Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел I. Теория культуры. Введение в культурологию





 

1.1. Основные понятия культурологии. Культурология – одна из самых молодых наук. Сам термин «культура», хотя данное слово известно с очень давних времен, стал использоваться лишь с начала XIX века. Термин «культурология» еще моложе, он начал применяться с середины XIX века. Культурология – это комплексная наука о культуре, рассматриваемой в широком понятии бытия человека и адаптации его к миру. В культурологии выделяют следующие подразделения: теория культуры, история культуры (мировая художественная культура), антропология и социология культуры. Предметом культурологии выступает понятие культуры. Объектом культурологии являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления и проссы. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой — совокупность результатов их деятельности. Культура тесно связана с обществом.

Культурогенез — означает возникновение культуры как таковой. Начинается культурогенез (становление культуры) в тот момент, когда у группы людей появляется необходимость в особых общих формах жизнедеятельности, адаптированных к конкретным условиям, а заканчивается культурогенез возникновением форм и стандартов, закрепленных в нравах и обычаях. Культурогенез — это непрерывный процесс адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям существования.

 

1.2. Культура – это универсальное отношение человека к миру, через которое человек изменяет мир и самого себя. Культура становится новым уровнем взаимодействия человека с действительностью, делая эти отношения двусторонними, ибо позволяет человеку не только познaвать мир и реагировать на него, но и самому формировать эти отношения, управлять ими. Культуру иначе называют «второй природой». Культура может пониматься очень широко, характеризуя все основные формы жизнедеятельности человека и общества: материальное производство, экономические отношения, сферу духовного развития, быт. Культура есть совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии — материальных предметов, текстов, идей, сохраняемых и используемых обществом от поколения к поколению. К духовным источникам формирования культуры можно отнести мифологию, языческие верования, народное творчество. Классическим считается определение культуры, которое в 1871 году предложил Эдуард Тайлор — выдающийся английский этнограф, один из основателей антропологии. Хотя в последнее время можно добавить в определение новые черты, ее можно сформулировать так: Культура — комплекс, включающий верования. искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. В современном языке термин «культура» употребляется очень часто в двух значениях — в широком и узком. В широком смысле к культуре относятся все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни — обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В узком смысле границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью. Но не все можно назвать культурой то, что создано человеком. Если это направлено на уничтожение создаваемых человеком позитивных ценностей, то это нужно назвать антикультурой. И тогда культура — это то, что содействует развитию, а не деградации человека. Культура включает в себя символы, верования, ценности и артефакты. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому нации, группы, народности различаются именно своей культурой. В культуру также входят социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, одежда, фольклор.

 

 

1.3. Культура и цивилизация. Под цивилизацией в культурологии понимается одна из фаз развития культуры. Характерной чертой является появление городов и письменности. Цивилизация – необходимая ступень развития почти у всех обществ; на этой ступени становятся видимыми и получают самостоятельное развитие плоды, результаты культурной деятельности. Цивилизация может погибнуть, а культура может существовать во фрагментной форме. Три смысла понятия цивилизации: синоним культуры, уровень развития общества материальной и духовной культуры, ступень общественного развития. На первом этапе древних веков возникают различные цивилизации. Великие древние центры цивилизаций — Египет. Месопотамия, Индия и Китай — возникли в бассейнах великих рек. Эти цивилизации названы речными цивилизациями. Второй период — период морских цивилизаций. Греция и Рим — главные представители морских цивилизаций. Третий период цивилизаций — океанический — начинается с открытия Х. Колумбом Америки (1492 г.). Ограниченная сначала бассейнами больших рек, цивилизация постепенно охватила все обитаемые области земного шара. Те цивилизации, которые не имеют выхода к морю и океану, обособлялись от всемирной истории, но эволюционные процессы в них продолжались.

 

1.4. Материальная и духовная культура. Культура включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами. Человек сам является создателем и потребителем материальных и духовных ценностей. Для удовлетворения материальных потребностей человек создает предметы, необходимые для комфортного проживания. Для удовлетворения духовных потребностей человек создает художественные ценности, нравственные, эстетические, политические, религиозные, идеологические идеалы, науку.

Генезис и развитие культуры идет как целостный процесс с усвоением и сохранением ценностей прошлого, обогащением их в настоящем и передачей этих ценностей в будущее.

1.5. Формы культуры. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, выделяют формы культуры:

а) элитарная культура создается элитой, т.е. той частью общества, которая наиболее способна к созданию духовных ценностей. Иначе элитарную культуру называют высокой культурой. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший привилегированный класс. Элита обеспечивает обществу прогресс, поэтому и искусство должно быть ориентировано на интересы высшего общества. Основные элементы элитарной концепции культуры содержались в философских теориях Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше. Шопенгауэр в своих теориях делит человечество на две части: людей «гениев», способных к художественному творчеству, и людей «пользы», ориентированных на практическую деятельность. В культурологической концепции Ницше элитарная концепция проявила себя в идее «сверхчеловека». По мнению Ницше, этот человек наделен уникальным эстетическим чувством. Элитарная культура творится профессионалами и направлена на подготовленную публику.

б) массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления 20 век, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) стали доступны всем социальным слоям. Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура, но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, потому образцы ее быстро теряют популярность.

в) народная культура состоит из двух видов — популярной и фольклорной культуры. Популярная культура отражает сегодняшний быт, а фольклорная — его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Таким образом. В народной культуре, в свою очередь, можно выделить два уровня — высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни, танцы принадлежат к высочайшим творениям народной культуры. Аудитория народной культуры всегда было большинство общества. Так было раньше, ситуация меняется в постиндустриальном обществе.

Субкультура и контркультура. Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, социальных, демографических, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Субкультура – это в чем-то ограниченная культура определенной социальной группы или этноса (цыгане, заключенные, пожилые люди, дети). Субкультуры дают входящим в них людям доступные для них средства самопознания и самоутверждения. При этом особым образом осмысляется и мир в целом. Характерными чертами субкультуры являются:

а) «стиль», предполагающий создание и поддержание определенного образа (костюм, прическа и т.д.);

б) манера поведения (походка, мимика);

в) жаргон;

Контркультура – это совокупность социально-культурных установок, крайне негативно ориентированных по отношению к ценностям господствующей культуры и даже противостоящей этой культуре. Сторонники концепции контркультуры отрицают индивидуально-личностный принцип в качестве высшей ценности, отказываются от христианской строгости в области семейно-брачных отношений, снимают запреты с эротической сферы, возводят в культ созерцательность и бесцельное времяпровождение. Носителями контркультуры оказалась молодежь индустриально развитых стран, а наиболее известные представители – «хиппи», «панки» – вошли в историю как яркие примеры молодежного протеста против ценностей взрослых.

1.6. Функции культуры. К основным функциям культуры можно отнести следующие:

а) защитная функция, которая является универсальной функцией. Она состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий, приспособлений — орудий труда, транспортных средств, источников энергии — человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. Но на смену одним неблагоприятным факторам, устраненным техническим прогрессом, приходят другие, порожденные им. Ухудшается экология, истощается почва, появляются новые болезни. Таким образом, материальная культура, технический прогресс, с одной стороны, снижает угрозу жизни и здоровью людей, а с другой — повышают ее. Функция сменяется дисфункцией.

б) коммуникативная функция. Она включает передачу информации в любом виде: устное и письменное сообщение. Общение людей, групп, народов, использование технических средств связи. Без общения себе подобных невозможны ни общество, ни культура.

в) нормативная функция. Она проявляется в том, что именно культура ответственна за создание норм, правил поведения людей. Они имеют самое разное наименование6 обычаи и традиции, приказы, постановления, законы, манеры, нравы. Их этих понятий образуются более сложные комплексы — право, мораль, идеология.

г) релаксационная функция. Релаксация — искусство психического и физического расслабления, разрядки. Для коллективного снятия напряжения существуют стилизованные формы — праздники, фестивали, увеселения, ритуалы. Средствами релаксации могут быть посещение театра, музеев, отдых на природе.

д) познавательная функция: любая культура создает свою картину мира, познает, исследует человеческую душу, общество и мир. Познание выступает необходимым элементом и трудовой и коммуникативной деятельности.

е) информационная функция: накопление, хранение и систематизация информации, что обеспечивает процесс культурного обмена.

е) гуманистическая функция: формирование нравственного облика личности. Культура как способ социализации личности, развитие его способностей, умений, его физических и духовных качеств.

ж) ценностная функция: культура как формирование ценностей, идеалов, культурных норм. Ценности — общепризнанная норма, сформировавшаяся в культуре, которая задает образцы и стандарты поведения. Каждая культура имеет свое ценностное ядро, воплощающее ее специфику, положение в мире, а также накопленный исторический опыт. Именно за счет трансформации своих ценностей культура поддерживает непрерывность своего существования.

1.7. Язык культуры. Культура является средством связи людей внутри общества, связи поколений в историческом его развитии, связи между разными народами и временами. С помощью своего языка культура выражает и транслирует накопленные внутри общества знания и опыт. Языком культуры можно назвать те средства, с помощью которых культура обеспечивает эту широкую коммуникацию, все те знаки, символы, тексты, формы, значения, которые являются способом запечатления и передачи культурного содержания этого опыта. Культура выступает как знаковая система символов, с помощью которых люди общаются друг с другом, общее понимание жестов, слов и других символов облегчат передачу культурного наследия. Культурный код — это совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может прочитываться. Знак — это материальный предмет (явление, событие), выступающих в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета. Если знак овеществленный носитель, то символ - это знак, не имеющий предметного значения, через который открывается глубинный смысл самого объекта. Например, эмблемы, гербы, знамена. Культура выражает себя через мир символических форм, передаваемых из поколения к поколению. Среди наук, изучающих проблему раскодирования информации, можно выделить особо семиотику и герменевтику. Семиотика — система о знаковых системах. Это относительно молодая наука. У истоков семиотики американский философ Чарльз Моррис (1901-1996) полагал, что понятие знака может оказаться столь же фундаментальным для наук о человеке, как понятие атома для физики или клетки для биологии, поэтому можно изучать культуру общества через язык как важнейшую из знаковых систем. Герменевтика — одна из древних наук появилась в раннем христианстве и занималась толкованием текстов.

 

1.8. Культура как нормативно-ценностная деятельность. Возможности духовного развития человека связаны с развитием материально-технической базы и, наоборот, уровень совершенства материальной базы зависит от духовного развития общества. Духовная культура выражается в различных формах — это обычаи, нормы, образцы поведения человека, сложившиеся в конкретных исторических условиях. Обычаи — это одно из самых древних явлений в духовной культуре человечества. Это привычные мало подвергаемые сознанию, целостные образцы поведения. Обычаи включают в себя традиции, которые поддерживаются через обряды и ритуалы, куда обязательно включаются нравственные регуляторы. В духовной культуре также действуют нормы, которые выделились из обычаев и приобрели самостоятельное существование или специально разработаны. Это могут быть нормы экономические, нравственные, правовые. На более высоком уровне духовной культуры находятся ценности. Ценность включает в себя интересы и потребности, долг и идеал, мотивацию. Идеи, которые лежат в основе ценностей, служат также основанием знаний. Знания — достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. На противоположном полюсе находятся мифы. Миф — фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека. Мифы включали в себя воспитательный момент, передавали навыки из поколения в поколение.

Контрольные вопросы

1. Каковы функции культуры в обществе?

2. Что означает культурогенез?

3. В чем разница понятий цивилизация и культура?

4. Какую роль играют ценности в культуре?

Date: 2015-10-19; view: 695; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию