Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-стилевые характеристики имиджа





 

Внешность важнейшая часть имиджа человека, как субъекта социальных отношений. Среди всех оценочных средств выражения имиджа наибольшее число составляют единицы, соотносимые с оценками внешнего образа. Внешность – выражение внутреннего мира человека, «границы самосознания личности» и в то же время «означивание» основных свойств и качеств внутреннего мира. [29] Будучи способом извлечения информации о внутреннем мире субъекта, оценка внешнего облика предстает как комплекс ассоциативных связей, внешнего выражения социально-психологических характеристик личности, способствующих идентификации его с другими людьми и одновременно выявлению особенностей, отличающих от них.

Внешность можно рассмотреть в следующих аспектах:

Экзистенциональный аспект объединяет совокупность признаков, соотносимых с идеей цельности воспринимаемого образа.

Эмоциональный аспект соотноситься с презумпцией эмоционального восприятия объекта. Эмоциональное отношение в данном случае реализуется имплицитно и мотивируется презумпцией его индивидуализации.

Эстетический аспект соотносится с эталонами внешности, являющимися отражением национальной культуры и национального художественного образа.

Психологический аспект отражает взаимосвязь внешнего и внутреннего в оценках человека, попытку прочтения по внешне проявляющимся признакам психофизических, психоэмоциональных, интеллектуальных свойств и качеств личности.

Социальный аспект связан с типизацией людей, принадлежащих к разным социальным слоям, профессиональным группам и т.п. по наиболее характерным признакам. Во внешности находят отражение черты, характеризующие социальный статус носителя. [5]

Проблематика стиля, занимает важное место в современных социально-культурных теориях, связанных с оценкой внешности объектов. Сегодня существуют выражения «фирменный стиль», «корпоративный стиль», «личный стиль». Личный стиль одежды один из основных элементов, посредством которых достигается визуализация имиджевого образа субъекта. Стиль определяется, как акцентирование в костюме принадлежности к определенной социальной группе, его характеризуют формально-эстетические признаки, которые содержат в себе большое количество имиджформирующей информации: цветовое и графическое решение образа, выражение гендерной и социальной ролей, личностные качества, ценностные ориентиры. Д.В. Сарабьянов писал: «Стиль – это категория формы. Форма реализует определенное содержание, обладая при этом известной самостоятельностью, как обладает этой самостоятельностью и сумма идей, выражающихся в силе. Идеи сопутствуют стилю, они могут им управлять, но не являются его прямыми носителями». [57]

Социологи констатируют, что стиль является статусно-дифференцирующим фактором, когда привычные характеристики социального статуса – уровень доходов, образование, престиж профессии замещается степенью стилизации потребления. Современное общество основано на разделении труда и социальной стратификации, в связи с чем, в нем функционирует огромное количество стилей и подстилей. В широком смысле, стиль включает в себя не только манеру человека одеваться, но и манеру говорить, двигаться, систему его ценностей и установок, тип мышления и др. Стилевому направлению присущи самоназвание, особый сленг, свои граффити, свой образ жизни и стиль общения, свои прическа и одежда, свои вещи, иногда изотерические, лишенные практической значимости, свое выражение лица, элементы поведения и т.д. Стиль всегда можно рационально, точно вербализировать, представить как сумму внешних и внутренних характеристик, проявляющихся в речевом, неречевом поведении субъекта, его внешности и это описание всегда будет объективной реальностью, то есть стиль является рациональной константой художественного образа.

Одежда – одна из форм регуляции и саморегуляции общественного поведения, один из видов социальной коммуникации и важнейшее средством создания стиля. «Класс, статус, вкус, стиль, чувство моды, профессия, национальность, служебное положение – все может быть передано с помощью особого стиля одежды», – пишет Брендан Брюс. [53] Костюм дает возможность неоднозначно продемонстрировать в имидже именно желаемые, знаковые качества с гарантией, что они будут прочитаны аудиторией должным образом. Модельер Дезире Мейер говорил: «Одежда очень многое говорит о вас. То, как вы подбираете различные предметы одежды, характеризует вас не меньше, чем ваша речь. Все в вашем костюме символично. Если вы одели футболку с логотипом Шанель, это многое говорит о вас. Но если вы надели ее с комуфляжными брюками, такой костюм говорит о вас совсем другое». [70] Костюм говорит о свойствах субъекта не только и не столько выбранными предметами, но еще и тем как они комплектуются и соответствуют ли ситуации трансляции имиджа.


В случае, когда выбранный костюм не соответствует ситуации общения можно предположить, что субъект имиджа осознанно или неосознанно стремиться «отстроиться» от социальной группы. В этом случае стилевые характеристики обладают особой, знаковой маркированностью. Коммуникативная ситуация использования стиля в его надлежащем контексте, тогда становиться главным идентификатором личностных характеристик и мотиватором использования «отстройки».

Стиль формируется у человека в течение жизни, в процессе социализации, в результате осознанного или неосознанного отбора эталонных образцов поведения и внешнего вида. Активное участие молодежи в этой деятельности связано с тем, что в молодости происходит освоение социальных ролей, норм и ценностей. Сформированные в это время стилевые предпочтения могут сохраниться у человека на всю жизнь.

Таким образом, можно определить стиль, как программу действий, программу поведения человека в отдельно взятой коммуникативной ситуации.

Все технологии общения, так или иначе, основываются на закономерностях взаимодействия людей с учетом их различных характеристик – прежде всего психологических и социальных. Например:

Румянцева классифицировала людей на основании их различий по эмоциональности и личностному темпераменту. [56]

Исследователи НЛП создали классификацию на основе предпочтительного способ переработки информации об окружающем мире. [34]

В НЛП существует представление о «Карте» и «Территории» человека, на основании чего предложена классификация субъекта по фильтрам восприятия информации. [34]

В.П. Шейнов в учебно-практическом пособии «Искусство убеждать» обращается к типологии К. Юнга: эмоциональный, аналитический (мыслительный), ощущающий, интуитивный типы. [74]

Американский психолог Эрик Берн разработал в 60-х годах модель эго-состояний (я-состояний), в соответствии с которой каждый поступок человека продиктован логикой одного из трех состояний сознания: Родителя, Взрослого и Ребенка. [2]

Знание некоторых коммуникативных особенностей партнеров по общению может обеспечить успех в деловом общении. Главным условием выступает стратегическое представление целей общения и знание основных типов коммуникабельности людей (потенциальных собеседников), которых авторы различают в зависимости от преобладания следующих речевых характеристик: доминантность, мобильность, ригидность, интровертность. [14]

Приведенные сведения свидетельствуют о том, что на основании анализа речевого и неречевого поведения человека можно не только определить его основные характеристики, но и моделировать свое поведение с таким партнером по общению.

Мы думаем, что стилевые характеристики партнера по общению также могут служить основой для оптимизации коммуникативного взаимодействия. На основании типичных характеристик доминирующего стиля в визуальном образе субъекта можно прогнозировать его поведение и создавать свои ответные коммуникативные стратегии.


Важнейшими факторами, влияющими на характер социального взаимодействия, на наш взгляд, являются статусная дифференциация, уровень агрессии и выраженность гендерных и секс-символов в имидже субъекта. В связи с этим, целесообразно выделить субкультурные, статусные, гендерные, персонификационные и ассоциативные стилевые характеристики, основанные на маркировании ценностных признаков.

Одной из важнейших характеристик стиля является осознанное или неосознанное стремление субъекта воспроизводить стилевые признаки субкультур.

Субкультурные стили содержат наиболее характерные элементы, присущие какой-либо субкультуре, и выражают ценностное ядро этой субкультуры. При этом мы не отождествляем напрямую стиль и субкультуру, так как субкультура – это сообщество людей, объединенных системой ценностей и норм. Тогда как стиль – это костюмный комплекс, через элементы которого отражаются ценности и нормы субкультуры. Такие стили формируются у субъекта в определенных социальных условиях. Часто значимой оказывается социально-культурная ситуация в обществе в период социализации индивида. Например, определенные стилевые направления предоставляют специфические возможности для решения проблемы низкого статуса.

Второй характеристикой стиля можно назвать его гендерную направленность, которая формируется по признаку гендерной роли и отражает стереотипные гендерные качества. Так, феминной – женской роли присущи качества: эмоциональность, коммуникабельность, смирение, эмпатия, воображение и др. Мужскую – маскулинную роль определяют активность, амбициозность, аналитика, низкая эмоциональность и коммуникабельность и др. Каждому стилевому направлению соответствует своя форма выражения секс– и гендерных символов с определенным уровнем экстрима.

Реализация статуса в стиле нацелена на фактическое или иллюзорное присоединении субъекта к элитарным общественным группам, когда определяющими стилевыми характеристиками становятся элементы брендинга, как способа присоединения своего имиджа к эталонному образцу.

Элементы персонификации не менее востребованы при создании «своего стиля». Посредством стиля происходит процесс персонификации себя с эталонными объектами из близкого окружения и внешнего мира: знаменитостями, персонами медийного пространства и др. Существует гипотеза, что наведенный тип имиджа является ресурсом для создания собственного имиджа, ориентированного на самоощущение.

Ассоциативные стили возникают благодаря вербализации. Как доказано рядом психолингвистических экспериментов, каждое слово имеет больший или меньший круг связанных с ним других слов, называемый ассоциативным полем, поэтому если в памяти есть одно слово, оно может при необходимости потянуть за собой на свет огромную словесную цепочку. [56] Слово является семиотическим знаком, в котором зашифровано огромное количество информации – характеристики и тип поведения объекта. Имиджмейкерские технологии используют вербализацию, как отправную точку создания образа. Когда субъект вербализирован как «такая-растакая», «синий чулок», «цветочек», «Марчелло», «отважный герой» и др., то форма вербализации определяет форму выражения стиля во внешности и поведении.


Используя стиль, субъект не просто «подражает», воспроизводя типичные характеристики внешности – он использует систему ценностей этого стиля и создает модели поведения, характерные для него. Воспроизводя одни стилевые стандарты, индивид в тоже время отвергает другие. Подражая одним референтным группам, субъект одновременно стремится отличаться от других референтных групп и индивидов. В этом контексте стиль выполняет следующие функции.

Первая – «быть как все», скрыть свое «я», стать незаметным, раствориться среди других представителей стиля, то есть присоединить индивидуальное сознание под крышу массового сознания референтной группы. Это способствует укреплению «я» индивида, дает чувство защищенности, понижает уровень тревожности. Атрибутивная ценность в этом случае уступает место кодифицированной системе норм.

Вторая формирует самосознание и самоидентичность. Используя элементы стиля, индивид выражает свою личность, отличия от «других», в демонстративной, преимущественно игровой форме.

Третья способствует повышению популярности субъекта в социуме за счет престижности демонстрируемых в имидже элементов стиля. [16]

Конкретный стиль в чистом виде субъект использует в повседневной жизни не так часто. Стилевую основу составляют, как правило, наиболее популярные, востребованные аудиторией и типичные для конкретной коммуникативной ситуации стилевые направления. Субъект создает имиджевый образ, сочетая элементы тех стилей, которые наиболее полно выражают систему его личностных координат. Например, человеку в деловом костюме, вероятно, будут органичны ценности делового стиля: консерватизм, прагматизм, этикетные стандарты. Если же появляются элементы стиля «милитари», такие, как зеленовато-коричневая гамма, тяжелый ремень, крупные аксессуары стрижка «ежик», можно предположить, что в деловой коммуникации такой субъект будет пунктуален, педантичен, смел, будет стремиться к доминированию. Черный цвет костюмного комплекса и металлизированные аксессуары могут говорить о наличии ценностей «готов», что в деловой коммуникации проявится, как эмоциональность, артистичность, скрытность, дистанцированность. Яркие цветные элементы могут указывать на наличие ценностей «фриков» – непредсказуемость, свобода от социальных стереотипов. Ярко выраженные элементы «брендинга» могут указывать на присутствие ценностей «яппи», и, как следствие, на эгоизм, эгоцентризм, индивидуализм, прагматизм и пр.

Так как именно для молодежи характерно большое разнообразие социальных связей и выполняемых социальных ролей, мы провели социологическое исследование среди студентов РГУТиС с целью выявить наиболее популярные в обществе стилевые направления. На основе исследования мы разработали таблицу, в которой систематизировали некоторые распространенные в обществе стили как сумму ключевых характеристик, отражающих типичные стилеформирующие внешние и внутренние элементы, выражающие ценностные приоритеты стиля.

Таблица № 1

Название стиля Внешние характеристики стиля Внутренние характеристики стиля
Скинхеды Ботинки и подтяжки, короткая стрижка, отбеленные джинсы. Аполитичность, идеи анархизма, экстремальные идеи и модели поведения склонность хулиганским действиям.
Панки Выкрашенные волосы, «DEAD» символика, тяжелые ботинки или кеды, выбеленные джинсы, напульсники. Стремление к самостоятельности, личной свободе и независимости, индивидуализм, нонконформизм, принципы «не продаваться», «полагаться на самого себя» (DIY), принцип «прямого действия» (direct action).
Милитари Серо-зеленая или зеленовато-коричневая гамма, все пуговицы застегнуты, воротничок-стойка или отложной, «мужские» тяжелые ремни с пряжкой. Раскованность, смелость, патриотизм дисциплинированность.
Хиппи Этнические элементы, длинные волосы, неорятность. Независимость, коммуникабельность.
Фрики Очень яркая колористика образа Свобода от социальных стереотипов, стремление шокировать, непредсказуемость.
Хипстеры Узкие брюки, длинные шарфы, пестрые расцветки, «безумные» аксессуары. «Не думать о будущем», «жить сегодняшним днём», коммуникабельны, креативны.
Эмо Эмо-челка, «полоска», черный и розовый цвета, узкая обтягивающая одежда. Эмоциональность, романтизм, нерешительность, неприятие несправедливости, самодеструктивное поведение.
Готы Черный цвет, металлические украшения, длинные черные волосы, «вамп»-атрибутика. Замкнутость, повышенная ранимость, дистанцирован-ность, артистичность, отсут-ствие агрессии, мизантропия.
Гламур Брендированная одежда, ухоженность, декольте, короткая длина, высокая «шпилька», стразы, мех, секс-символы. Артистизм, прагматизм, потребность во внимании.
Метро-сексуал Брендированное потребление, выраженная ухоженность. Индивидуализм, самовлюбленность, эстетизм, потребность во внимании.
Baby doll Цветочный принт, отделка из атласной ленты, кружевной ткани, объемных бантов, рисунков из пайеток, «балетки». Инфантильность, беззащитность, хрупкость, наивность, склонность к манипулированию.
Мачо Рубашка с расстегнутым воротом и закатанными рукавами, джинсы с черным кожаным ремнем, слаксы, обувь классическая, украшения на шее, небритость, подтянутость. Грубоватость, романтизм, авторитарность, низкая эмоциональность.
Яппи Брендированная продукция, деловой стиль, строгий деловой костюм известной марки, унисекс. Цинизм, прагматизм, презрение к менее успешным (неудачникам англ. loser), аполитичность, табуировано проявление зависти и ненависти, открытой агрессии, вежливость, нарциссические черты.
Гопники Сочетание элементов спортивной и классической одежды (чёрная кожаная куртка и спортивное трико), кепка, прическа ёжик, перстень-печатка, золотая цепь. Агрессия, стремление к подавлению и унижению, гомофобия.
Рокеры Кожаные «мотоциклетные» куртки, украшенные заклёпками, нашивками, значками и булавками, джинсы и ботинки. Аполитичность, высокие моральные принципы, философские способы мировосприятия, пропаганда отхода от несовершенного мира.
Байкеры Бандана или чёрная вязаная шапочка, «косуха» или кожаная мотокуртка, кожаные штаны, длинные волосы, усы, бороды, солнцезащитные очки, татуировка. Желание эпатировать, свободолюбие, независимость.
Гранж Рваные джинсы, рубашки навыпуск, джинсовые и кожаные куртки-пиджаки, кеды, одежда секонд-хенд. Неряшливость, небрежность, (одежда должна смотреться выношенной, но в отличие от панков, быть чистой). Символика анархизма. Уличная культура, нигелизм, аскетизм, унисекс, уход от реальности.
Деловой стиль Ахроматичная колористика, опрятность, классические костюм и обувь, сумка «А-4», отсутствие украшений. Консерватизм, предсказуемость, вежливость, дистанцированность, стремление к стабильности.
Casual Джинсы, брюки, рубашки, свитера, футболки с акцентом на небрежность, удобство. Индивидуальность, отсутствие «рамок» и стандартов.

 

Таким образом, вычленение из имиджевой структуры стилевых компонентов позволяет предположить у субъекта наличие ценностной ориентации, присущей конкретному стилю. Доминирующая стилевая линия указывает на наличие определенного ценностно-нормативного ядра в личности коммуниканта, тогда как дополнительные стилевые включения связаны с дополнительными особенностями воспроизводимого стиля. Анализ этих составляющих визуального измерения имиджа позволяет прогнозировать социальное поведение партнера по общению и создавать свои коммуникативные стратегии.

 







Date: 2015-10-18; view: 451; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию