Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Родственные упражнения





Существует ряд упражнений, которые явно имеют родствен­ное отношение к некоторым из шести сопутствующих упражне­ний. Рудольф Штайнер описал их совсем в другой связи. Неко­торые из них кажутся все же такими важными, что мне хоте­лось бы их здесь воспроизвести. В докладе «Нервные явления и сила Я» (11. 1. 1912. Собр. соч. 143) содержатся различные ука­зания для некоторых плодотворных волевых упражнений.

Этот доклад имеет сегодня огромную актуальность. Описа­ния нервных симптомов и то, как их следует преодолевать путем упражнений, имеет сегодня больше значимости, чем во времена первой публикации доклада.

Для усиления воли можно попробовать, например, изменить свой собственный почерк. Не следует ждать, пока сила воли не­посредственно установится в результате шестого упражнения. Напротив, можно попытаться овладеть ею совершенно осознан­ным образом.

Задача состоит в том, чтобы в течение определенного вре­мени не только писать буквы, но и «рисовать» их, чтобы благо­даря этому добиться изменения почерка. Чтобы достичь успеха, нужно будет в течение долгого времени ежедневно заниматься этим пятнадцать минут или полчаса. 84

Другое упражнение по усилению воли — это преодоление ка­кой-нибудь перенятой (но ни в коем случае не имеющей жизнен­ного значения) или даже вредной привычки. Можно, например, энергично ограничить себя в сладостях кофе, сигаретах и т. п. — или даже совсем от этого отказаться. Всегда существуют какие-то склонности или потребности, которые следовало бы преодолеть соответствующим образом. Это упражнение, однако, абсолютно не должно выродиться в какую-то форму аскетизма. Раньше люди пытались одолеть свои вожделения и проложить дорогу к сверхчувственным переживаниям, тяжелыми самоистя­заниями, влияя на свое физическое тело. Они в определенной степени способствовали «умерщвлению» физического тела, что­бы тем самым пробудить в себе другие силы. Это практикова­лось в древности и по сей день практикуется в Индии, а также существовало в Европе в средние века.

Рекомендованный Штайнером метод ведет не к ослаблению тела, а к усилению души. Это становится возможным, если чело­век привыкает к тому, что он строго следует своим собственным приказам. Тогда постепенно он сам по себе совершенно не будет больше стремиться к несущественному.

Часто совсем не так просто следовать указаниям Штайнера: «Лучшие упражнения (для эмоциональной жизни) можно проводить, обращая их к людям, к которым питают отвращение. Со всей силой нужно подавлять это отвращение и беспристраст­но передаваться воздействию всего, что эти люди делают» (Рудольф Штайнер, «Теософия»).

Другое родственное упражнение, описанное в книге «Как до­стигнуть познания высших миров», состоит в том, что человек решает терпеливо выслушивать рассуждения, которые считает необоснованными, не делая возражений и даже не переживая внутри себя какой бы то ни было критики.

«Обучающийся должен, например, прислушиваться к выска­зываниям людей, которые в каком-то отношении значительно ниже его. При этом он должен подавлять любое чувство превос­ходства или всезнайства».

Кто стремиться занять такую внутреннюю позицию, конечно, не будет (да и не должен) обманывать себя из-за этого.

Его способность суждения не ослабится. Напротив, она ста­нет глубже. Ибо подобного рода упражнения могут иметь похо­жее воздействие, как и шесть сопутствующих упражнений, а именно: они открывают самое сокровенное человека для окру­жающего его мира.

«Если ученик учится слушать не критикуя даже тогда, когда излагается полностью противоположное мнение, когда перед ним разворачивается полный абсурд, тогда он мало-помалу учится полностью сливаться с сущностью другого, целиком растворяться в ней».








Date: 2015-10-19; view: 438; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию