Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятия как свидетельства «сверхчувственного» мира
То, что мышление является членом объективного мирового процесса, не противоречит тому факту, что используемые в повседневной жизни понятия, как правило, сильно окрашены личными переживаниями. Если я, например рассказываю слушателям о льве или о геометрической фигуре, каждый мысленно может представлять себе «собственный» образ. Однако все сразу же понимают, что имеется в виду. Есть нечто, что является общим для всех представлений о треугольнике — это именно понятие треугольника. Что же это такое — понятие? Каждый, кто сталкивался с проблемами теории познания, знает, что этот вопрос принадлежит к наиболее дискутируемым в истории философии. Так как понятия занимают центральное место в человеческом общении, мы по сути дела не можем видеть то, что действительно происходит в наших межличностных отношениях, если упустить из вида этот вопрос. Сегодня многие люди склоняются к тому, чтобы рассматривать понятия как феномен языка. Похожим образом думают очень многие философы. Представители логического эмпиризма, который, начиная с 1920 года, занимает ведущее положение в современной философии, ограничиваются в своих исследованиях главным образом разбором значения различных слов и выражений. Однако при помощи обычного логического анализа нельзя приблизиться к подлинному корню обсуждаемой здесь проблемы. Бертран Рассел (Bertrand Russell), наверное, самый известный представитель логического эмпиризма, приводит в своем изложении философии Платона меткое описание трудностей, перед которыми мы оказываемся, если хотим рассматривать понятия как чисто языковые феномены: «... мы не можем выражаться на языке, состоящем исключительно из собственных имен, нам, напротив, нужны также общие слова, такие как «человек», «собака», «кошка» или если не эти, то хотя бы такие определяющие слова, как «похожий», «прежде» и так далее. Такие слова — это не одни только бессмысленные звуки. И вряд ли можно понять, какими бы значительными они были, если бы мир состоял только из единственных предметов, которые бы обозначались именами собственными. Может быть, можно как-нибудь обойти этот аргумент; во всяком случае он представляет собой аргумент prima-facie в пользу универсалий» («Западная философия». Вена, 1978). Кто достаточно интенсивно пережил мышление и как творение человека, и как «мировой процесс», может быть увидит — или, по крайней мере, догадается, какое решение этой проблемы предлагает здесь Расселл. Наши представления о вещах окрашены нашими собственными образами воспоминаний и являются тем самым чем-то индивидуальным, однако понятия у нас общие с другими людьми. Понятие треугольника всегда предполагает одно и то же, совершенно независимо от того, кто бы его не переживал. Мы можем мысленно производить с этим понятием различные операции, так как мы все причастны одному и тому же объективно существующему миру мыслей, одному и тому же «сверхчувственному» миру. Date: 2015-10-19; view: 300; Нарушение авторских прав |