Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В. В. Чебышева
Методы обучения сталеваров борьбе с неполадками в работе мартеновских печей 28 ЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОЧИХ И ОБУЧЕНИЕ Борьба с неполадками в работе мартеновских печей, с вызываемыми ими отклонениями хода мартеновского процесса от нормального является задачей большой хозяйственной важности. Даже лучшие наши заводы несут значительные потери от понижения сортности и брака металла, от простоев и преждевременного износа печей и т. д. Борьба эта должна непосредственно опираться на мобилизацию активности участников социалистического производства, и ее успех зависит от их сознательного социалистического отношения к труду <...> Разрешение задач борьбы с неполадками идет тремя путями: путем технического усовершенствования, рациональной организации производства и путем отбора и обучения рабочего персонала. Первые две группы мероприятий, уменьшая влияние производственного поведения рабочих как непосредственной причины неполадок, отнюдь не снимают его значения. Анализ повторяющихся неполадок в работе мартеновских печей показывает, что большинство из них связано с непосредственными ошибками и упущениями со стороны персонала, особенно непосредственно обслуживающего агрегат (сталевары, первые подручные)* <...> Уметь регулировать плавку — это значит учитывать все предшествующие факторы (шихта, состояние печи, ход плавки до данного момента и т. д.), определять по комплексу признаков данные состояния плавки, предвидеть возможный дальнейший ход, определять соответствующие 182 мероприятия, и, наконец, организовать проведение этих мероприятий. Таким образом, в основном здесь имеют место интеллектуальные процессы <...> АНАЛИЗ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОШИБОК И УПУЩЕНИЙ В РАБОТЕ СТАЛЕВАРА И ПЕРВОГО ПОДРУЧНОГО Анализируя профессию сталевара с точки зрения психологической рационализации методов обучения при борьбе с неполадками, мы выявляли значение производственных ошибок и упущений со стороны сталевара и первого подручного. Для борьбы с неполадками необходим всесторонний анализ каждого отдельного случая. Он дает возможность наметить конкретные мероприятия в каждом отдельном случае, выявляя в частности место и значение обучения и производственного инструктажа. Приведем примерную классификацию причин ошибок и упущений персонала, вызывающих неполадки в работе <...> 1. Первая группа причин связана с сознательным небрежным отношением к работе, с нарушением цеховых инструкций. В отдельных случаях такое отношение основано на сознании возможной безнаказанности. Приведем примеры. Бригада может сдать (это случается на практике) следующей смене печь с выпускным отверстием, заделанным под плавку, но с неисправностями, вследствие чего в работе следующей смены могут возникнуть значительные неполадки. Доказать при этом виновность первого подручного предыдущей смены не всегда возможно <...> Мероприятия по борьбе с подобными явлениями в основном должны быть направлены по линии воспитательной работы, организации контроля и взысканий. Воспитательная работа включает и обучение, так как часто техническое невежество и недоучет вредных последствий тех или иных действий вызывают небрежность в работе. 2. Нарушения инструкций, неточности в работе не всегда являются прямым проявлением недобросовестности. Они могут быть связаны с недостаточной регламентированностью работы, с косвенным характером личной ответственности. 183 Работа без химических анализов чугуна при недостаточно тщательной сортировке скрапа затрудняет попадание плавки в анализ, приводит к изменениям заказа, к затягиванию плавок и т. д. Это снижает установку работников на точность работы («варим, что выйдет», «наше дело темное», «мартен все переварит»). При шихтовке и даче добавочных материалов вообще неизбежны и приняты известные допуски, неточности. Подобная же нерегламентированность в известных пределах относится к другим показателям: скорость плавки, сроки службы частей печи и т. д. <...> Большое значение имеет также вопрос индивидуальной ответственности. Границы ее, например, в отношении сталевара и мастера довольно условны, и самые функции их часто колеблются. Кроме четкости в организации работы в цехе (включая контроль и стимуляцию) качество работы каждой смены, каждого работника зависит от сознательности работника. 3. Возможность ошибок и упущений связана с такими постоянными особенностями производства, как необходимость быстрой и правильной оценки хода и состояния плавки, выбора и проведения мероприятий при одновременном наличии нескольких производственных задач, нескольких объектов контроля и воздействия, при непериодической изменчивости этих объектов, при территориальной несосредоточенности их, при неясности симптоматики. Эти особенности являются основными, определяющими психологические требования к работнику. Так, необходимость уметь точно различать внешние признаки, уметь пользоваться комплексами показателей хода процесса, т. е. понимать сущность этих показателей для определения нужных мероприятий, требует наличия у работника соответствующих способностей (сенсорного, интеллектуального порядка, определенного типа внимания и т. д.), обеспечивающих успешное обучение и приобретение необходимого опыта. Соответствующая обученность и профпригодность являются основными условиями для предупреждения неполадок, связанных с приведенными особенностями процесса регулирования плавки. Отсюда вытекает одна из основных задач изыскания наиболее эффективных методов обучения и инструктажа. В отдельные пориоды плавки