Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные символы гендера. В современном обществе сформировались две группы понятий, характеризующих мужчин и женщин: пол и гендер





 

В современном обществе сформировались две группы понятий, характеризующих мужчин и женщин: пол и гендер. Выделяют физический пол (англ. sex) и социальный пол (англ. - gender). Если sex обозначает биологическое разделение на мужчин и женщин, то gender отражает разделение женственности (feminity) и мужественности (masculinity). Понятие социального пола концентрирует внимание на социально сконструированных различиях между мужчинами и женщинами и отражает культурные стереотипы и идеалы маскулинности и фемининности, половое разделение труда в социальных институтах и организациях. Первая структура сформирована природой, вторая сконструирована обществом с помощью законов, морали, традиций, ритуалов, религии, искусства и т.д. Гендер указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения маскулинности и фемининности. [1]

Маскулинность проявляется в ориентации личности на достижение целей за пределами непосредственной ситуации межличностного взаимодействия, фемининность определяет контакты с другими людьми, построенными на эмоциональной близости и привязанности.

Два показателя – маскулинность и фемининность – образуют четыре типа гендерной идентичности:

1. Маскулинный (высокие показатели по маскулинным признакам – агрессивный, напористый, склонный к риску, независимый и т.п. и низкие по фемининности – ласковый, женственный, добрый, верный, внимательный к другим и пр.).

2. Фемининный (низкие показатели по маскулинным признакам и высокие по фемининным).

3. Андрогинный (высокие показатели и по маскулинным и по фемининным признакам).

4. Неидентифицированный (низкие показатели и по маскулинным, и по фемининным признакам). [22]

Рассматривая данную проблему, следует выделить следующие гендерные характеристики:

1. Гендерная идентичность – базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризует.

2. Гендерные стереотипы – широко распространенные мнения о том, что члены идентифицируемых групп похожи друг на друга.

3. Гендерные роли — один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (норм) для людей того или иного пола.

Поведение людей в разных коммуникативных ситуациях можно классифицировать на биологически и социально мотивированное. Соответственно символические элементы в имидже, акцентирующие гендерную принадлежность субъекта, можно классифицировать на биологические – секс-символы и гендерные - гендерные символы.

Источником секс-символов является природная, биологическая сущность человека – физическое тело и все присущие ему проявления. Секс-символы связаны с понятием «сексуальности» и «агрессии». [72] В своем позитивном значении они выражают качества активности и жизненной силы; в негативном - секс-символы, не вписывающиеся в шаблоны поведения, принятые в обществе, как правило, свидетельствуют о неумении себя вести, о неуважении аудитории, о стремлении к независимости и/или доминированию. Формы демонстрации физического тела, как непосредственно, так и с помощью обтягивающей и прозрачной одежды, запаха тела, жестикуляции и речевых форм, акцентирующих внимание на теле, способны мотивировать окружение на агрессивно-оборонительное поведение по отношению к объекту имиджа. В связи с этим, в культуре общества существует жесткий запрет на открытое проявление сексуальности, использование секс-символов строго регламентировано стандартами этикетного поведения.

Гендерные символы детерминируются сознательными установками человека, отражающими способ позиционирования в обществе – это конвенционные символы, выработанные человеком в процессе социализации, выражающие общее понятие сексуальности, как способа формирования типично гендерных, социально приемлемых моделей поведения. «Красота, чистоплотность и порядок занимают, очевидно, особое место в ряду требований, предъявляемых культурой» [72], где понятие «культура» определяется, как «сумма достижений и установлений, отличающую нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми». [72]

Культура поведения современного человека во многом связана с переводом гендерной символики из биологической семиотической системы в культурную. Преобразование биологического качества в культурное переводит его из области биологического, животного, бессознательного в область искусственного, рационального, «сделанного» по выработанным правилам и технологиям, т.е. сознательного, когда изменяется не качество, а форма его выражения. Например, галстук в качестве защиты гортани является сублимацией агрессивно-оборонительного мужского поведения, а предусмотренная международными этикетными стандартами «встреча без галстука» демонстрирует дружелюбие. «Окультуривание» секс-символов - сознательная деятельность, связанная с социализацией человека.

Несмотря на то, что в современном обществе происходит активный процесс сближения гендерных социальных ролей, позитивный имидж требует, чтобы «человек был четко идентифицирован по внешнему виду: женщина должна выглядеть как женщина, а мужчина как мужчина... Кроме этого, очень важно, чтобы женщина обладала, помимо женских качеств, стойким характером, работоспособностью и самоотверженностью, а мужчина к своим мужским качествам должен добавить тонкость чувств, глубину переживаний, фантазию, воображение и интуицию». [50]

Соответственно каждой гендерной роли соответствуют определенные символические элементы имиджево-коммуникативной модели. К. Юнг понимал под типично мужскими моделями «восприятие жизни как череды препятствий, которые нужно брать штурмом, проявляя героическую волю и решимость». [78] В обрядах инициации древних культур реализуется сценарий сурового испытания на силу и выносливость.

В связи с этим, для создания мужской роли требуются соответствующие символические элементы, демонстрирующие качественные преимущества субъекта в преодолении испытаний. Стереотипно мужскими качествами считаются честность, прямота высказываний, благородство поступков, верность слову, надежность, амбициозность, активность.

Для реализации «мужской» модели поведения человеку, в отличие от животного, недостаточно иметь только крупные размеры, необходимы дополнительные возможности, связанные с социальным влиянием. Поэтому качество мужской роли определяют символы, идентифицирующие его социальный статус. Классическая атрибутика делового костюма во многом является средством «окультуривания» защитно-оборонительной мужской функции: костюм зрительно увеличивает размеры, галстук защищает гортань, устойчивая обувь, короткие волосы, отсутствие бороды помогали «в бою» со времен древности.

Мужчина, демонстрирующий в имидже «тонкость чувств, глубину переживаний, фантазию, воображение и интуицию», использует в имидже элементы стереотипно «женской» символики (длинные волосы, украшения (кольца, брелки, браслетки), яркие цвета костюма, «женские» увлечения (кулинария) и др.).

Женская социальная роль подразумевает наличие таких качеств, как смирение и сострадание. В женских обрядах инициации акцент делается на тему «повиновения, пассивность, как сущностную черту, пробуждает глубочайшее ощущение покорности перед действием животворящей природной силы». [78] Соответственно при создании женственного имиджа используются символические элементы, воспроизводящие стереотипно женские качества: коммуникабельность, эмоциональность, хитрость, способность к перевоплощению, умение притвориться, подстроиться. Типичная женщина – «актриса», способная воплотить в жизнь разные социальные роли, востребованные коммуникативной ситуацией. Поэтому театральность, эпатажность, негативно воспринимаемые в имидже мужчины, допускаются в имидже женщины.

«Окультуривание» секс-символов в имидже женщины связано с искусственным усилением природного качества: удлинение ресниц, наращивание волос и ногтей, удлинение ног, увеличение бюста и размера губ, растягивание звуков и движений тела, усиление запаха и т.д.

Женщина, демонстрирующая в имидже «стойкий характер, работоспособность и самоотверженность», использует элементы стереотипно «мужской» символики (брючный костюм, короткая стрижка, отсутствие яркого грима и украшений, «мужская» машина, «мужское» хобби и др.).

Таким образом, понятие гендера может служить не только описанию различных аспектов реальной жизни, представителей обоих полов, но и анализу и объяснению властных полномочий в обществе. [45]

Мы думаем, что названные элементы являются важными источниками формирования гендерных моделей поведения и позволяют сделать следующие выводы:

1. Выделяются четыре группы символов:

- стереорипно мужские секс-символы;

- стереорипно мужские гендерные символы;

- стереорипно женские секс-символы;

- стереорипно женские гендерные символы.

2. Субъект, не использующий в имидже секс-символы, создает впечатление «слабого», пассивного, депрессивного.

3. Субъект, чрезмерно использующий секс-символы, производит впечатление «дикого», невоспитанного, агрессивного, опасного.

4. Субъект, недостаточно использующий гендерные символы, создает впечатление малокультурного, малоактивного, безамбициозного.

5. Субъект, чрезмерно использующий гендерные символы, производит впечатление прагматичного, эгоистичного, равнодушного.

6. Женщина, не использующая стереотипно «мужские» гендерные символы, производит впечатление ленивой, трусливой, низкоинтеллектуальной.

7. Женщина, чрезмерно использующая стереотипно «мужские» гендерные символы, производит впечатление жесткой, властной, амбициозной.

8. Мужчина, не использующий стереотипно «женские» гендерные символы, формирует впечатление жесткого, некреативного, педантичного.

9. Мужчина, чрезмерно использующий стереотипно «женские» гендерные символы, формирует впечатление слабохарактерного, депрессивного.

Чтобы определить, какие символы детерминируют этикетные, сексуально-романтические и агрессивные модели поведения, мы смоделировали три ситуации общения и провели экспресс-анкетирование среди мужской аудитории студентов РГУТиС. Полученные результаты оформили в виде таблицы.

Таблица 1. Результаты экспресс-анкетирования.

На ней должна быть такая одежда: Женщина, которой я захотел бы уступить место в вагоне метро, должна выглядеть так: Женщина, с которой я захотел бы провести вечер на курорте, должна выглядеть так: Женщина, с которой я мог бы вести себя грубо, должна выглядеть так:
джинсы   14,30% 14,30%
брюки с высокой талией 7%   7%
брюки с низкой талией   14,30% 36%
длинная широкая юбка 71,50%    
длинная узкая юбка с разрезом   14,30% 7%
короткая юбка   50% 36%
юбка длиною до колена 21,50% 7%  
короткая куртка 9% 70% 70%
классический пиджак 18%    
приталенный пиджак   30%  
длинный широкий плащ 36,00%   20%
плащ длиною до колена 18%    
плащ с поясом 27%   10%
полупрозрачная блузка   90% 63%
блузка из плотной ткани 58%    
трикотажный свитер 42% 10% 37%
Основной цвет ее костюма:      
белый 23% 75% 25%
красный   25% 75%
черный 74%    
темный 3%    
У нее должна быть обувь:      
спортивная   14,30% 42%
на каблуке 17% 64,30% 8,50%
высокие сапоги на плоской подошве 83%    
высокие сапоги на высоком каблуке     53,50%
короткие сапоги на каблуке   21,4  
У нее должна быть прическа:      
длинные распущенные волосы 14,30% 43% 38,50%
длинные волосы убранные в прическу 21,40% 7% 8%
короткая стрижка 7% 14,30% 38,50%
прическа с густой челкой 21,40% 28,70%  
прическа открывающая лоб 35,70% 7%  
У нее должен быть макияж:      
яркий 7,50% 21% 57%
естественных тонов 85% 43%  
с акцентом на яркие губы   7% 43%
с акцентом на яркие глаза 7,50% 21%  
с акцентом на румянец   7%  
У нее должны быть украшения:      
дорогие   42% 33%
яркие   17% 67%
оригинальные и неожиданные   33%  
что-то еще… не выявлены 8%  

Анализ результатов экспресс-анкетирования позволяет в контексте нашего исследования сделать следующие выводы.

1. На этикетное поведение мужчину преимущественно мотивирует женщина, использующая типично женскую гендерную символику и избегающая секс-символов в имидже.

2. На романтично-сексуальное поведение мужчину преимущественно мотивирует женщина, использующая женские секс-символы в имидже.

3. На агрессивное поведение мужчину преимущественно мотивирует женщина, использующая в имидже секс-символы и мужские гендерные символы (стиль «унисекс»).

Таким образом, формирование гендерной модели поведения в конкретной коммуникативной ситуации связано с передвижение символических структур от полюса секс-символов к полюсу гендерных символов; от полюса стереотипно «мужских» – к полюсу стереотипно «женских». В процессе социального развития общество сформулировало стандарты женственности и мужественности, социальной средой востребованы более-менее архаичные гендерные типы. В связи с этим, субъект должен целесообразно комбинировать все перечисленные группы символов для создания оптимального в конкретной коммуникативной ситуации имиджа.

 

Date: 2015-10-18; view: 577; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию