Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Л. И. Селецкая
Тренировка функции цветоразличения 27 Детальный анализ профессии сталевара показал, что в этой профессии успех работы в значительной степени зависит от тонкости восприятия цветовых оттенков и яркости накала и точности запоминания некоторых цветовых стандартов, соответствующих различным температурам мартеновской печи в различные периоды плавки. Разнообразие наблюдаемых сталеваром оптических признаков очень велико: в процессе плавки меняются по различным периодам цвет и яркость факела пламени в зависимости от температуры, количества и качества топлива, накала стен и свода, меняется поверхность шлака в зависимости от нагретости ванны; искра при взятии горячей пробы и излом холодной пробы меняются в оттенках и блеске в зависимости от содержания углерода в металле. Каждое, даже незначительное изменение в цветовом тоне и яркости говорит опытному сталевару о наличии каких-либо изменений (нормальных или отклоняющихся от нормы) в ходе плавки в температуре печи в целом или на отдельных ее участках. Наблюдение за рядом этих признаков особенно трудно оттого, что все наблюдаемые цвета имеют очень высокую яркость, следовательно, длительное наблюдение и вглядывание в печь невозможно, так как благодаря адаптации глаза цвет меняется; кроме того, наблюдение за изменением окраски при очень высоких яркостях весьма затруднительно. Ввиду значительной роли оптических моментов в профессии сталевара при изучении институтом вопросов производственного обучения сталеваров эти моменты были выделены в особую тему. Вопрос о тренируемости таких способностей, как цветоразличение или различение яркостей, до сих пор освещен в литературе очень слабо. Отсутствует также и аппаратура, пригодная для тренировки этих функций. Поэтому 179 первым этапом нашей работы было создание соответствующей аппаратуры. Нами сконструирован прибор для тренировки в различении изменений яркостей. На этом приборе произведена серия опытов над 22 испытуемыми девушками в возрасте от 16 до 18 лет. Опыты были проведены с целью выяснить: 1) возможно, ли улучшить показатели различения яркостей под влиянием тренировки и 2) влияет ли тренировка в различении яркостей одного цвета на улучшение качества различения яркостей других цветов. Опыты были поставлены следующим образом. В первом опыте каждой испытуемой предлагались для различения яркости голубого цвета, во втором опыте — яркости красного цвета и в третьем — зеленого. Затем, чтобы элиминировать действие упражнения, те же три опыта были повторены в обратном порядке. На основании результатов этих опытов, констатирующих уровень различения яркостей у наших испытуемых, весь коллектив был разбит на две группы, примерно равноценных по своим начальным результатам. Затем были проведены тренировочные эксперименты с одной группой испытуемых на красном цвете, с другой группой — на зеленом. Тренировочные опыты отличались от констатирующих тем, что в них при каждой ошибке испытуемого экспериментатор показывал, как должно было бы быть установлено правильно. По окончании тренировочных опытов (6—8 дней) были проведены контрольные опыты в тех же цветах, в каких учащиеся были испытаны в констатирующих опытах. Результаты этого эксперимента показали, что под влиянием тренировки функция различения яркостей улучшается с большей или меньшей закономерностью у обеих групп испытуемых и что существует несомненный перенос натренированности в различении яркостей одного цвета на другие цвета, причем степень этого переноса совершенно не зависит от близости цветовых тонов по их расположению в спектре, т. е. тренировка в различении яркостей красного и зеленого тона в равной мере влияет на улучшение способности различения яркостей голубого тона, хотя, казалось бы, зеленый цвет как более близкий к голубому мог оказать большее влияние, чем красный. В жизни мы встречаем подтверждение этого факта в том, что лица, страдающие дальтонизмом, не будучи в состоянии отличить красный цвет от зеленого, в пределах каждого 180 из этих цветов очень хорошо различают даже незначительные изменения в яркости. Наши опыты показали, что существуют большие индивидуальные различия между нашими испытуемыми: одни испытуемые первоначально дают плохие показатели и значительно улучшают их в результате тренировки; другие испытуемые дают первоначально хорошие показатели и незначительно улучшают их и третьи испытуемые с плохими начальными показателями дают в результате тренировки все же сравнительно высокую кривую ошибок. Для того, чтобы проверить тренируемость способности различения цветовых оттенков, был сконструирован специальный прибор, опыты на котором предполагается поставить в 1935 году. Из производственных навыков, которыми овладевает сталевар в результате опыта, мы выбрали навык по определению температуры мартеновской печи по накалу свода и задней стены. Мы считаем, что навык этот может быть привит учащемуся при прохождении им производственной практики в школе ФЗУ, если этому вопросу будет уделено специальное внимание. Мы считаем, что обучение определению температур может быть частично вынесено за пределы цеха и проведено в школьной обстановке. Для этой цели по просьбе института светотехническим кабинетом Московского энергетического института сконструирован специальный прибор, при помощи которого можно в лабораторной или школьной обстановке демонстрировать учащимся различные накалы температур, как их можно наблюдать через «гляделку» мартеновской печи. При помощи экспериментов на этом приборе с одновременной демонстрацией и с объяснением учащимся производственного значения температур, а также при увязке школьного обучения с обучением определению температур в цеху с проверкой на показателях пирометра возможно привить учащимся навыки в определении температуры в более короткий срок и более точно, чем они этого достигают при несистематическом, случайном обучении в процессе производственной работы.
181 Date: 2015-10-19; view: 362; Нарушение авторских прав |