сталевар участвует в работе, требующей максимально ускоренных темпов при 184 интенсивной физической нагрузке в зоне влияния высоких температур и облучения. С этим обычно сопряжена необходимость (одновременно или по окончании такого периода) точного и быстрого восприятия внешних признаков, вынесения определенных решений, контроля за работой персонала и т. п. Примерами подобной интенсивной и почти одновременной нагрузки физической, сенсорной и интеллектуальной являются периоды выпуска плавки (особенно при наличии неполадок в выпускном отверстии) с последующим осмотром печи и заправкой подины. Не имея точных данных, характеризующих влияние физической нагрузки на качество работы сталевара, связанной с сенсорными, интеллектуальными функциями, можно настаивать на необходимости разгрузки сталевара, особенно в ответственные периоды плавки, от физической нагрузки, как и от всех других функций, не требующих квалификации сталевара, которые могут выполнять подручные. Это обеспечит лучшее качество, точность работы, требующей контроля и осознания <...> 5. Работа в условиях неполадок, особенно в аварийных условиях, может привести к упущениям и ошибкам в работе вследствие эмоциональной дезорганизованности работника. <...> Одновременно наличие нескольких производственных задач, скоростные требования, сознание ответственности и в условиях нормальной работы приводят к упущениям у отдельных работников, особенно малоопытных (засуетился, растерялся) <...> ОБУЧЕНИЕ ЛИКВИДАЦИИ НЕПОЛАДОК Проводя работу по выявлению рациональных методов обучения, борьбе с неполадками, мы весьма скоро убедились, что центром вопроса является обучение предупреждению неполадок, т. е. обучение правильному уходу за печью и плавкой. В повседневной работе сталевар, учитывая имеющиеся неблагоприятные обстоятельства (например, качество шихты, состояние печи), должен принять соответствующие меры, обеспечивающие нормальный ход плавки. При своевременном обнаружении ранних симптомов ненормальностей в работе печи, в ходе плавки, независимо от виновников и причин их возникновения, сталевар должен прямо или косвенно предупредить развитие неполадок, 185 принять меры, ограничивающие их последствия <...> При работе в аварийных условиях наиболее эмоционально-устойчивым и находчивым является не только работник, обладающий вообще этими личными качествами, но и работник, наиболее подготовленный, знающий, опытный, таким работником обычно является мастер. Таким образом, основной задачей в подготовке ученика, рабочего к работе по ликвидации неполадок является такая степень их обученности, которая может противостоять дезорганизующему влиянию условий работы. Для этого прежде всего необходимо познакомить обучаемого со всеми возможными на практике случаями <...> Нами составлена таблица-классификация неполадок в работе основных мартеновских печей, рабочим топливом для которых служит нефтяное топливо <...> Таблица включает минимум практических необходимых для сталевара и первого подручного сведений о причинах и симптоматике каждого случая, о мерах предупреждения и ликвидации и т. д. При этом в каждом случае мы пытались показать конкретную роль отдельных членов бригады в предупреждении и ликвидации <...> Вторая основная задача при обучении ликвидации неполадок и отклонений хода мартеновского процесса от нормального заключается в необходимости вооружить ученика прочным запасом конкретных знаний и навыков в отношении всех наиболее частых разновидностей неполадок, а также и в отношении редких и опасных по характеру протекания и по последствиям (например, прорывы металла из печи и др.). Такие случаи, в частности, наиболее дезорганизуют рабочий персонал. Таблица неполадок содержит минимум сведений. Кроме нее, необходимы специальные учебные пособия, учебно-производственные инструкции и внедрение таких методов обучения, как учебно-производственные задачи (для решения «на бумаге») и задания (инструкционные карточки) к работе учащихся на производстве. <...> Основной показатель квалификации сталевара связан с умением определять состояние плавки, выносить решение, предвидя его последствия. Ученик, обучаясь путем свободных наблюдений, недостаточно упражняется в активном осознании, в самостоятельном разрешении практических задач. Приобретению опыта, навыков подобного 186 Из таблицы неполадок
187 рода и должны служить задачи. Необходимо составление задачника, включающего не только задачи на расчеты (шихты и др.), но и задачи, дающие описания характерных практических ситуаций и требующие ответа описательного же характера <...> Метод анализа причин и последствий брака, неполадок, оценки тех или иных мероприятий цеховых работников, попытки вынесения самостоятельных решений учениками — должен быть основным методом обучения вообще <...> Предлагаемые методы обучения ликвидации неполадок носят в известной степени косвенный характер, так как условия ненормальной работы, особенно аварийные случаи, не поддаются воспроизведению при построении обучения в той мере, в какой это возможно при обучении других профессий (например, водительских), но совокупность предложенных мероприятий, как система, отвечает поставленной задаче <...> Сноски Сноски к стр. 181 * В таблице классификации неполадок в работе основных мартеновских печей, составленной нами совместно с инженерами, приведено до 100 случаев неполадок. В большинстве из них непосредственным виновником возникновения неполадок является печная бригада; во всех остальных случаях работа печной бригады является одной из причин прямых или косвенных. 187 Date: 2015-10-19; view: 478; Нарушение авторских прав |