Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимосвязь символики изображения и цвета в имидже





 

В символе в компактном виде зашифровано огромное количество информации об объекте или явлении: физические, изотерические, психологические и другие характеристики объекта или явления и тип поведения по отношению к объекту или явлению. Понимание значения символов, включенных в имидж субъекта, дает большую информацию о его ценностных ориентирах, помогает прогнозировать поведение партнера по общению и формировать собственные имиджево-коммуникативные стратегии.

В своем индивидуальном имидже человек часто безотчетно, использует такие древние символы, как крест, солнце, звезда, лабиринт, обозначение различных стихий, природных процессов и т.д.

При изучении феномена имиджа особое значение придается изучению содержащейся в нем цветовой символике. Многие психологи рассматривают цвет, прежде всего, с точки зрения психологического воздействия на человека. Известно, что цвет – это первое, на что люди обращают внимание при контакте с объектом, поэтому цветовые символы имеют важное значение для трансляции имиджформирующей информации и восприятия этой информации аудиторией.

Можно обратить внимание на то, что некоторые цвета оказываются наиболее востребованными в имидже человека. Так черный, белый и красный цвета присутствуют в повседневной жизни почти каждого человека (в рисунке ткани одежды, в аксессуарах, сумках, обуви, белье). Тем не менее, можно заметить, что выбор того или иного цвета связан с выбором определенной коммуникативной стратегии человека в конкретной коммуникативной ситуации. Так, например, известно, что человек, позиционирующий себя как лидер, отдает предпочтение красному цвету, который присутствует в элементах его костюма и аксессуарах, желтый цвет используют жизнерадостные и активные люди и т.д. [35]

В связи с этим, можно предположить, что личные качества, транслируюемые в имидже человека посредством цветов, связаны с символикой графических изображений, вносимых в имидж; подобные сочетания влияют на формирование определенных моделей поведения, и имеют значение для восприятия имиджа аудиторией.

Для того, чтобы ответить на эти вопросы мы провели экспресс-анкетирование студентов 1 курса. Студентам было предложено выбрать понравившиеся графические изображения орнаментов (см. рис.1), предположительно востребованных студенческой аудиторией [30] и одновременно назвать свой любимый цвет или несколько цветов.

Результаты опроса мы представили в виде таблицы, где отобразили перечисленные студентами графические изображения и цвета.

Рисунок 1. Орнаменты

 

Таблица 1

Название изображения Количество выбранных изображений в % Цвет Количество выбранных цветов в %
звезда   черный  
лилии   белый  
морской мир   красный  
драконы   фиолетовый  
бабочки   голубой  
птицы   желтый  
сотворение мира   розовый  
головы драконов   зеленый  
сердце   бирюзовый  
сабли   оранжевый  
собаки   коричневый  
кошки   синий  

В контексте нашего исследования мы провели следующий анализ результатов экспресс-анкетирования.

1. Наиболее востребованными в данной аудитории оказались изображения «звезды», «лилии» и «драконов». Символика этих орнаментов представляется нам в следующем виде.

Тройная звезда. На наш взгляд, этот символ должен выражать установку на достижение, так как традиционно связан с такими понятиями, как судьба, счастье, удача, поэтому целеустремленность должна быть основным качеством, выражаемым в поведении. Мы думаем, что такой символ детерминирует рациональные модели поведения.

Лилии. Мотив лилии очевидным образом связан с христианской символикой. Тройная лилия – символ троицы и трех добродетелей: Веры, Надежды и Милосердия; в нагорной проповеди Иисус использовал знаменитые «лилейные поля», как аллегорию о вознаграждении Богом тех, кто отказался от жажды наживы; и т.д. Мы считаем, что мотив лилии может выражать стремление следовать нравственным нормам христианской морали, и выражением этого стремления в этикетных моделях поведения.

Драконы. Дракон является древнейшим мультикультурным символом, воплощающим идею силы и могущества. Короли и императоры часто использовали тотем дракона в гербовой символике, так как, только сразившись с этим фантастическим существом, лидер может подтвердить свои амбиции. Мы считаем, что те, кто выбрал орнамент с изображением дракона, выражают свою способность к лидерству и уверенность в своих силах. [30]


Одновременно в данной аудитории оказались наиболее востребованы черный, белый и красный цвета, символика которых представляется нам в следующем виде.

Так как символика белого цвета имеет рациональный характер и связана с сознательной интеллектуальной, аналитической деятельностью, то белый цвет символизирует устремления к сознательному контролю человека за инстинктами и биологическими энергиями и господство морали. Модели поведения, активизированные символикой белого цвета, связаны с использованием сознательного ресурса психики: логическое мышление, аналитика, рассудочность, расчет.

Символика черного и красного цвета связана энергиями подсознательной сферы психики, инстинктами и вытесненными желаниями. Особенностью красного цвета является то, что, связанный с символикой кровью, он содержит в себе элементы лидерства, основанного на силе и здоровье своего носителя. Модели поведения, детерминируемые символикой черного цвета, связаны с использованием таких подсознательных ресурсов психики, как чувства, эмоции, интуиция. Благодаря мистическому участию «человек в черном» чувствует себя защищенным.

Пытаясь объединить в себе значения цветовых и графических символов, можно предположить, что студенты данной аудитории, оказавшись в новой для себя ситуации, чувствуют потребность в «помощи» сильного тотема (мотив дракона, черный цвет), используют типичные этикетные модели поведения, принятые в обществе (мотив лилии, белый цвет), но при этом они уверены в себе и рассчитывают чего-то достичь в новом качестве (мотив дракона, звезды, красный цвет).

2. Наименее востребованными оказались мотивы «морской мир», «головы драконов», «сотворение мира», «кошки».Символика этих орнаментов представляется нам в следующем виде.

Морской мир. Такие морские существа, как моллюски, осьминоги, рыбы являются символами ухода от действительности, отказа от общения, замкнутостью.

Сотворение мира. Выбор такого мотива, на наш взгляд, связан с поисками в жизни гармони, что предполагает в моделях поведения таких качеств как вдумчивость, рассудительность, уравновешенность.

Головы драконов. Мотив «головы драконов», мы считаем, несет ту же символику, что и «драконы», но акцент в моделях поведения лежит в области продуманных решений, «интеллектуального лидерства».

Кошки. Выбор мотива кошек может быть связан с проявляющимися в моделях поведения качествами: самостоятельность, независимость, эгоизм.

Одновременно, наименее востребованными оказались бирюзовый, коричневый и синий цвета, символика которых связана с покоем, уравновешенностью (бирюзовый и синий) и опытностью (коричневый). [30]

Пытаясь объединить в себе значения цветовых и графических символов, можно предположить, что студенты данной аудитории не обладают такими качествами, как замкнутость, рассудительность, уравновешенность, самостоятельность, жизненным опытом и способностью к интеллектуальному лидерству, что вполне объяснимо их возрастом и уровнем социального развития.

Следует обратить внимание, что перечисленные символы необходимо рассматривать в контексте общего символического ряда человека. Тем не менее, мы думаем, что подобные исследования могут помочь в организации работы в определенной, и не только студенческой, аудитории, а также представляется перспективным не только для имиджмейкерства, но и для других областей знаний, связанных с коммуникацией.

 







Date: 2015-10-18; view: 539; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию