Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние цвета на визуальное восприятие объектов имиджа





 

Среди научных разработок связанных с формированием имиджа человека все больший интерес представляют исследования связанные с таким феноменом культуры, как цвет. Феномен цвета рассматривают в самых различных аспектах: в эзотерическом, психологическом, физиологическом, метафизическом и т.д. Исходя из современных научных исследований в области цвета и анализа истории цветовой культуры народов, можно говорить о том, что цвет играет огромную роль в жизни человека. Современные исследования в области цвета показывают, что уровень цветовой культуры человека оказывает непосредственное влияние на формирование мнения о нем, то есть на имидж.

Чувство цвета является одним из основных чувств ментально-информационного характера, формирующегося на основе выработанного обществом социально-культурного фенотипа и сенсорного опыта, что связано с функционированием физиологической, психологической и биоэнергетической систем человека. Формирование индивидуального и социального опыта происходит параллельно с развитием чувственного цветового опыта, «чувства цвета», фиксируемого в виде цветовых матриц и на их основе. Цвет позволяет человеку ориентироваться в объективной реальности, выступая в качестве внешнего признака объектов.

В связи с этим, цвет является важным средством коммуникации.

Существует широкий спектр функций цвета в человеческом обществе.

Рассмотрим некоторые из них:

Эстетическая, направленная на украшение предметной среды.

Визуальная, направленная на создание оптических иллюзий и искажений, связанных с психофизиологией цветового зрения.

Утилитарная, связанная с обеспечением соответствия цвета и функции предмета.

Гедонистическая, направленная на получения положительных эмоций от психофизиологического воздействия спектральных цветов.

Символическая, в основе которой лежит культурный фенотип.

Информационная, связанная с биологической и социальной ориетацией. В ее основе лежит эволюционный опыт по цветовой маскировке или выделению в природной среде, как, например, окраска животных и растений, татуировка.

Суггестативная, направленная на вызов у человека определенных чувств и эмоций. Например, раскраска воинов диких племен и одежда римских легионеров, внушающие страх, цвет одежды и атрибуты магов и колдунов и т.д.

Стимулирующая, основанная на свойствах цвета производить психические изменения: агрессия, депрессия, массовый психоз и т.д. [18]

В данном случае нас интересуют возможности влияния цвета на визуальное восприятие объектов имиджа. Визуальное изменение за счет цвета может оказывать влияние на общее восприятие объекта и, таким образом, использоваться в технологиях по формированию индивидуального имиджа человека. В обществе существуют стереотипные оценки, увязывающие цвет костюма человека и особенности его фигуры, хотя попытки обосновать такие стереотипы, часто носят спекулятивный характер, так как не включают эмоционально-оценочную составляющую образа. Цвет, сопоставляемый с каким-либо образом или эмоциональным проявлением прошлого опыта, является основой восприятия.

Для того, чтобы выявить и обосновать связь внешности, цвета и образа человека, мы использовали отдельные результаты эксперимента, описанного группой авторов в книге «Цвет и названия цвета в русском языке». [8]

Авторская задача исследования состояла в том, чтобы экспериментально установить соответствие между типом фигуры и цветом, который «идет» этой фигуре. В опросе участвовало 200 женщин разного возраста. Они должны были назвать цвета, которые более всего подходят определенному типу фигуры.

Экспериментальным путем было выделено 8 типов фигур:

1. стройная, статная;

2. полная, толстая;

3. худая, сухопарая;

4. крепкая, плотная;

5. хилая, нескладная;

6. солидная, представительная;

7. высокая, высокорослая;

8. низкая, ниже среднего.

Индивидуальные протоколы были сведены в единую итоговую матрицу ответов, объединив близкие по значению слова. В таблице № 1 приведены полученные результаты.

Таблица №1

Ответы Типы фигур Всего
стройная, статная полная, толстая худая, сухопарая крепкая, плотная хилая, нескладная солидная, представительная высокая, высокорослая низкая, ниже среднего
любые                  
темные                  
яркие                  
светлые                  
спокойные                  
пастельные                  
теплые                  
холодные                  
черный                  
красный                  
зеленый                  
синий                  
голубой                  
желтый                  
розовый                  
фиолетовый                  
серый                  
коричневый                  
белый                  
оранжевый                  
всего                  

 


Авторы исследования выявили, что стройным, статным фигурам идут «любые» цвета, а также «яркие», красные и белые. Полным и толстым фигурам, по мнению информантов, пристали темные, спокойные, холодные цветовые оттенки, а также черный и серый цвета. Худым, сухопарым – яркие, светлые, теплые, а также желтые, розовые и оранжевые оттенки и т.д. [8]

Тем не менее, особенности чувственного восприятия имиджевого объекта связаны не только с эстетическими факторами внешнего вида, но и с различными оптическими иллюзиями и искажениями. Насыщенность, светлота, контрастность и тепло-холодная тональность цвета существенно интерпретирует образ, который может отличаться от реального объекта. Например, при равных количественных цветовых отношениях условно тяжелым воспринимается цвет, который более насыщен, тогда как «весовые» категории цвета определяются контрастными цветовыми отношениями (желтый воспринимается «легче», чем темно-малиновый, а темно-малиновый – чем черный). [18]

Так как, в данном случае, нас интересуют не эстетические вопросы внешности, а проблемы восприятия имиджевого объекта окружением, мы выделили числовые доминанты для дальнейшего анализа, который позволяет сделать ряд предположений.

1. Черный и серый цвета – присущи типам фигуры: полная, толстая и солидная, представительная. Это позволяет предположить, что черный и, видимо, темно-серый цвета, будучи наиболее «тяжелыми», эмоционально-оценочно придают вес, авторитет, устойчивость объекту имиджа.

2. Зеленый и синий - присущи типам фигуры: крепкая, плотная; солидная, представительная. В символике этих цветов заложены элементы унификации, сглаживания различий. Так синий цвет более востребован в производстве форменной одежды, чем модной (униформа, спецодежда, джинсы, зародившиеся как спецодежда, но и сегодня сглаживающая различия социальные, возрастные, гендерные и т.д.). Зеленый цвет, на наш взгляд, так же несет в себе символику «быть как все» (маскировачная одежда, военная форма нивелирующая все проявления индивидуальности). Таким образом, мы считаем, что эти цвета, будучи тонально насыщенными, так же придают «вес» объекту имиджа, но не как отдельной личности, а как члену определенной группы.


3. Красный цвет - присущ типам фигуры: стройная, статная и солидная, представительная. Будучи цветом артериальной крови, красный подчеркивает индивидуальность и наличие здоровых лидерских амбиций у объекта имиджа. Кроме того красный цвет, обладая высокими тепловыми свойствами, визуально воспринимается в определенном месте пространства и даже при изменении количественных соотношений и насыщенности акцентирует именно пространственное положение объекта. [18] Поэтому красный используется в коммуникативных технологиях для манипулирования вниманием аудитории.

4. Фиолетовый цвет - присущ типам фигуры: крепкая, плотная и низкая, ниже среднего и, вероятно несет в себе значение «низкого и широкого». По температурным параметрам фиолетовый является самым холодным, но его проникающее свойство коротковолновой части спектра делает его чрезвычайно активным. Фиолетовый цвет обладает пульсирующим свойством: как самый холодный он стремиться в бесконечность, как излучающий – визуально стремиться на передний план, [18] что может оказывать тяжелое, давящее впечатление на аудиторию имиджа.

5. Голубой цвет - присущ типам фигуры: низкая, ниже среднего и высокая, высокорослая. Символика синего цвета позитивна и имеет элементы чего-то «необыкновенного»: «голубая мечта», «голубая даль», «блюдечко с голубой каемочкой» и др.. Полярность в определении типа фигур, мы думаем, связана со способность «голубого» эмоционально усиливать значение акцентируемого в имидже качества.

6. Желтый цвет - присущ типам фигуры: худая, сухопарая и высокая, высокорослая. В цветовом круге желтый цвет наиболее светлый и соответственно – «легкий» и в этом контексте обозначает «узкое и высокое». Воспринимаемый желтый цвет стремиться разрушить иллюзию пространства, как бы визуально приближаясь к аудитории. Его цветовые колебания визуально воспринимаются как движение на аудиторию [18] и могут, на наш взгляд, приводить к нарушению чужого психологического пространства.

7. Оранжевый цвет - присущ типам фигуры: худая, сухопарая и низкая, ниже среднего. То, что оранжевый цвет используется как принадлежность низших показателей по шкале узкий и низкий, видимо, указывает на использование его для создания иллюзии «увеличения» объекта имиджа и за счет этого привлечения внимания. Недаром этот цвет используется для костюмов спасателей и дорожных рабочих.


8. Розовый цвет - присущ типам фигуры: худая, сухопарая и хилая, нескладная, и, видимо, как в случае с «желтым», способен «облегчать» «вес» имиджа. Будучи неполноценным красным, видимо, эмоционально связан с неполноценностью и имиджевых характеристик.

9. Коричневый цвет - присущ типам фигуры: крепкая, плотная; полная, толстая; хилая, нескладная. Будучи затемненным желто-красным, коричневый лишен жизненной энергичности и, таким образом, способен придать впечатление пассивности, стабильности, приземленности, придавленности объекту имиджа.

10. Белый цвет - присущ типам фигуры: стройная, статная; солидная, представительная; хилая, нескладная. Белый цвет, как оппонентный черному является самым «легким» цветом и, видимо, создает иллюзию «возвышения» имиджа, что актуально для тех типов, которые не связаны с устойчивостью имиджевых характеристик. Для типов фигуры № 1 и 6 переводит активность «красной» энергетики из «низкой» биологической сферы в «высокую» интеллектуальную, а для типа № 1 создает преимущества, акцентируя качества, не связанные с физической привлекательностью.

Таким образом, внешнее измерение имиджа связано с внешними характеристиками имиджевого объекта. Формирование внешнего имиджа в значительной степени связано с цветовым наполнением имиджа. Изучение многообразия колористических решений имиджа, выходящих за рамки данного исследования актуально для изучения проблем, связанных с формированием имиджа и разработки имиджевых стратегий.

 







Date: 2015-10-18; view: 951; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию