Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Опасности духовного ученичества
Эта история болезни является иллюстрацией проблем, которые могут возникнуть, если недостаточно энергично проводились моральные упражнения, обязательно входящие в путь ученичества. Штайнер отмечает, что три скрытые до этого «личности» в определенных случаях высвобождаются благодаря упражнениям и могут завладеть главенствующим положением, если «Я» будет больше не в состоянии обуздывать их и удерживать вместе. Кто переступит порог духовного мира, не укрепив свою силу суждения, не выработав зрелых чувств и уравновешенной волевой жизни, неминуемо — согласно книге «Очерк тайноведения» — попадет в тяжелую ситуацию: «... И очень важно, чтобы наряду с упражнениями, имеющими целью высшее обучение, шли и другие упражнения, сообщающие устойчивость и твердость способности суждения, жизни чувства и воли. Ибо, если мы не принесем с собой высший мир этих свойств, то вскоре увидим, что «Я» окажется слабым и не сможет быть настоящим руководителем мышления, чувства и воли. При наличности этой слабости душа будет как бы раздираться по разным направлениям тремя личностями и ее внутренняя целостность будет нарушена». В книге «Как достигнуть познания высших миров» описывается также и другая опасность, которая может угрожать проходящему духовное развитие ученику в случае, если пренебрегают моральными упражнениями. Если начинает обучение человек с преобладанием какой-либо из трех человеческих душевных способностей (рассудка, воли, чувства), он может еще больше развить эти свойства (тем самым осложняя жизнь как себе, так и окружающим его людям) вместо того, чтобы преодолевать свою односторонность. «Когда такой волевой человек вступает на путь ученичества, тогда совершенно прекращается закономерное влияние чувств и мышления на волю, беспрепятственно побуждающую его к безмерным проявлениям своих сил. Возникает деспотическая натура, переходящая от одного необузданного поступка к другому. Второе уклонение происходит тогда, когда таким же безмерным образом освобождается от закономерных уз способность чувства. Личность, склонная к почитанию, может в таком случае подпасть в безграничную зависимость от других, вплоть до потери всякой собственной воли и мысли... Или может случиться при таком преобладании чувства, что натура, склонная к благоговению и религиозному подъему, впадает в совершенно поглощающую ее религиозную мечтательность. Третье бедственное последствие бывает в том случае, если пересиливает мышление. Тогда развивается враждебная жизни, замкнутая в себе созерцательность. В глазах таких людей мир имеет значение лишь в той мере, в какой он доставляет им материал для удовлетворения их безгранично возросшей жажды мудрости. Никакая мысль не побуждает их к действию или к чувству. Они выступают во всем как безучастные, холодные натуры. Они избегают всякого соприкосновения с вещами повседневной действительности, как чего-то, вызывающего в них отвращение, или, по крайней мере, потерявшего для них всякое значение. Таковы три ложных направления, на которые может вступить духовный ученик: деспотизм, расплывчатая чувствительность и холодное, бессердечное стремление к мудрости». Кто в течение многих лет идет по антропософскому пути упражнений и способен видеть других людей с такими же духовными стремлениями, может понять, что приведенные выше опасности действительно существуют. Согласно Штайнеру, внешний вид человека, попавшего на один из этих ложных путей, при поверхностном рассмотрении не очень отличается от вида душевнобольного или, по меньшей мере, нервнобольного. Но в действительности отличие все-таки большое. Интересно сравнить описание болезненных нарушений в интеллектуальной, эмоциональной и волевой жизни, сделанное Гуннаром Лундквистом, с описанием Штайнером трех «ложных путей». Серьезно больной человек, как правило, не может ничего значительно изменить в своей ситуации. И наоборот, это может сделать тот, кто из-за своих внутренних упражнений временно потерял душевное равновесие. Может быть, надо еще раз указать на то, что шесть сопутствующих упражнений являются незаменимым вспомогательным средством для каждого человека, кто стремится к духовному развитию и хочет полностью сохранить психическое здоровье. Никогда не поздно начать сначала. В только что упомянутой работе, написанной в октябре 1906 года, Штайнер отмечает, что «шесть упражнений окончательно парализуют вредное воздействие, которое могут иметь другие оккультные упражнения, так что в результате останется только благоприятное воздействие». Date: 2015-10-19; view: 322; Нарушение авторских прав |