Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. В. Чебышева





Методы обучения сталеваров борьбе с неполадками в работе мартеновских печей 28

 

ЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОЧИХ И ОБУЧЕНИЕ

Борьба с неполадками в работе мартеновских печей, с вызываемыми ими отклонениями хода мартеновского процесса от нормального является задачей большой хозяйственной важности. Даже лучшие наши заводы несут значительные потери от понижения сортности и брака металла, от простоев и преждевременного износа печей и т. д.

Борьба эта должна непосредственно опираться на мобилизацию активности участников социалистического производства, и ее успех зависит от их сознательного социалистического отношения к труду <...>

Разрешение задач борьбы с неполадками идет тремя путями: путем технического усовершенствования, рациональной организации производства и путем отбора и обучения рабочего персонала. Первые две группы мероприятий, уменьшая влияние производственного поведения рабочих как непосредственной причины неполадок, отнюдь не снимают его значения. Анализ повторяющихся неполадок в работе мартеновских печей показывает, что большинство из них связано с непосредственными ошибками и упущениями со стороны персонала, особенно непосредственно обслуживающего агрегат (сталевары, первые подручные)* <...>

Уметь регулировать плавку — это значит учитывать все предшествующие факторы (шихта, состояние печи, ход плавки до данного момента и т. д.), определять по комплексу признаков данные состояния плавки, предвидеть возможный дальнейший ход, определять соответствующие

182

мероприятия, и, наконец, организовать проведение этих мероприятий. Таким образом, в основном здесь имеют место интеллектуальные процессы <...>

АНАЛИЗ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОШИБОК И УПУЩЕНИЙ В РАБОТЕ СТАЛЕВАРА И ПЕРВОГО ПОДРУЧНОГО

Анализируя профессию сталевара с точки зрения психологической рационализации методов обучения при борьбе с неполадками, мы выявляли значение производственных ошибок и упущений со стороны сталевара и первого подручного. Для борьбы с неполадками необходим всесторонний анализ каждого отдельного случая. Он дает возможность наметить конкретные мероприятия в каждом отдельном случае, выявляя в частности место и значение обучения и производственного инструктажа.

Приведем примерную классификацию причин ошибок и упущений персонала, вызывающих неполадки в работе <...>

1. Первая группа причин связана с сознательным небрежным отношением к работе, с нарушением цеховых инструкций. В отдельных случаях такое отношение основано на сознании возможной безнаказанности. Приведем примеры. Бригада может сдать (это случается на практике) следующей смене печь с выпускным отверстием, заделанным под плавку, но с неисправностями, вследствие чего в работе следующей смены могут возникнуть значительные неполадки. Доказать при этом виновность первого подручного предыдущей смены не всегда возможно <...>

Мероприятия по борьбе с подобными явлениями в основном должны быть направлены по линии воспитательной работы, организации контроля и взысканий. Воспитательная работа включает и обучение, так как часто техническое невежество и недоучет вредных последствий тех или иных действий вызывают небрежность в работе.

2. Нарушения инструкций, неточности в работе не всегда являются прямым проявлением недобросовестности. Они могут быть связаны с недостаточной регламентированностью работы, с косвенным характером личной ответственности.

183

Работа без химических анализов чугуна при недостаточно тщательной сортировке скрапа затрудняет попадание плавки в анализ, приводит к изменениям заказа, к затягиванию плавок и т. д. Это снижает установку работников на точность работы («варим, что выйдет», «наше дело темное», «мартен все переварит»). При шихтовке и даче добавочных материалов вообще неизбежны и приняты известные допуски, неточности. Подобная же нерегламентированность в известных пределах относится к другим показателям: скорость плавки, сроки службы частей печи и т. д. <...>

Большое значение имеет также вопрос индивидуальной ответственности. Границы ее, например, в отношении сталевара и мастера довольно условны, и самые функции их часто колеблются. Кроме четкости в организации работы в цехе (включая контроль и стимуляцию) качество работы каждой смены, каждого работника зависит от сознательности работника.

3. Возможность ошибок и упущений связана с такими постоянными особенностями производства, как необходимость быстрой и правильной оценки хода и состояния плавки, выбора и проведения мероприятий при одновременном наличии нескольких производственных задач, нескольких объектов контроля и воздействия, при непериодической изменчивости этих объектов, при территориальной несосредоточенности их, при неясности симптоматики.


Эти особенности являются основными, определяющими психологические требования к работнику. Так, необходимость уметь точно различать внешние признаки, уметь пользоваться комплексами показателей хода процесса, т. е. понимать сущность этих показателей для определения нужных мероприятий, требует наличия у работника соответствующих способностей (сенсорного, интеллектуального порядка, определенного типа внимания и т. д.), обеспечивающих успешное обучение и приобретение необходимого опыта. Соответствующая обученность и профпригодность являются основными условиями для предупреждения неполадок, связанных с приведенными особенностями процесса регулирования плавки. Отсюда вытекает одна из основных задач изыскания наиболее эффективных методов обучения и инструктажа.

В отдельные пориоды плавки сталевар участвует в работе, требующей максимально ускоренных темпов при

184

интенсивной физической нагрузке в зоне влияния высоких температур и облучения. С этим обычно сопряжена необходимость (одновременно или по окончании такого периода) точного и быстрого восприятия внешних признаков, вынесения определенных решений, контроля за работой персонала и т. п. Примерами подобной интенсивной и почти одновременной нагрузки физической, сенсорной и интеллектуальной являются периоды выпуска плавки (особенно при наличии неполадок в выпускном отверстии) с последующим осмотром печи и заправкой подины.

Не имея точных данных, характеризующих влияние физической нагрузки на качество работы сталевара, связанной с сенсорными, интеллектуальными функциями, можно настаивать на необходимости разгрузки сталевара, особенно в ответственные периоды плавки, от физической нагрузки, как и от всех других функций, не требующих квалификации сталевара, которые могут выполнять подручные. Это обеспечит лучшее качество, точность работы, требующей контроля и осознания <...>

5. Работа в условиях неполадок, особенно в аварийных условиях, может привести к упущениям и ошибкам в работе вследствие эмоциональной дезорганизованности работника. <...> Одновременно наличие нескольких производственных задач, скоростные требования, сознание ответственности и в условиях нормальной работы приводят к упущениям у отдельных работников, особенно малоопытных (засуетился, растерялся) <...>

ОБУЧЕНИЕ ЛИКВИДАЦИИ НЕПОЛАДОК

Проводя работу по выявлению рациональных методов обучения, борьбе с неполадками, мы весьма скоро убедились, что центром вопроса является обучение предупреждению неполадок, т. е. обучение правильному уходу за печью и плавкой.

В повседневной работе сталевар, учитывая имеющиеся неблагоприятные обстоятельства (например, качество шихты, состояние печи), должен принять соответствующие меры, обеспечивающие нормальный ход плавки. При своевременном обнаружении ранних симптомов ненормальностей в работе печи, в ходе плавки, независимо от виновников и причин их возникновения, сталевар должен прямо или косвенно предупредить развитие неполадок,


185

принять меры, ограничивающие их последствия <...>

При работе в аварийных условиях наиболее эмоционально-устойчивым и находчивым является не только работник, обладающий вообще этими личными качествами, но и работник, наиболее подготовленный, знающий, опытный, таким работником обычно является мастер.

Таким образом, основной задачей в подготовке ученика, рабочего к работе по ликвидации неполадок является такая степень их обученности, которая может противостоять дезорганизующему влиянию условий работы.

Для этого прежде всего необходимо познакомить обучаемого со всеми возможными на практике случаями <...>

Нами составлена таблица-классификация неполадок в работе основных мартеновских печей, рабочим топливом для которых служит нефтяное топливо <...>

Таблица включает минимум практических необходимых для сталевара и первого подручного сведений о причинах и симптоматике каждого случая, о мерах предупреждения и ликвидации и т. д. При этом в каждом случае мы пытались показать конкретную роль отдельных членов бригады в предупреждении и ликвидации <...>

Вторая основная задача при обучении ликвидации неполадок и отклонений хода мартеновского процесса от нормального заключается в необходимости вооружить ученика прочным запасом конкретных знаний и навыков в отношении всех наиболее частых разновидностей неполадок, а также и в отношении редких и опасных по характеру протекания и по последствиям (например, прорывы металла из печи и др.). Такие случаи, в частности, наиболее дезорганизуют рабочий персонал.

Таблица неполадок содержит минимум сведений. Кроме нее, необходимы специальные учебные пособия, учебно-производственные инструкции и внедрение таких методов обучения, как учебно-производственные задачи (для решения «на бумаге») и задания (инструкционные карточки) к работе учащихся на производстве. <...> Основной показатель квалификации сталевара связан с умением определять состояние плавки, выносить решение, предвидя его последствия. Ученик, обучаясь путем свободных наблюдений, недостаточно упражняется в активном осознании, в самостоятельном разрешении практических задач. Приобретению опыта, навыков подобного

186

Из таблицы неполадок

 

Наименование неполадок Признаки Причины возникновения неполадок Причины, зависящие от сталевара Возможные последствия Меры предупреждения неполадки Мероприятия для ликвидации неполадок
             
Уход металла в порог завалочного окна 1. В самом начале — наличие углубления в откосе под порогом завалочного окна (прощупывается кочергой) 1. Слабый контроль за состоянием порока и откосов, прилегающих к порогу 1. Отсутствие контроля за состоянием откосов под порогами 1. Потеря части плавки 1. Контроль за состоянием порогов и откосов (проверка кочергой) 1. Замораживание струи металла заброской крупных кусков хромистого железа или крупных недоливок стали. Приостановка струи деревянным гребком с последующей засыпкой доломитом и пр.
  2. Бурное кипение металла (металл «работает») под порогом 2. Недостаточная заправка порога 2. Небрежная наварка и подсыпка порогов 2. Иногда разрушение («проедание») рабочей площадки и остановки печи из-за порчи перекидных устройств 2. Тщательная подсыпка и наварка порогов 2. После выпуска плавки тщательная очистка, заварка и засыпка порога

187


рода и должны служить задачи. Необходимо составление задачника, включающего не только задачи на расчеты (шихты и др.), но и задачи, дающие описания характерных практических ситуаций и требующие ответа описательного же характера <...>

Метод анализа причин и последствий брака, неполадок, оценки тех или иных мероприятий цеховых работников, попытки вынесения самостоятельных решений учениками — должен быть основным методом обучения вообще <...>

Предлагаемые методы обучения ликвидации неполадок носят в известной степени косвенный характер, так как условия ненормальной работы, особенно аварийные случаи, не поддаются воспроизведению при построении обучения в той мере, в какой это возможно при обучении других профессий (например, водительских), но совокупность предложенных мероприятий, как система, отвечает поставленной задаче <...>

Сноски

Сноски к стр. 181

* В таблице классификации неполадок в работе основных мартеновских печей, составленной нами совместно с инженерами, приведено до 100 случаев неполадок. В большинстве из них непосредственным виновником возникновения неполадок является печная бригада; во всех остальных случаях работа печной бригады является одной из причин прямых или косвенных.


187







Date: 2015-10-19; view: 478; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию