Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Игровая концепция культуры Йохана Хейзинги
Значительное место в культуре занимают игровые концепции культуры. Ийохан Хейзинга (1872-1945) посвятил игре свой труд «Человек играющий». Основным лейбмотивом его работы стало утверждение, что игра старше культуры., игра предшествует культуре, игра творит культуру. В подтверждение данной идеи он анализирует самые глубокие пласты истории и культуры — игровые. По мнению ученого, при анализе любой человеческой деятельности она покажется не более, чем игрой. Потому Хейзинга не просто отождествляет игру и культуру на ранних стадиях развития человеческого общества. А выводит культуру из игры, которая старше культуры и творит ее. Возникновение человеческой культуры изначально происходит в форме игры. Именно в играх человечество выражало свое понимание жизни и мира. Все современные формы культуры также родились в игре. Так культ вырастал из священной игры, музыка и танец были игрой. Да и современный человек постоянно «играет» свои социальные роли. Вытеснение игры, по мнению Хейзинги, началось в 18 веке, когда духом общества начало владеть понятие пользы. Даже игра, традиционный культуросозидающий фактор, превратилась сегодня в суррогат игровой деятельности — в спорте, в научно-технический организованный азарт. Потеряла игра и свой общественный и общедоступный характер, ведь чем больше в ней участников и меньше зрителей, тем плодотворнее она для личности. Сегодня же игра имеет намного больше зрителей, чем участников. Духовное напряжение культурной игры, по мнению Хейзинги, утратило даже искусство. Путь выхода из культурного кризиса Хейзинга видит распространении нового общесвенного духа, в возрождении в широком культурном сознании первозданной игровой природы. 2.8. Пассионарная теория Л.Н. Гумилева. Наряду с рассмотренными выше теориями и концепциями развития культуры в ее содержание также вошли биосферные концепции культуры, которые представляли собой попытку объяснить вопросы возникновения и развития культуры через естествознание. Эти концепции считают культуру закономерным этапом развития биосферы Земли и Вселенной в целом. Идеи о связи космоса и биосферы легли в основу популярной сегодня гипотезы Льва Николаевича Гумилева (1913-1922) о пассионарном толчке, рождающем новые этносы. Рассматривая проблемы происхождения этносов, Гумилев определяет их как биофизическое явление. Для него этнос замкнутая система, которая в момент своего образования получает заряд энергии, который и расходует в ходе дальнейшего этногенеза. Земля, по мнению Гумилева, раз в тысячелетие проходит через энергетический поток в виде космического излучения. Что приводит к мутации в регионах, затронутых им. Появляются люди, способные воспринимать энергии из окружающей среды больше, чем необходимо для нормальной жизнедеятельности. Этот эффект выражается в особом свойстве людей, которое Гумилев назвал пассионарностью — повышенным стремлением (активностью) к действию. Если такие пассионарные толчки проходят по территории, где граничат разные ландшафты и живут разные народы, становится возможным зарождение нового этноса, который будет отличаться от других особым, присущим только ему специфическим сознанием. Таким образом, этногенез — процесс энергетический, связанный с расходованием энергии, полученной в момент пассионарного толчка и продолжающийся примерно 1500 лет. При этом этнос проходит ряд стадий развития. Таким образом — этногенез — процесс природный, а культура есть результат органического взаимодействия природной среды, этноса и мутационных космических влияний, вызывающих состояние пассионарности. Энергия пассионарности отражается в культуре у каждого этноса. Контрольные вопросы 1. Понятие эволюционизма. 2. Определение цивилизации по О. Шпенглеру. 3. Что такое пассионарность? 4. В чем смысл «философии жизни о культуре»Ф. Ницше? Date: 2015-10-19; view: 886; Нарушение авторских прав |