Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Имагинации — «субъективное» сверхчувственное переживание
Тот вид восприятий, который имеется здесь в виду, почти всегда образный. Штайнер называл его «имагинацией» (лат. «имаго» — образ). Описания видений в поэзии, в религиозных текстах и в других документах древнего и нового времени часто полны образов, которые всегда и повсюду проникают в физический мир, в его моря, облака, острова, корабли, луга, цветы. Это ангельские существа, боги или черти, у которых более или менее похожая на человека форма тела. Эти описания часто натыкаются на недоверие и насмешки. Многие люди понимают «земное» в таких образах как доказательство их иллюзорности. Если видение переживает не намеренный мошенник, то мы думаем, что это, по меньшей мере, жертва самообмана. Вне всякого сомнения, многие так называемые «духовные» переживания основаны на суеверии, самовнушении или чистом надувательстве. Есть множество примеров тому из древнего и нового времени. Я хотел бы здесь только сказать, что наряду с этими ложными переживаниями существуют также «подлинные» сверхчувственные восприятия. «Земные» процессы во многих описаниях видений могут иногда показаться очень наивными. В некоторых случаях это, возможно, основано на том, что «пророки» различных эпох не находили другого пути, чтобы выразить себя. Они облачали свои видения в простые образы, которые были связаны с известным опытом физической жизни. Но имеется и также совершенно другая возможность: видения действительно содержали также итакой опыт! Штайнер настоятельно подчеркивает, что имагинации субъективны. То, что человек переживает в физическом мире, вновь всплывает в имагинациях — и это на самом деле не является доказательством того, что они целиком и полностью ирреальны. Земные образы могут служить как бы для того, чтобы защитить себя от внутренней реальности, которая иначе, если бы она переживалась непосредственно, могла бы оказать подавляющее действие. Имагинативное переживание можно рассматривать как бессознательное стремление защититься от неизвестного, используя известное как защитный покров. В своей книге «Порог духовного мира» (Собр. соч. 17) Штайнер отмечает: «Можно было бы даже сказать, что эти образы — это прежде всего занавес, которым душа закрывается от сверхчувственного мира, если она чувствует себя затронутой им». СОДЕРЖАНИЕ ИМАГИНАЦИЙ Само по себе абсолютно естественно, что имагинации появляются со временем как следствие внутреннего ученичества. Упражнения, которые исполнялись достаточно интенсивно, рано или поздно приводят к тому, что астральное тело, а позднее также и эфирное тело приобретают измененную структуру. Они сгущаются и тем самым становятся доступнее для обнаружения. То, что стоит по сути за первыми имагинативными переживаниями, — это почти всегда феномены и процессы, которые разворачиваются внутри человека. Если человек переживает панораму своей жизни, то он стало быть, воспринимает свое собственное эфирное тело. Три фигуры, которые явились профессору Капезиусу в мистической драме Штайнера, — это три его собственные душевные силы. В другом имагинативном переживании, которое часто появляется, человек сталкивается с более или менее странно оформленным, может быть, даже вызывающим ужас звероподобным существом, которое даже может напасть на него. Однако этот образ представляет собой, скорее всего, лишь проекцию желаний, влечений или стремлений, которые существуют в его собственном астральном теле и которые полностью переносятся на какой-либо объект в физическом внешнем мире. «Атака» на самого человека может, следовательно, быть кажущейся, а на самом деле она направлена против чего-то, находящегося вне его. Симпатии, антипатии, желания ивлечения окрашиваются, исходя из этого, в соответствии с внутренними переживаниями, так что они выглядят совершенно по-другому. Но может также случиться, что внутренние переживания человека испытывают изменения благодаря тому толкованию, которое он сам им дает. Все эти весьма дифференцированные нюансы должны учитываться при рассмотрении. Какими бы интересными ни казались имагинации, было бы все же лучше не приписывать содержанию образов слишком большое значение. Кто это ясно понимает, будет, конечно, осторожнее при оценке переживаний, которые случились с ним самим или с другими людьми. В книге «Как достигнуть познания высших миров» это формулируется следующим образом: «Не пробуй виденное тобою в духе облекать в слова или доискиваться до смысла неумелым рассудком. Отдавайся непредвзято своему духовному созерцанию и не порти его для себя всякими размышлениями о нем. Ибо ты должен помнить, что твоя способность мышления сначала бывает совершенно не подготовлена для суждения о твоем созерцании. Способность размышления ты приобрел в своей прежней жизни, ограниченной одним только физически чувственным миром, а то, что ты приобретаешь теперь, выходит за пределы этого мира. Поэтому не пытайся к новому и высшему прилагать мерку старого, только тот, у кого уже есть некоторая уверенность в наблюдении внутренних переживаний, может говорить о них для того, чтобы эта речь могла служить его ближним как импульс к развитию». Date: 2015-10-19; view: 290; Нарушение авторских прав |