Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. А. Нейфах, Ю. В. Котелова, И. Н. Дукельская





Рационализация методов обучения аппаратчиков химической промышленности 29

 

<...> Работа аппаратчиков в химической промышленности является одним из наиболее типичных примеров такого типа профессий, в которых основное значение приобретают не вопросы овладения моторно-сенсорными навыками, а общее осмысление, понимание и представление хода технологического процесса, умение быстро мобилизовать это понимание в непредвиденных аварийных ситуациях. Вместе с тем основными психологическими функциями, требующимися в данной профессии, являются внимание, наблюдательность, сопротивление автоматизации.

Одна детальная профессия из этой общей группы (включающей в себя ряд отличающихся друг от друга профессий), а именно работа генераторщика водяного газа в генераторном отделе системы Ньютон-Чемберс аммиачного завода, была выделена для работы по рационализации обучения.

188

Краткое описание работы генераторщика сводится к следующему: работа заключается в самостоятельном ведении, но по заданному, предписанному режиму, технологического процесса, в котором он сам не имеет права производить изменения и отклонения.

Основные операции, которые он производит, следующие: разжигание генераторов, производимое не ежедневно; очистка, производящаяся раз в смену; пуск и остановка генератора, производимые в требующиеся моменты; постоянное наблюдение за контрольно-измерительными приборами и другими ориентировочными точками, причем, так как каждой фазе процесса соответствует определенное сочетание показаний ряда приборов, то генераторщик быстро переключает свое внимание, в зависимости от фазы, с одного комплекса на другой, делая это в определенные чередующиеся промежутки времени. Вместе с тем он за рядом приборов должен наблюдать постоянно, так как их показания никак не связаны с какой-либо определенной фазой. Практически он проделывает все это лишь временами, часто отвлекаясь и упуская их. За третьим показателем он следит изредка, специально несколько раз в смену подходя к нему.

Таким образом, ему приходится, на фоне постоянно требующегося внимания по отношению к одним показателям, уметь быстро переключать его по отношению к другим (в определенно установленной последовательности), не забывая изредка для третьих показателей отходить в специальные места.

Основными необходимыми знаниями и умениями, нужными генераторщику, являются:

а) Знание хода технологического процесса, пути исследования его.

б) Знание конструкции аппаратуры, ее коммуникации.

в) Значение точного расположения клапанов, порядка смены открытия и закрытия их, умение производить точные ручные действия для регулирования этой смены.

г) Понимание значения показаний всех контрольно-измерительных приборов, а также других ориентировочных точек, связи этих указаний с ходом технологического процесса, связи отклонений от нормальных показаний с теми или иными неполадками в аппаратуре <...>

189

д) Значение последствий, к которым может привести та или иная ситуация, опознанная генераторщиком по показаниям контрольно-измерительных приборов <...> или сообщенная ему каким-либо другим путем.

е) Знание и умение производить необходимые при каждой аварийной ситуации мероприятия для возможно более быстрой ликвидации ее, предотвращения возможных опасных последствий.

ж) Умение производить требующиеся записи всех контрольно-измерительных приборов и понимание связи между качеством получаемого газа <...> и ходом процесса для сообщения сменному инженеру и старшему аппаратчику о требующихся изменениях в регулировке процесса.

Что касается требующихся умений в смысле моторных манипуляций, то они <...> не дают больших индивидуальных различий, не играют дифференцирующей роли в разделении работников на лучших и худших.

Из учета вышеуказанного характера работы генераторщика вытекают и <...> мероприятия по рационализации производственного обучения. Максимальное участие в этой работе центральных процессов — большое значение осмысления, выработки суждения при малом относительном удельном весе моторики, при сравнительно небольшой роли и сенсорных восприятий, ставят вопрос о том, что основным методом рационализации обучения должен быть не вопрос о тренировке тех или иных отдельных функций, не вычленение из всего производственного комплекса отдельных элементов производственной работы, а выработка мероприятий, которые помогли бы учащемуся в наилучшем освоении понимания хода технологического процесса, встречающихся в нем отклонений, и в практическом участии в преодолении всех могущих быть отклонений и неполадок, ибо для овладения этим недостаточно одно теоретическое знание, а требуется некоторый общий комплекс, в котором было бы связано и теоретическое понимание и практическое выполнение работ.


Именно это положение делает целесообразным создание установки имитационного характера («учебный щит»), которая дала бы возможность воспроизводства в экспериментальном порядке всех <...> отклонений и неполадок и преодоления их учащимися.

190

Составленный перечень этих отклонений, рассчитанный примерно на 12 дней, включает основные неполадки, причем распределение их исходит из того, что материал должен быть расположен, постепенно восходя от более мелких, так сказать, текущего характера, неполадок к более крупным, давая некоторую повторяемость всех ситуаций, причем частота повторений для каждой из них основывается и на степени ее сложности, и на частоте ее встречаемости в производственном процессе.

Кроме того, следует указать ряд дополнительных мероприятий по рационализации обучения, а именно:

А. Составление таблицы аварийных ситуаций, в которой максимально полно были бы выявлены все бывшие и возможные аварийные ситуации, расположенные, примерно, по следующей схеме:

а) признаки ее опознания и частота;

б) причины возникновения данной ситуации;

в) изменения, которые она может вызвать во взаимосвязи аппаратуры, пути следования газов, ходе химических реакций;

г) последствия, к которым она может привести;

д) меры <...> для ликвидации уже создавшихся ситуаций и

е) для предотвращения самой возможности ее появления.

Б. Организация сбора в дальнейшем всех конкретных происшествий, как дошедших до подлинных аварий, так и успевших быть предотвращенными, — примерно по следующей схеме:

а) подробное описание самого происшествия;

б) точный перечень действий, предпринятых работниками (сменный инженер, старший аппаратчик, сам генераторщик и др.);

в) оценка этих действий, с указанием правильных мероприятий и допущенных ошибок, с выявлением причин последних (неправильное установление причины ситуации, неправильный расчет во времени, растерянность работников и т. д.);

г) подлинные причины происшествия, моменты, которые могли бы его предотвратить.

В. Составление вопросников типа задач такого перекрестного характера, которые являлись бы тренировкой для логического мышления и повторением пройденного.

191

Г. Ежедневное краткое обсуждение прошедшей смены, подытоживание бывших в этой смене изменений и неполадок.

Д. Применение учебных пособий для ознакомления учащихся с ходом технологического процесса при нормальном протекании <...> и в аварийных ситуациях.

Установки типа подобного учебному щиту, о котором говорилось выше, могут найти применение в ряде других профессий «наблюдательского» типа.


191







Date: 2015-10-19; view: 351; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию