Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Имагинативные переживания нередки
Часто спрашивают, действительно ли и в какой мере ученики Штайнера имели такие же переживания, как и он. На этот вопрос очень сложно ответить. Некоторые признаки указывают сегодня на то, что имагинативные переживания теперь встречаются довольно часто. Такие впечатления могут стать причиной, чтобы начать духовное ученичество. Они могут появиться также как следствие осуществляемых упражнений. Совершенно несомненно, что среди тех, кто в наше время вступил на предложенный Рудольфом Штайнером путь упражнения, есть ряд людей, переживающих глубокие впечатления этого рода. Однако, по приведенным здесь причинам, они часто бывают очень немногословны в отношении своих внутренних переживаний. Они говорят об этом, лишь если есть действительный повод. Среди них встречаются поэты, предпочитающие выражать свои «узрения» в художественной форме. Они убеждены, что обычный повседневный язык совсем не справляется с внутренним величием действительных переживаний духа. Кто принимает во внимание описанную здесь подспудную сторону этих явлений, не удивится, если повстречает людей, которые ссылаются на беседы, доклады и книги и, главным образом, на высказывания Рудольфа Штайнера и которые неохотно или, по крайней мере, очень осторожно отвечают на вопросы о том, насколько они сами могли проверить сообщаемое им на собственном опыте. Часто замечаемая осторожность при обсуждении сверхчувственных феноменов не должна, однако, пониматься в том смысле, что люди не могут уверенно знать, существуют ли такие феномены на самом деле или нет. Настоящее «свободное от тела» переживание, как правило, ярко выделяется от чувственного опыта, который приобретается в обычном состоянии сознания. Кто непосредственно сталкивался с имагинатйвной сферой, знает, что есть сверхчувственная форма существования. Тем самым он обладает более широкими возможностями для того, чтобы выработать более определенную позицию относительно рассматриваемых Штайнером основополагающих вопросов. Но подняться выше ступени имагинативного переживания, чтобы достичь более объективных познаний духа природы, значительно сложнее. ОТ ИМАГИНАЦИИ К «ИНСПИРАЦИИ» Кто хочет подняться над имагинатйвной областью, должен, согласно Штайнеру, «пожертвовать» своими имагинациями, т. е. погасить (потушить, стереть) их. Для этого необходимо колоссальное напряжение. Кому это удается, тот переживает прежде всего полное внутреннее опустошение. После этого появляются впечатления совсем другого рода. Следует привести конкретный пример, чтобы показать, что имеется здесь в виду. В докладе от 9. 9. 1922 (Собр. соч. 215) Штайнер довольно подробно описывает, что происходит, когда человек гасит имагинацию. «И в этот момент, когда Вы достаточно сильны для этого, Вы живете в сознании, которое больше не отгорожено физическим организмом, больше не имеет перед собой эфирный организм... Душа вступает затем, благодаря более высокой степени инспирации, в состояние, в котором она была в духовном мире, прежде чем через зачатие, через эмбриональную жизнь, через рождение сойти в физический организм человека. Вы достигаете, таким образом, созерцания доземного существования человеческой души». Кто это переживает, тот чувствует себя «вплетенным в мир творческих сил» и переживает их как бы «звучащими». Таким образом он вступает в чисто духовный мир. Он знает: в этом мире он сам и все другие люди были до рождения, и в этот мир он возвратится после смерти. Тем самым он достигает ступени познания, которую Штайнер называет инспиративной. Того, кто воспринимает имагинацию, можно сравнить с неграмотным, который получил письмо. Того, кто воспринимает инспирацию, можно сравнить с человеком, который научился читать. Однако «шрифт», о котором здесь идет речь, переживается иным образом, чем буквы в физическом мире. Различные «знаки» исходят от сверхчувственных существ. Через них эти существа дают о себе знать людям, знакомым с их «языком». Поэтому достижение инспиративных знаний иногда называют «чтением скрытого письма». ОТ ИНСПИРАЦИИ К «ИНТУИЦИИ» Исчерпывающее, получаемое совершенно непосредственным путем знание сверхчувственной действительности может быть достигнуто только тем, кто продвинулся еще на один шаг на внутреннем пути ученичества. Упражняющийся, если он хочет сделать этот шаг, должен намеренно подавлять даже мощные внутренние переживания, которые возникают у него благодаря инспирации. То, что появляется после такого вторичного «погашения» в его сознании, которое в остальном абсолютно пусто, может путем энергичного, целенаправленного упражнения быть преобразовано в «интуитивную» познавательную способность. Как следует из контекста, Штайнер использует выражения «инспирация» и «интуиция» иначе, чем они обычно применяются. На вопросе, почему он выбрал именно эти обозначения, здесь трудно останавливаться детально. Того, кто имеет опыт инспиративных переживаний, можно сравнить с тем, кто может прочитать письмо, но адресата знает только по переписке. Тот, кто развил «интуитивную» способность, оказывается с этим адресатом — то есть со сверхчувственным существом — лицом к лицу. Это переживание, однако, испытывает еще одно усиление. В интуитивном познавательном акте, который происходит при полном освобождении от физического тела и в состоянии наивысшей ясности сознания, внутренняя сущность человека становится единой с объектом своего наблюдения. В объекте не остается ничего, чего бы наблюдатель не видел, а в его собственном восприятии нет ничего, что могло бы дать ему ложный образ получаемых им переживаний. Теперь он может с полной, окончательной уверенностью отличать иллюзию от действительности в сверхчувственных мирах. АНТРОПОСОФИЯ КАК «ДУХОВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ» Если совершающий упражнение человек достигает ступени интуиции, то он в принципе делает то же самое, что исследователь в лаборатории, устраняя со временем погрешности, оказывающие воздействия на его эксперимент, при помощи постоянного совершенствования экспериментальной техники. Это принципиальное соотнесение с господствующими научными методами исследования послужило для Штайнера поводом, чтобы охарактеризовать антропософию как форму «духовного исследования». Если проведенное каким-нибудь исследователем наблюдение хочет получить научное признание, то в соответствии с общепринятыми представлениями оно должно быть воспроизводимым. Это означает, что другой исследователь, который будет проводить это же самое исследование в таких же условиях должен в принципе прийти к таким же результатам. Но есть ли другие наблюдатели, которые достигли таких же конечных результатов, как Штайнер? По вышеприведенным причинам сложно однозначно ответить на этот вопрос. Однако те переживания, о которых сообщается в этой книге, свидетельствуют о том, что человек, по какой-либо причине попавший в «свободное от тела» состояние сознания, испытывает сверхчувственные восприятия такого же рода, что описывает и Штайнер. В частности так обстоит дело у людей, которые в состоянии угрозы смерти переживают панораму жизни. Здесь мы имеем дело с феноменом, который в значительной степени оказывается хорошо воспроизводимым. Видение панорамы жизни идентично с восприятием собственного эфирного силового поля. Исходя из этого феномена, можно описать, как появляется сверхчувственное переживание. Таким образом, оправдан вопрос: почему описаниям Штайнера, относящимся именно к этой теме, больше не уделяется внимание со стороны академических исследователей. Если проводятся дискуссии о научном содержании высказываний Штайнера, то часто приводятся некоторые цитаты об «астральном теле», «сверхчувственных существах» или о различных инкарнациях (воплощениях) человека. Подобные высказывания, которые вырваны из контекста и приводятся буквально, не могут дать ясного представления об антропософском духовном исследовании. Прежде чем обсуждать его результаты, следовало бы остановиться на обычном, впрочем, само собой разумеющемся исходном положении, что нужно прежде всего понимать применяемые методы. Лишь тогда можно делать выводы. Пожалуй, нет ни одного психолога, психиатра или невролога, чье описание условий, при которых появляется «внечувственное» восприятие, было бы общепризнанным. Вместе с тем сегодня этот вопрос очень актуален. Но на него не могло бы дать убедительного ответа и парапсихологическое исследование. Парапсихология гораздо чаще приводила к различным заблуждениям. Date: 2015-10-19; view: 389; Нарушение авторских прав |