Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опасности духовного ученичества





Эта история болезни является иллюстрацией проблем, кото­рые могут возникнуть, если недостаточно энергично проводились моральные упражнения, обязательно входящие в путь учени­чества.

Штайнер отмечает, что три скрытые до этого «личности» в определенных случаях высвобождаются благодаря упражне­ниям и могут завладеть главенствующим положением, если «Я» будет больше не в состоянии обуздывать их и удерживать вме­сте. Кто переступит порог духовного мира, не укрепив свою силу суждения, не выработав зрелых чувств и уравновешенной воле­вой жизни, неминуемо — согласно книге «Очерк тайноведе­ния» — попадет в тяжелую ситуацию:

«... И очень важно, чтобы наряду с упражнениями, имеющи­ми целью высшее обучение, шли и другие упражнения, сооб­щающие устойчивость и твердость способности суждения, жизни чувства и воли. Ибо, если мы не принесем с собой высший мир этих свойств, то вскоре увидим, что «Я» окажется слабым и не сможет быть настоящим руководителем мышления, чувства и воли. При наличности этой слабости душа будет как бы разди­раться по разным направлениям тремя личностями и ее внутрен­няя целостность будет нарушена».

В книге «Как достигнуть познания высших миров» описыва­ется также и другая опасность, которая может угрожать прохо­дящему духовное развитие ученику в случае, если пренебрегают моральными упражнениями. Если начинает обучение человек с преобладанием какой-либо из трех человеческих душевных способностей (рассудка, воли, чувства), он может еще больше развить эти свойства (тем самым осложняя жизнь как себе, так и окружающим его людям) вместо того, чтобы преодолевать свою односторонность.

«Когда такой волевой человек вступает на путь ученичества, тогда совершенно прекращается закономерное влияние чувств и мышления на волю, беспрепятственно побуждающую его к без­мерным проявлениям своих сил. Возникает деспотическая нату­ра, переходящая от одного необузданного поступка к другому. Второе уклонение происходит тогда, когда таким же безмерным образом освобождается от закономерных уз способность чувства. Личность, склонная к почитанию, может в таком случае под­пасть в безграничную зависимость от других, вплоть до потери всякой собственной воли и мысли... Или может случиться при таком преобладании чувства, что натура, склонная к благогове­нию и религиозному подъему, впадает в совершенно поглощаю­щую ее религиозную мечтательность. Третье бедственное по­следствие бывает в том случае, если пересиливает мышление. Тогда развивается враждебная жизни, замкнутая в себе созер­цательность. В глазах таких людей мир имеет значение лишь в той мере, в какой он доставляет им материал для удовлетворе­ния их безгранично возросшей жажды мудрости. Никакая мысль не побуждает их к действию или к чувству. Они выступают во всем как безучастные, холодные натуры. Они избегают всякого соприкосновения с вещами повседневной действительности, как чего-то, вызывающего в них отвращение, или, по крайней мере, потерявшего для них всякое значение.

Таковы три ложных направления, на которые может всту­пить духовный ученик: деспотизм, расплывчатая чувствитель­ность и холодное, бессердечное стремление к мудрости».

Кто в течение многих лет идет по антропософскому пути упражнений и способен видеть других людей с такими же ду­ховными стремлениями, может понять, что приведенные выше опасности действительно существуют.

Согласно Штайнеру, внешний вид человека, попавшего на один из этих ложных путей, при поверхностном рассмотрении не очень отличается от вида душевнобольного или, по меньшей мере, нервнобольного. Но в действительности отличие все-таки большое. Интересно сравнить описание болезненных нарушений в интеллектуальной, эмоциональной и волевой жизни, сделан­ное Гуннаром Лундквистом, с описанием Штайнером трех «лож­ных путей». Серьезно больной человек, как правило, не может ничего значительно изменить в своей ситуации. И наоборот, это может сделать тот, кто из-за своих внутренних упражнений вре­менно потерял душевное равновесие.

Может быть, надо еще раз указать на то, что шесть сопут­ствующих упражнений являются незаменимым вспомогатель­ным средством для каждого человека, кто стремится к духовно­му развитию и хочет полностью сохранить психическое здо­ровье.

Никогда не поздно начать сначала.

В только что упомянутой работе, написанной в октябре 1906 года, Штайнер отмечает, что «шесть упражнений оконча­тельно парализуют вредное воздействие, которое могут иметь другие оккультные упражнения, так что в результате останется только благоприятное воздействие».







Date: 2015-10-19; view: 322; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию