Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высвобождение душевных сил





Благодаря тому, что каждая из трех сил души включена в определенный физиологический процесс, мысли, чувства и во­ля, само собой разумеется, также вплетены в эфирное силовое поле.

Можно себе представить, что посредством эфирного тела ду­шевные силы определенным образом взаимодействуют с тремя системами органов. Но, как мы видели в главе «Сверхчувственная действительность», эфирное поле может при определенных обстоятельствах целиком или частично отделиться от физическо­го тела. Этот процесс — необходимое условие для развития чело­века, который достиг ступени осознанного, последовательного сверхчувственного восприятия. Если, следовательно, эфирное поле расширяется и до определенной степени высвобождается из тела, три душевные силы также разрывают свою закономерную связь друг с другом. Тем самым расстраиваются определенные психологические процессы и происходят глубокие преобразова­ния внутри человека. То, что при этом происходит, так описы­вается в книге «Как достигнуть познания высших миров»:

Таково изменение, замечаемое в себе духовным учеником. Оно состоит в том, что не возникает больше никакой связи меж­ду представлением и чувством, или между чувством и решением воли, и т. д., если ученик сам не создает этой связи. Никакое побуждение не заставит его перейти от мысли к действию, если он сам свободно не вызовет в себе этого побуждения. Отныне он способен оставаться совершенно бесчувственным перед фак­том, который до его ученичества внушал ему пламенную любовь или злейшую ненависть; он может оставаться бездеятельным при мысли, которая прежде как бы сама собой воодушевляла его к действию. И он может совершать поступки из волевых ре­шений, для которых у людей, не прошедших через духовное обу­чение, не оказывалось бы ни малейшего подвода. Великое завое­вание духовного ученика состоит в том, что он достигает совер­шенного господства над взаимодействием этих трех душевных сил; но зато это взаимодействие ложится вполне на его собст­венную ответственность.

Нужно ясно понять, что посредством духовного обучения три способности души приобретают в жизни человека отчасти новые задачи.

Они могут стать посредниками, даже в некотором роде по­сланцами, несущими знания о мире, который недоступен для физических органов чувств.

Кто через медитацию вживался в отношения сил души с различными областями сверхчувственного мира, может, по данным Штайнера, ясно воспринять это родство, когда просыпается утром: эти высшие силы могут ночью вливаться в человека как дарование мировой воли, мирового чувства и мировой мысли и способствовать его внутреннему преобразованию (Доклад от 24. 3. 1910. Собр. соч. 119).

Благодаря тому, что мысль, чувство и воля шаг за шагом соединяются c этим космически-сверхчувственным процессом, на определенной стадии внутреннего развития они больше не будут переживаться как три душевные способности, а как три духов­ных существа, три «личности» с собственными характерными особенностями.

Как переживается такое «расслоение личности», которое в позитивном смысле выступает как результат целенаправлен­ного духовного обучения, Штайнер показывает в одной из своих драммистерий (Собр. соч. 14). Действие всех четырех драм, которые появились в 1910—1913 годах дает образ группы духов­но ищущих людей и изображает путь их развития, их межлич­ностные отношения и их отношение к остальному миру.

Один из главных героев — гуманист и университетский про­фессор Капезиус. Уже пожилым он знакомится с внутренним пу­тем обучения Бенедиктуса, духовного учителя, который своим человечным поведением внушал ему глубокое доверие.

Будучи учеником Бенедиктуса, Капезиус пережил духовное развитие, которое было достигнуто благодаря душевному учени­честву; он решился после первоначального колебания начать осуществлять внутренние упражнения. Его самой главной опо­рой и помощником стала написанная Бенедиктусом книга жизни с медитативными рассуждениями, в которые он снова и снова погружался.

В качестве примера нужно процитировать три строчки из текста, имеющего ясно выраженный медитативный характер.

«В твоем мышлении живут мировые мысли».

«В твоем чувстве ткут мировые силы».

«В твоей воле действуют мировые существа».

Варианты перевода:

В своем мышлении живут вселенной мысли.

Вселенной мощь в своих сокрыта чувствах.

Вселенной сущности в твоей глаголют воле.

В течение многих лет Капезиус в ходе упражнений снова и снова со все большим упорством постоянно возвращался к это­му месту в тексте. Однажды, когда он сидел за своим рабочим столом, углубившись в эти предложения, он испытал особенно сильное воздействие этих слов. Он смог, как никогда прежде, вчувствоваться в них, что вызвало особенное переживание. Сло­ва стали безусловной действительностью. Ему казалось, что он покинул свое тело. Чужие существа овладели им ВНУТРИ, и он слышал слова, которые он не понимал и не считал своими собственными. Чувство страха, которое превосходило все до сих пор пережитое, охватило его. Но ему удалось — благодаря его внутреннему обучению — удержать душевное равновесие и со­хранить свое сознание. Он был глубочайше потрясен, однако это событие не заставило его отчаяться.


По ходу действия драмы оказывается, что это переживание, напротив, дает ему новые внутренние силы. Начиная с этого момента, он переживает сверхчувственный мир как непосредст­венную реальность. Его эфирное поле отражает для него следы и отпечатки из области, которая раньше была для него закры­та. Используя афоризм, восходящий к античным мистериям, можно было бы сказать: он «переходит порог» духовного мира.

Также характерно, что три существа, которые он переживает и которые в основе своей являются его собственными усиленны­ми душевными силами, проявляются порой в негармоничных, нарушенных взаимоотношениях.

ПРИМЕР ИЗ «ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

Нужно считаться с тем, что столкновение с такой дисгармо­нией между душевными силами может быть еще более сильным и казаться еще более страшным для человека, с которым по какой-либо причине случаются подобные происшествия, если он заблаговременно не прошел целенаправленное обучение.

Необычный и примечательный пример такого расслоения личности описывается двумя американскими психиатрами X. М. Клеклеем (Η. М. Cleckley) и Т. X. Тигпеном (Т. Н. Thigреn) в книге «Три лица Евы». Научное сообщение об этих собы­тиях было опубликовано в «Журнале патологической и социальной психологии» («Journal of abnormal and Social Psychology"), выпуск 1954 г.

Ева Уайт — застенчивая, замкнутая и педантично коррект­ная женщина с напряженной осанкой. Она редко смеется. В детстве она пережила тяжелое шоковое переживание, которое, по словам Клеклея и Тигпена, изменило всю ее личность. Мать заставила ее подойти к гробу бабушки и дотронуться до тела покойной. Ева стала с этого момента замкнутой, скованной и стеснительной. Позднее у нее появились конфликты с ее мужем, с ней часто случаются обмороки и ей кажется, что она слышит чужие голоса.

Наконец она обратилась за психиатрической помощью. И однажды, во время сеанса лечения, она полностью изменилась. Выражение ее лица стала другим, и легкая дрожь пробежала по всему телу. «Руки легко опустились. Голубые глаза внезапно раскрылись. Вдруг засияла беззаботная жизнерадостная улыб­ка. Незнакомым, радостным голосом пациентка сказала: «День добрый, милый доктор». Фривольно подняв юбку и тихо за­смеявшись, она перекинула ногу на ногу и опустилась в глубо­кое кресло. Стесненные манеры Евы Уайт отступили перед расслабляющим спокойствием. Она кокетливо откинула назад голову. Ее лицо было свежим и потрясающе свободным от при­вычных отпечатков душевного гнета. Казалось, она едва удер­живается от смеха».


В ходе лечения Тигпену удалось выделить другую личность, которая называла себя Евой Блэк. Она очень довольна этим и говорит каждый раз, когда это случается, что Ева Уайт — кото­рую она глубоко презирает — становится все слабее.

Тигпен спрашивает, что при этом происходит и получает ответ: «В этот момент это тело принадлежит мне».

Ева Уайт замечает следы того, что произошло во время ее обморока. Она находит красное платье в своем шкафу и флакон дешевых духов.

Она ничего не знает о Еве Блэк, но понимает из бесед с Тигпеном, что голоса, которые, как ей кажется, она иногда слышит, собственно говоря, исходят от Евы Блэк, которая пытается за­владеть ее телом.

Странная и особо примечательная деталь в этой истории — это убедительно подтвержденный Тигпеном факт, что Ева Блэк имела аллергию на «нейлоновые чулки» — чего не было у Евы Уайт.

Со временем появилась третья, опять совершенно новая лич­ность. Она назвала себя Джейн и имела гораздо больший круг интересов, чем обе ее предшественницы. Во многих ситуациях она проявляла совершенно иную способность проникновения в сущность вещей, чем они, и была очень одаренной. Ева Блэк ненавидела Джейн, но ничем не могла помешать ей, когда она снова и снова завладевала оспариваемым телом.

Во время одного терапевтического сеанса с Джейн случился приступ и она закричала: «Мамочка!.. Мамочка!.. Не надо!.. Нет... нет... я не хочу... я не хочу!»

После второго приступа, который произошел вскоре после этого, появилась четвертая личность, которая назвала себя Эве­лин и была очень похожа на Джейн, но не идентична с ней. Эвелин рассказала, что крик Джейн был вызван переживанием заново страшного события из детства, когда она должна была дотронуться до мертвой бабушки. Эвелин показала, что ей пол­ностью известно о всех трех личностях. В некотором роде она стояла над ними.

После лечения Ева развелась, вышла замуж за другого че­ловека, заботится о своем ребенке и вообще выглядит гармонич­ной личностью.

Теория Тигпена основывалась на том, что Эвелин — это изначальная личность, которая в результате события с бабуш­кой была вытеснена и только со временем и при помощи Джейн вновь смогла завладеть своим телом.

Ева Уайт со своим формально подчеркнутым, в чем-то обы­вательским поведением, Ева Блэк со своей в известной степени грубой энергией и Джейн со своей богатой душевной жизнью — все они, если так можно сказать, в некотором роде связаны с одной из трех этих психических сил.

Если гипотеза Тигпена верна, то Эвелин — это «Я», которое стремится соединить расщепленные силы в единую личность.







Date: 2015-10-19; view: 332; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию