С.В. и др.), перевод детьми художественных произведений (Боша Р.П., Лещенко О.М., Малиновская Н.В., Орланова Н.П. и др.), обучение составлению творческих рассказов (Березовская Л.И., Водолага Н.В., Ворошнина Л.В., Гавриш Н.В., Ласунова С.В. и др.), развитие пояснительной (Кузина Н.И., Поддьяков М.М.и др.) и диалогической речи (Матецкая Е.И., Хаджирадева С.К., Чулкова Г.В. и др.), развитие связной речи в продуктивной деятельности (Постоян Т.Г. и др.) и в игровой деятельности (Захарченко В.Г., Савинова Н.В. и др.).

В процессе разнопланового общения в игровой деятельности ребенок познает природный, предметный и социальный мир, который его окружает; формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, свой образ "Я"; усваивает и создает культурные ценности, выступает при этом активным субъектом взаимодействия. Но не может быть «живого» развития без деятельной жизни, которую ребенок ведет в игре, свободной, создаваемой им самим или, же в играх с правилами.

«Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания» - эти слова принадлежат российскому педагогу Крупской Н.К. [11, с.103].

Игра, это единственная форма деятельности ребенка, во всех случаях соответствующая его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связанное с бодрым, жизнерадостным самочувствием. Однако, распространение компьютеризации, телевидения и других технических средств, которые стали доступными детям дошкольного возраста, не только в семье, но и в дошкольном учреждении, приводит к тому что обогащается познавательная сфера дошкольника, но в то же время страдает речевая, поскольку дети уделяют больше внимания техническим средствам и предпочитают их, нежели «живое» общение со своими сверстниками.


В современном мире основной контингент в детском саду (не только в специально организованных группах для детей с нарушениями речи, но и в общеразвивающих группах) составляют дети, у которых наблюдается нарушение формирования компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики, следовательно, и связной речи (исследование Филичева Т.Б. [21], Чиркин Г. В. [22], Жуковой Н. С. [7] и других). То есть – это дети с ІІІ уровнем общего недоразвития речи.

Формирование полноценной речи детей старшего дошкольного возраста с ІІІ уровнем ОНР с помощью игровых ситуаций и является актуальной проблемой моего исследования.

Для детей - дошкольников, у которых есть какие - либо речевые расстройства, игровая деятельность сохраняет свое значение для всестороннего развития их личности и интеллекта.

Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности - все это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ - является система работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у детей.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - использование игровых приемов в процессе формирования лексики и грамматического строя у старших дошкольников с общим недоразвитием речи ІІІ уровня.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - изучить, систематизировать, теоретически обосновать педагогическую технологию формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с общим недоразвитием речи.

Учитывая объект, предмет и цель исследования, был поставлен ряд конкретных задач:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.

2. Выявить особенности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня.

3. Разработать педагогическую технологию коррекции выявленных нарушений, основанную на использовании игровых приемов.

4. Оценить эффективность проведенной коррекционной работы.

Как ГИПОТЕЗУ было выдвинуто предположение о том, что коррекция лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективной при условии учета:

- ведущего вида деятельности;

- характера проявлений лексико-грамматических нарушений при ОНР ІІІ уровня;

- индивидуальных языковых и психических особенностей детей старшего дошкольного возраста.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

- теоретический анализ психолого-педагогической, логопедической, методической литературы по теме исследования;


- психолого-педагогический эксперимент;

- количественный и качественный анализ результатов исследования.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что педагогическая технология, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического строя речи, может представлять интерес для практических работников: учителей - логопедов, учителей - дефектологов, воспитателей логопедических групп и воспитателей общеразвивающих групп, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, у которых наблюдается ІІІ уровень общего недоразвития речи.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, определены цель, задачи исследования, его объект, предмет, сформулированы практическую значимость работы, методы исследования.

В первом разделе «Теоретические основы проблемы использования игр в речевом развитии дошкольников старшего возраста» в работах отечественных и зарубежных специалистов дан анализ теоретических источников, освещены основные аспекты данной проблемы, рассмотрена игра, как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, дана характеристика детей, которые имеют ІІІ уровень общего недоразвития речи. Определено направление экспериментально-практического исследования.

Второй раздел «Коррекционная работа с дошкольниками в процессе экспериментального исследования» содержит описание организации экспериментального исследования, методики его проведения, описание формирующего и констатирующего этапа, дается анализ полученных результатов.

В «Заключении» представлены выводы по теоретической и практической части экспериментальной работы.

 

 







Date: 2015-10-19; view: 842; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию