Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мышление как творчество человека
Предположим, что мы наблюдаем за красным шаром, катящимся по бильярдному столу. Этот шар сталкивается с белым шаром, приводит его в движение и изменяет в результате столкновения направление своего собственного движения. Здесь происходят два различных процесса. Один из них — это события на бильярдном столе. Они происходят в чувственном мире и полностью зависят от меня самого. Другой процесс разворачивается внутри меня и не может осуществляться без моего собственного участия. Он состоит в том, что я думаю о наблюдаемом феномене. Окончательным результатом может быть то, что я вплоть до мельчайших деталей «пойму», что происходит на бильярдном столе. За событием можно следить в момент происходящего. С мышлением это невозможно. Нельзя думать и одновременно наблюдать за мышлением. Однако же в последующем можно проанализировать процесс мышления. В мире как раз нет ничего такого, о чем можно было бы получить столь полное знание, как о собственном мышлении. Все другие объекты наблюдения как вне, так и внутри нас, являются нам, по крайней мере, большей своей частью, — без нашего личного участия. Мышление, однако, — целиком результат собственной внутренней активности. Если бы у человека не было собственной способности мышления, то весь мир, как он отражается в его сознании, должен бы был казаться ему абсолютным хаосом. Он переживал бы его как смятение красок, движений, звуков, тепловых, вкусовых и обонятельных ощущений. К этим ощущениям присоединяются чувства удовольствия и неудовольствия и — то тут, то там — побуждение делать то или другое. Однако почему же появляются эти чувства и осуществляются эти действия, остается неосознанным. Если бы человек переживал мир таким образом, он бы не смог, например, образовать понятия «причина» и «действие». Эти понятия образуются только при помощи собственного мышления. Мышление, следовательно, может выйти за пределы той области, которую можно познать при помощи чувственного восприятия. Можно также видеть, что то, что побуждает человека связывать между собой различные понятия (чтобы, например, понять происходящее на бильярдном столе), — это не нервные процессы в мозгу, а собственно содержание тех мыслей, которые связываются друг с другом. Мышление, следовательно, это не «продукт» процессов мозговой физиологии, а продукт собственной внутренней активности. Вспомним, как исследователь мозга Уайдлер Пенфилд выявил ряд физиологических факторов, которые подкрепляют данный подход. МЫШЛЕНИЕ КАК «МИРОВОЙ ПРОЦЕСС» Хотя мышление в целом — это продукт собственной внутренней активности, было бы все-таки неправильно описывать его как «субъективный» процесс. Не подлежит сомнению, что все мы постоянно впадаем в заблуждения, принимаем ошибочные решения и делаем поспешные выводы, однако, этот факт не дает нам права сомневаться, что возможности мышления могут раскрывать для нас картину мировых взаимосвязей, соответствующую реальности. Все ошибки мышления рано или поздно могут быть исправлены. Если мы захотим при помощи объективного сопоставления проанализировать принципиальную достоверность возможностей мышления, то для этого у нас не будет никакого другого вспомогательного средства, кроме как именно той самой способности, которую мы только что поставили под сомнение. Мы не могли бы обосновать наше скептическое отношение к мышлению, не найдя одновременно доказательства для в принципе неограниченного доверия, которое мы к нему испытываем. Таким образом, можно по-новому подойти к понятиям «субъективное» и «объективное». Только при помощи мышления мыможем считать себя «субъектом» и противопоставлять себя различным существующим вокруг нас объектам. Другими словами, мышление находится «по ту сторону» субъекта и объекта. Если мы так далеко продвинулись в наших рассуждениях, то сможем провести другое важное наблюдение. Мы можем понять, что мышление — это не только процесс, развивающийся внутри нас самих. Его нужно считать составным «членом мира». Мышление существует с такой же необходимостью, что и цветение растений. Пожалуй, мы можем ошибиться, если наблюдения, которые лежат в основе наших понятий, окажутся неполны, или будут вообще отсутствовать, или если наше мышление попадет в зависимость от эмоционального настроения или других неоправданных обстоятельств. Но это ничего не говорит, как только что отмечалось, о мышлении как таковом, а только о той ситуации, в которой оно происходит. Сравнение с растением уместно также в другой связи. Цветок может быть обезображен, если он не получает достаточно воды или если земля и воздух содержат неприемлемые вещества. Однако если условия роста все же нормальные, то цветок будет распускаться правильно. Также обстоит дело с мышлением. Оно будет «верным», если процессы будут происходить без помех. Другими словами: мышление — это определенно целиком и полностью наше собственное творение, но это творение находится в гармонии со всем миропорядком и является его частью. Date: 2015-10-19; view: 367; Нарушение авторских прав |