Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цветолингвистический аспект индивидуального имиджа человека
Исходя из современных научных исследований в области цвета и анализа истории цветовой культуры, можно говорить о большой роли цвета в жизни человека. Это явление обладает не только физической природой, как пигменты и красители, но и метафизической, как оптические эффекты и энергетические свойства. Считается, что филогенетически зрение сформировалось у человека последним из сенсорных модальностей и в наибольшей мере содействовало формированию интеллекта. Ричард Грегори, специалист по психологии зрения писал: «Очень вероятно, что мозг – каким мы его знаем – не мог бы развиваться без притока информации об отдаленных объектах, информации, поставляемой другими органами чувств, особенно зрением. Глаза нуждаются в разуме, чтобы опознать объекты и локализовать их в пространстве, но разумный мозг вряд ли мог бы возникнуть без глаз. Можно без преувеличения сказать, что глаза освободили нервную систему от тирании рефлексов, позволив перейти от реактивного к тактическому, планируемому поведению, а в конечном счете и к абстрактному мышлению.». [42] Чувство цвета является одним из ведущих чувств ментально-информационного характера, формирующихся на основе выработанного обществом социально-культурного фенотипа и сенсорного опыта, что связано с функционированием физиологической и психологической систем человека. Изучая закономерности проявления цветоформ в природе, человек накапливал жизненный опыт, который помогал ему выживать в среде. Мы думаем, что именно благодаря развитию светового и цветового восприятия у человека сформировалась эмоциональная сфера, позволившая устанавливать сложные межличностные связи, что, в свою очередь, привело к развитию коммуникации. Сегодня цвет является одним из важных средств коммуникации. Цветовые символы часто являются носителями эволюционного знания, поэтому определяют значение информации для человека. С одной стороны, цветовые символы уводят в глубину веков к началу человеческой цивилизации, с другой, являются основой культурной символики. Поэтому изучение свойств цвета нельзя ограничить только одной узкой областью деятельности, как, например, физика, химия, изобразительное искусство. В настоящее время развивается новая наука – цветолингвистика, позволяющая определить цвет букв, слов и цветовую окраску литературно-поэтических произведений. Цветолингвистика – это область киберлингвистики, в которой разрабатывается теория содержательности звуковой формы в языке (фоносемантика), в частности, синтеза звука и цвета. Так, еще Рембо в XIX веке пытался привести алфавитный звуковой ряд в систему цветовых отношений. Вот отрывок из стихотворения, в котором он попытался выразить в художественной форме звуковой ряд отдельных гласных и их цветовое личностное восприятие: А – черный; белый – Е; И – красный; У – зеленый. О – синий; тайну их скажу я в свой черед. А – бархатный корсет на теле насекомых, Которые жужжат над смрадом нечистот. Е – белизна холстов, палаток и тумана, Блеск горных родников и хрупких опахал!..... [18] Во второй половине XX века над проблемой уже работали лаборатории и отделы научных учреждений. Считается, что звуковые волны преобразованные в видеоряд, соответствуют волновой природе цвета. Сегодня практически все гласные и некоторые согласные получили цветовую окраску, имеющую научное обоснование. Исследования в области цветолингвистики развались при трактовке построения цветового образа художественных произведений. Окрашенное восприятие вербального текста имеет большое значение также для коммуникативных областей знаний - дизайна, рекламы, PR технологий, имиджмейкерства. Цвет в одном из своих аспектов является предметом исследования семиотики, науки о знаках и знаковых системах. Сознание человека, используя сложные знаки, основанные на одной сенсорной модальности, создает новые знаки-аналоги с другой физической природой плана выражения. Жест может вызвать появление рисунка или слова. На основе вербального рассказа может сформироваться сконцентрированный сгущенный смысл, который может образовать содержание нового рисунка (статичного визуального знака), ритуального жеста, танца (динамичного визуального знака), мелодии (музыкального знака), нового вербального знака (метафоры, фразеологизма, символа и т.д.), что приведет к формированию новых сложных знаков различной физической природы, различного назначения, в том числе эмблем, нормативных поведенческих знаков, элементов декора в архитектуре, интерьере, одежде и т.д. [42] Объектами исследования семиотики являются интенсивные коммуникативные процессы с активным акцентом на форме, поэтому нас заинтересовала возможность перевода коммуникативных качеств индивидуального имиджа человека в цветовую семиотическую систему. За основумы взяли таблицу соответствия цвета, букв и цифр М.О. Суриной [62], так как она охватывает, изучаемые нами спектральные цвета и позволяет получать не оттенки, а четкие цветовые доминанты:
Для решения поставленной задачи мы использовали имиджформирующие качества, представленные в имидж-структуре специалиста и определенные им как наиболее востребованные в ситуации профессионального общения. Выделив смысловую часть слова мы составили цветомодель коммуникативных качеств. Мы не подвергали изменению в области формы вербализации тот речевой материал, который нам предоставили авторы коммуникативных качеств. Как доказано рядом психолингвистических экспериментов, каждое слово имеет больший или меньший круг связанных с ним других слов, называемый ассоциативным полем, поэтому если в памяти есть одно слово, оно может при необходимости потянуть за собой на свет огромную словесную цепочку. [56] 1. Цветовая модель имидж-структуры «оценщика произведений искусств»
2. Цветовая модель имидж-структуры «арт-директора ночного клуба»
3. Цветовая модель имидж-структуры «журналиста в области культуры»
При переводе слов, обозначающих имиджформирующие качества в цветовой ряд, были обнаружены цветовые доминанты, присутствие которых объяснимо профессиональными функциями представителей представленных профессий. Так, в имидж-структуре оценщика произведений искусства доминирует синий цвет. Как отмечал К.Г. Юнг «синий цвет часто означает функцию мышления» [78] и, таким образом, связан с рациональной, интеллектуальной деятельностью этого специалиста. Вторая цветовая доминанта принадлежит желтому цвету, который связан с позитивными эмоциями надежды и активности и придает креативность «скучному» синему. Далее велика манипулятивная составляющая в виде фиолетового и розового цветов. Лидерский красный и оранжевый имеют минимальные значения, так как автор имидж-структуры не использует формы давления на аудиторию в данной коммуникативной ситуации. В имидж-структуре арт-директора ночного клуба доминирует красная и оранжевая составляющие, что объяснимо важностью лидерства для руководителя. Интеллектуальная синяя составляющая также представлена в имидж структуре. Органично минимальное количество зеленого – «быть как все». Для журналиста в области культуры важна гибкость в использовании активных «теплых» и пассивных «холодных» моделей коммуникативного поведения, что выражается в равновесии пассивной, рациональной синей составляющей и «оранжевой» способности оказывать давление на аудиторию имиджа. Интересно, что открытое лидерство, выраженное в красном цвете невелико, что также объяснимо спецификой профессии. Таким образом, можно считать, что способ вербализации имиджформирующих категорий связан с цветовыми характеристиками имиджа. Так, если изменить вербализацию имиджформирующих качеств оценщика произведений искусств, измениться и цветовая картинка имидж-структуры. Например: 1.2. Цветовая модель имидж-структуры «оценщика произведений искусств»
Значительно повысилось значение красного, оранжевого и желтого цветов, что в данном контексте можно понимать как предпочтение, отдаваемое лидерским активным способам давления на аудиторию имиджа. Соответственно уменьшился используемый синий интеллектуальный ресурс. Возможно, в определенной ситуации общения такая имидж-структура окажется востребована, но она будет предполагать другие, по сравнению с первой моделью, коммуникативные способы воздействия на аудиторию имиджа. Далее, мы считаем, что цветовую картинку имиджа можно использовать для разработки более эффективных имиджево-коммуникативных стратегий. В этом аспекте проанализированы имидж-структуры коммуникантов Х и У, коммуникация которых затруднена с точки зрения Х. Для этого мы попросили Х назвать свои имиджформирующие качества и качества, которые, с точки зрения Х, транслирует ему У. 4. Цветовая модель имидж-структуры коммуниканта «Х»
5. Цветовая модель имидж-структуры коммуниканта «У»
Мы можем заметить, что оба коммуниканта являются ярко выраженными лидерами, доминантными партнерами по общению, что, видимо, служит источником конкуренции. Присутствует значительное расхождение по параметру зеленого и синего цветов. Видимо, «зеленый» Х, умеющий приспосабливаться к окружающей среде и имеющий низкую интеллектуальную составляющую, считает У «снобом», а «синий» У считает Х глупым. Кроме того, красное лидерство Х плохо согласуется с зеленым «быть как все», что выглядит как неконгруэнтность и вызывает напряжение коммуниканта. Для улучшения коммуникации в такой ситуации общения можно рекомендовать Х усилить синюю составляющую, используя «синесодержащие» качества, и «развести» красный и зеленый цвета. Для этого можно откорректировать вербализацию имиджформирующих качеств, например, так, как предложили мы. В ситуации общения это повлечет изменение коммуникативного поведения в пользу стандартов этикетного поведения и использования в речи профессиональной терминологии. 4. Цветовая модель имидж-структуры коммуниканта «Х»
Таким образом, использование перевода имиджформирующих качеств из вербальной формы выражения в цветовую, перспективно для разработки имиджево-коммуникативных стратегий.
Date: 2015-10-18; view: 529; Нарушение авторских прав |