Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позиционирование субъекта имиджа





 

В одном из своих аспектов имиджелогия – наука об эффективном поведении, когда под поведением понимается:

- речевое поведение человека (лексика, интонированность, дикция) (то, что и как субъект говорит, включая вздохи, покашливания, смех и другие речевые проявления);

- неречевое поведение (то, как субъект двигается, какие позы принимает, какую держит дистанцию с собеседником, какова мимика его лица);

- поведение в области формирование внешности (как субъект одевается, причесывается, использует ли косметические средства), создания вокруг себя искусственной окружающей среды.

Под эффективным поведением понимается то, что поведение всегда преследует цель, либо психологическую, либо прагматическую. Психологическая цель связана с удовлетворением каких то психологических запросов: повысить самооценку, удовлетворить чувство собственного достоинства, чувства независимости, почувствовать себя умным, востребованным, любимым. Прагматическая цель связана с получением какого-либо практически полезного результата: сдать экзамен, быть принятым на работу, получить повышение по службе, занять деньги, договориться о встрече.

В этом контексте, имидж – модель поведения человека, включающая в себя речевое поведение, неречевое поведение и поведение в области оформления человеком своей внешности. В рамках ситуативно-деятельностного подхода имидж можно рассматривать как модель поведения человека, создаваемую для каждой отдельной коммуникативной ситуации и работающую на достижение коммуникативной цели. Таким образом, имиджево-коммуникативные стратегии связаны с построением такой модели поведения, которая будет достигать результат с прогнозируемым эффектом.

Имидж как модель имеет неограниченное количество вариантов поведения и может считаться эффективным, если достигает цель коммуникативной ситуации (психологическую или прагматическую).

В имидже присутствуют следующие составляющие:

1. внешние это мимика, манеры, костюм, прическа, походка, голос, жесты;

2. внутренние это менталитет, т.е. образ мыслей, интеллект, профессионализм, интересы, ценности, хобби;

3. процессуальная сторона имиджа это эмоциональная выразительность, страстность, энергия, скорость реакций, все что связано с темпераментом, чувство юмора, артистизм;

4. Эстетические факторы необходимо вынести в отдельную категорию. К ним относятся:

- Аудиовизуальные, кинестетические характеристики (черты и выражение лица, тембр, высота и сила голоса, антропометрические данные, запах, состояние кожи, цвет волос и т.д.).

- Общеповеденческие особенности (быстрота реакций, порывистость или медлительность, движения глаз, и т.д.)

- Социально-психологические особенности (манера речи и используемый словарь, опрятность-неопрятность, стиль одежды и т.д.)

- Компоненты выражающие, выражающие сексуальность субъекта [50].

В связи с этим, стратегии формирования индивидуального имиджа во многом связаны со стратегиями позиционирования субъекта в коммуникативном пространстве.

Позиционирование является важнейшей функцией имиджа и основой для создания у аудитории мотивации оценивать субъект имиджа определенным образом и действовать в отношении субъекта имиджа определенным образом. Позиционирование субъекта имиджа – это в числе прочего вопрос самоидентификации, процесс отбора и трансляции таких имиджформирующих качеств, которыебудут выгодно выделять его в коммуникативной среде и являться его конкурентными преимуществами.

Позиционируя себя в коммуникативной среде, субъект имиджа использует ряд взаимосвязанных элементов, которые непосредственно определяют деятельностную форму выражения имиджа.

Модель позиционирования структурно включает в себя образ человека, его социальную роль, гендерные характеристики, стилевую составляющую. Эта структура подвижна, ее элементы взаимосвязаны.

Представим модель позиционирования в следующем виде

Поясним значение сегментов

Известно, что английское слово «image», в буквальном смысле обозначает «образ». В данном случае слово «образ» употребляется, как представление о человеке, как окружающие видят, оценивают его. [46] Часто «образы» человека, социальной группы или социального явления более значимы, чем сами объекты. Образ в имидже – это образ мыслительный, воображаемый, художественный, окрашенный индивидуальным, эмоциональным, часто иррациональным восприятием объекта. Восприятие образа индивидуально-субъективно и может значительно отличаться у разных людей. Образ формируется по принципу «хороший-плохой», «нравиться-не нравиться», «приятен-не приятен». За основу рациональной вербализации образа берутся имиджформирующие качества его носителя, такие как: как честный, добрый, надежный, злой, красивый и т.д. Иногда субъективное восприятие имиджевого образа может не соответствовать объективной реальности. Например: субъект, имеющий образ «делового человека», может оказаться «лентяем» и «болтуном».


Создаваемые образы могут быть настолько яркими, сильными, убедительными, завораживающими, доминирующими, что значительно нейтрализуют другие коммуникативные элементы. «Образная» составляющая имеет такое большое значение при первом контакте, так как определяет способы позиционирования субъекта в коммуникативном пространстве. Форма вербализации имиджформирующих качеств образа коррелируется со способом демонстрации конкурентных преимуществ. Например, в образе «красавицы» «красота» и будет главным конкурентным преимуществом. Бывает, что именно эффектный образ формирует способы коммуникации в деятельностном аспекте, а невыразительный – требует компенсации другими элементами структуры.

Способы позиционирования часто определяет социальная роль субъекта имиджа, так как имидж, в одном из своих определений является «публичным лицом» человека. [46] Социальная роль субъекта отражает способы его функционирования в обществе и включает в себя социальный статус, социальное положение, профессиональную роль.

Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действия, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Рассмотрим некоторые определения социальной роли:

· фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;

· функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;

· общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);

· поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;

· обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;

· устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях;

· совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;

· социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;

· существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами;

· система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;

· открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;

· представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;


· предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;

· набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения. [85]

Таким образом, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Мы рассматриваем социальную роль как функцию социального статуса личности, реализуемую на уровне общественного сознания в социальном опыте конкретного человека. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб.

Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус, так как социальная роль неразрывно связана с понятием статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина.

Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. В общественном мнении негласно существует иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других. Позиционируя себя в коммуникативном пространстве, человек соотносит свой социальный статус со статусом аудитории имиджа и ведет себя соответственно занимаемому месту. Так сильная социальная роль может доминировать в модели позиционирования, а слабая – требовать компенсации другими ее элементами. Например, некоторые индивиды компенсируют недостатки социальной роли, социального статуса, акцентированием гендерных характеристик или неформальным образом, формируемым посредством стиля.

В современном обществе многие вещи, объекты и понятия маркированы по гендерному признаку: предметы обихода, труда, роскоши, предметы, позиционированные как средство создания имиджа и т.д.

Соответственно, существует разделение труда на типично «женский» и типично «мужской» (в том числе домашняя работа). В связи с этим акцентирование гендерных характеристик в имиджево-коммуникативной модели иногда целесообразно использовать в определенных коммуникативных ситуациях, как правило, в тех, где гендерные характеристики могут служить конкурентным преимуществом (руководители, представители шоу-бизнеса и т.д.). Так, если субъект имиджа занят в трудовой сфере, маркированной противоположным гендером, то он должен демонстрировать в нужной степени имиджформирующие качества, присущие титульному гендеру. Например, женщина, занимающая должность начальника отдела должна транслировать «мужские» имиджформирующие качества: лидерство, амбициозность, низкую эмоциональность и т.д. и/или иметь в своем имидже элементы, позиционируемые как мужские: «мужскую» машину, «мужскую» одежду, «мужское» хобби и т.д. Мужчина, занятый в искусстве или социальной сфере, соответственно – коммуникабельность, эмоциональность, эмпатию и т.д. и/или иметь в своем имидже элементы, маркированные как «женские»: удлиненную стрижку, украшения (шейный брелок) цветные элементы костюма, трикотажные материалы и т.д. В то же время возможны ситуации, когда использование нетипичных гендерных моделей является способом демонстрации конкурентных преимуществ, например, премьер-министр («мужская» должность) Украины Юлия Тимошенко, создавая очень «женский» образ, эксплуатирует такие «женские» качества, как забота об окружающих, сострадание малоимущим, заинтересованность в мире и т.д. То есть, в структуре имиджа статус социальной роли коррелируется со статусом гендерной роли. В связи с развитием идей феминизма в современном обществе разработка этой линии представляется особенно перспективной для исследований.


Нетипичные, невыразительные или негативные гендерные компоненты имиджа нуждаются в компенсации другими элементами имиджево-коммуникативной модели. В то же время стереотипы гендерной роли бывают так сильно выражены в модели позиционирования субъекта, что определяют его коммуникативно-деятельностные проявления. Поэтому позиционирование субъекта в этом аспекте связано с передвижением к тому или иному гендерному полюсу в зависимости от запросов окружения.

Стиль субъекта имиджа акцентирует принадлежность к определенной социальной группе и выражает систему его ценностных координат. Важнейшими факторами, влияющими на характер социального взаимодействия, являются статусная дифференциация, уровень агрессии и выраженность гендерных и секс-символов в стилевой интеракции субъекта имиджа. На основании типичных характеристик доминирующего стиля в визуальном образе человека можно прогнозировать его социальное поведение.

Таким образом, перечисленные элементы структурно входят в имиджево-коммуникативную модель, изучение каждого актуально для оптимизации процесса формирования имиджа, для разработки концепции имиджево-коммуникативной стратегии, способов позиционирования в социальной среде.

Рассмотрим гендерные и стилевые выразительные возможности имиджа более подробно.

 







Date: 2015-10-18; view: 1045; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию